Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» Шифр дисциплины в соответствии с гос: дпп. Ф. 07

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_________________Корольков О.П.

«_______»________________2007 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«Опасные ситуации в населенных пунктах»

Шифр дисциплины в соответствии с ГОС: ДПП.Ф.07

Рекомендуется для специальности

050104 –«Безопасность жизнедеятельности»

Факультет: естественно-географический

Форма обучения: очная

Курс: 5, семестр 10

Всего часов: 48; лекции – 12; практические (лабораторные) работы - 12; самостоятельная работа – 24.

Курсовая работа - планом не предусмотрена

Экзамен не предусмотрен

Зачет 10 семестр

Псков - 2007

ОПД.В

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин (протокол № 10 от 28 июня 2007 г.) и представлена на утверждение

Программу разработал:

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры БЖ и МБД

______С.В. Манойлов

Заведующий кафедрой______________Прокофьев В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальность проблемы обучения будущих педагогов диагностике опасностей в населенных пунктах, знанию факторов риска, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные явления и процессы заключается в возросшей необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Опасные и чрезвычайные ситуации в населенных пунктах по своим разрушительным последствиям не уступают, а порой и превосходят природные, техногенные, социальные, экологические и иные катаклизмы. Это обусловлено причинами, связанными с компактным проживанием человека и социума, которые придают этим катастрофическим явлениям и процессам массовый, изощренный и целенаправленный характер. Знание будущими педагогами сущностных характеристик и классификации чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах послужит теоретической и практической основой для выявления, предотвращения и прогнозирования возникновения опасных ситуаций в населенных пунктах на территории регионов России.

Главная цель дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» - выработать у будущих педагогов готовность к выявлению, предотвращению и прогнозированию возникновения опасных ситуаций в населенных пунктах и к формированию навыков защиты от них у учащихся.

Задачи:

  • формирование знаний, навыков и умений по безопасному существованию в населенных пунктах;

  • развитие психологических свойств личности безопасного типа; формирование личностно-ценностного отношения к себе, обществу, окружающей природе, частью которой является человек;

  • формирование представления о причинах возникновения, протекании, мерах защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах;

  • ознакомление студентов с государственной системой мер защиты и предупреждения опасностей в населенных пунктах;

  • формирование у студентов прогностических навыков по опасностям в населенных пунктах.

Рабочий план и программа составлена на основе государственного образовательного стандарта 2005 года.

Программа курса «Опасные ситуации в населенных пунктах» состоит из 9 тем, дающих знание о причинах возникновения, протекании, мерах защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.

В результате изучения курса студенты должны знать классификацию и характеристики опасностей в населенных пунктах, принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в опасных ситуациях в населенных пунктах, формы и методы работы по выработке у школьников алгоритма поведения в условиях чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.

Студенты должны уметь оценивать возможный риск появления опасных ситуаций в населенных пунктах на территории Псковского региона, применять своевременные меры по их ликвидации, владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах, грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и в повседневной жизни, организовать спасательные работы в условиях опасных ситуаций в населенных пунктах.

Рекомендации преподавателям. Преподавателю, ведущему курс, рекомендуется связывать рассматриваемые вопросы с социально-политическими явлениями, урбанизацией и особенностями территории Псковской области. Преподавателю, ведущему лабораторные занятия, рекомендуется чаще использовать нетрадиционные формы проведения занятий, такие как ситуационные задачи, деловые игры и т.д.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс «Опасные ситуации в населенных пунктах» знает:

  • определение основных понятий и терминов;

  • классификацию опасных ситуаций в населенных пунктах;

  • закономерности проявления опасных ситуаций в населенных пунктах;

  • способы и методы защиты от опасностей в населенных пунктах;

  • оказание психологической помощи пострадавшим.

Умеет на репродуктивном уровне:

  • различать и оценивать приемлемые риски;

  • разрабатывать гипотетические сценарии на случай опасных ситуаций в населенных пунктах;

  • выбирать способы и методы индивидуальной защиты в условиях возникновения опасных ситуаций в населенных пунктах;

  • применять на практике выработанные правила поведения.

Умеет на творческом уровне:

  • организовывать и проводить учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ;

  • обучить учащихся правилам безопасного поведения в опасных ситуациях в населенных пунктах;

  • работать с научно-методической литературой и формировать собственные позиции по отношению к той или иной проблеме.

Методы оценки знаний, умений и навыков у студентов

Текущий контроль:

  • на лекциях – проверка посещаемости и усвояемости в виде краткого письменного отчета студентов в конце лекции по двум-трем отдельным темам (три раза за весь цикл лекций);

  • на семинарских занятиях проверка знаний по теме путем устного опроса;

  • тестирование по пройденным темам на семинарских и лабораторных занятиях (2 теста);

Итоговый контроль – зачет (контрольные вопросы и билеты разрабатываются преподавателем и утверждаются на заседании кафедры).

Контроль за проведением самостоятельной работы проводится по плану кафедры. Организованы консультации преподавателей по графику. Отчет может быть письменный, устный и определяется преподавателем.

Рекомендации для организации самостоятельной работы студентов

На освоение знаний по дисциплине предусмотрено 48 часов, из которых 24 часа отводится на самостоятельную работу. Расчет учебных часов соотношения теоретических и практических занятий, формы контроля определяются учебной частью и деканатом ЕГФ.

Самостоятельная работа студентов планируется по принципу систематизации и углубления знаний учебного материала по двум разделам программы в форме конспектирования, реферата и других форм. Для выполнения задания рекомендуется соответствующая научно-методическая литература.

Организационно – методические указания для преподавателей

При построении каждого занятия преподавателю необходимо выработать алгоритм изложения всех учебных вопросов изучаемой темы. Надо ознакомить студентов с терминологией, обозначить конкретную цель занятия, отметить значимость изучаемой темы в практической деятельности педагога.

Значительное место при проведении практических занятий уделить обсуждению проблемных вопросов темы и способов использования теоретических знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

Особое внимание уделить выработке умений и навыков по оценке вероятностных событий опасного типа, определению источников опасностей в населенных пунктах.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

48

10

Аудиторные занятия

24

Лекции

12

Практические занятия (семинары)

4

Лабораторные работы

8

Самостоятельная работа

24

Курсовые работы/рефераты

-

Вид итогового контроля: зачет

зачет

4. содержание дисциплины

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Опасные ситуации в населенных пунктах» Шифр дисциплины в соответствии с гос: дпп. Ф. 07 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность проблемы обучения будущих педагогов диагностике опасностей в населенных пунктах, знанию факторов риска, умению их прогнозировать и с их помощью выявлять опасные явления и процессы заключается в возросшей необходимости
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Отчет о результатах самообследования федерального государственного

    Содержательный отчет
    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании», «Положением о лицензировании образовательной деятельности», «Порядком комплексной оценки
  6. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  7. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  8. Проблемы и особенности развития спортивного туризма на современном этапе. (1)

    Документ
    Выписка из положения Государственного комитета Россий­ской Федерации по физической культуре, спорту и туризму о присвоении почетных спортивных званий 37
  9. Проблемы и особенности развития спортивного туризма на современном этапе. (2)

    Документ
    5. Информацоинно-рекламная и издательская деятельность 9 5. . Международное сотрудничество 30 .

Другие похожие документы..