Всвоем выступлении, говоря о развитии электронного декларирования в регионе, я хотел бы акцентировать внимание на проблемах (сдерживающих факторах) и озвучить м

Уважаемые коллеги и гости!

Слайд 1 Заставка

В своем выступлении, говоря о развитии электронного декларирования в регионе, я хотел бы акцентировать внимание на проблемах (сдерживающих факторах) и озвучить мероприятия которые проводятся как на уровне ФТС России, так и на уровне Приволжского таможенного управления в целях их минимизации.

Хочу сразу же оговориться, говоря про электронное декларирование я имею ввиду только ЭД2 (т.е. декларирование через Интернет).

Слайд 2 Доля Интернет деклараций выпущенных таможенными органами региона.

При этом необходимо отметить, что в нескольких таможенных органах Приволжского региона доля Интернет-деклараций достигает уже сейчас 100% (Т/п Аэропорт Оренбург, Башкортостанский таможенный пост (центр электронного деклараировани), Отрадненский т/п Самарской таможни)!

Слайд 3 Динамика увеличения доли Интернет-деклараций с 2010 г. по настоящее время (по квартально).

Если в конце 2009 года мы гордились достижением 5% Интернет- деклараций, в общем объеме декларационного массива, то сегодня доля Интернет – деклараций составляет уже около 80%.

Слайд 4 Преимущества Интернет декларирования

Данные темпы роста, обусловлены преимуществами Интернет декларирования которые представлены на слайде.

В то же время, существует и ряд сдерживающих факторов, которые нивелируют преимущества электронного декларирования. Данные факторы мы разделили на три группы.

Слайд 5 Сдерживающие факторы электронного декларирования

Первая группа, это факторы технического характера – в результате которых имеют место случаи сбоев при электронном обмене документами и сведениями между таможенным органом и декларантом.

Вторая группа, это факторы нормативного характера – в результате которых при электронном декларировании необходимо представление бумажных носителей.

И третья группа, это факторы технологического характера, влияющие на методологию, порядок и форму представления документов и сведений декларантами при электронном декларировании.

Далее я остановлюсь подробнее на каждом из этих факторов, а также постараюсь перейти к мероприятиям, реализация которых со стороны, таможенных органов и декларанта позволит эти факторы минимизировать.

Слайд 6 Сдерживающие факторы электронного декларирования (выделены технические факторы)

Начнем с факторов технического характера.

Основной проблемой технического характера, затрагивающей как участника ВЭД, так и таможенные органы являются сбои, выражающиеся в задержках прохождения пакетов документов от декларанта до таможенного поста и обратно.

С первого марта в управлении создано отделение круглосуточной технической поддержки, в задачи которого входит устранение нештатных ситуаций возникающих при электронном декларировании.

В целях повышения производительности и стабильности работы автоматизированной системы электронного декларирования с использованием сети Интернет в июне управлением были организованы и проведены работы по ее (АПС «ЭПС») переносу на более мощное серверное оборудование. В результате сократилось и количество нештатных ситуаций и время необходимое на их устранение.

(в мае 6 ситуаций, устраняли 11 часов, в июне 1 устранена в течении 40 минут)

Конечно, полностью исключить возникновение нештатных ситуаций мы не в силах и мероприятия по предупреждению и минимизации последствий проводятся управлением и таможнями постоянно.

Слайд 7 Сдерживающие факторы электронного декларирования (выделены факторы нормативного характера)

Теперь перейдем к сдерживающим факторам нормативного характера.

На наш взгляд, при электронном декларировании проверка документов и сведений должна осуществляться по электронным формализованным документам и электронным неформализованным документам в форматах FreeDoc (фридок), FreeBinaryDoc (фри-байнари-док), представленных лицом, осуществляющим декларирование товаров.

Исключение - когда все же в процессе электронного декларирования появляется бумажный носитель – обусловлено требованиями действующего таможенного законодательства.

Слайд 8 Нормативная база

Необходимо учитывать, что в этом случае представление оригиналов документов напрямую влияет на временные и финансовые затраты участника ВЭД. Следовательно, требование бумажных документов мы стараемся осуществлять только строго в рамках нормативных правовых актов, которыми определено представление бумажных носителей.

На слайде мы постарались отразить некоторые такие документы, с учетом практики и номенклатуры товаров, декларируемых в таможенных органах Приволжского региона.

На что хотелось бы обратить внимание присутствующих, многие таможни говорят о том, что представление бумажного носителя – часто является инициативой декларанта. Надо уходить от такой практики. Запросил таможенный орган документы и сведения – представь в электронном формализованном виде. Подчеркиваю, что именно в формализованном, представление сканированных образов документов, формализованный вид которых имеется в альбоме форматов, не допустимо.

Слайд 9 Мероприятия на уровне ПТУ (только эксперимент в Татарстане)

Со своей стороны, управлением совместно с таможнями региона, также проводятся мероприятия по минимизации факторов нормативного характера.

Анализ номенклатуры товаров перемещаемых у нас регионе, показал, что основная масса документов, представление которых необходимо на бумажных носителях относится к разрешительным документам. В результате нами было инициировано создание разрешительной базы данных в отдельно взятом регионе.

Слайд 10 Мероприятия по подготовке проведения эксперимента

На слайде вы видите мероприятия предшествующие началу проведения в Республике Татарстан эксперимента по использованию базы разрешительных документов. Я остановлюсь только на некоторых результатах.

Получив разрешение ФТС России на проведение эксперимента мы двигаемся в двух направлениях, это использование единой базы разрешительных документов:

- при электронном декларирование, когда таможенному органу представляются формализованные и сканированные образы разрешительных документов,

- при бумажном декларирование, когда таможенному органу представляются копии разрешительных документов.

В обоих случаях, должностным лицам необходимо подтверждение выдачи разрешительного документа, а иногда и его оригинал. С момента начала проведения эксперимента (с 5 апреля 2011) было уже 74 обращения к Единой безе разрешительных документов. Использование базы данных позволяет минимизировать временные и финансовые издержки участников ВЭД и таможенных органов, выраженные в сокращении сроков проведения документальной проверки декларации на товары и отсутствии необходимости дополнительно представлять в таможенный орган оригинал документа.

В масштабах ФТС России использование общероссийской базы данных разрешительных документов планируется начать с 15 августа в экспериментальном порядке (приказ ФТС России от 27.06.2011 № 1362). По инициативе управления ФТС России включила в пилотную зону для внедрения базы данных разрешительных документов 5 таможенных органов Приволжского региона.

Это Удмуртский таможенный пост Пермской таможни, таможенный пост ГАЗ и Дзержинский таможенный пост Нижегородской таможни, а также Башкортостанский таможенный пост (центр электронного декларирования) и таможенный пост Аэропорт УФА Башкортостанской таможни.

Начало ведения общероссийской базы данных разрешительных документов является значительным шагом к переходу на безбумажное электронное декларирование.

Слайд 11 Сдерживающие факторы электронного декларирования (выделены факторы технологического характера)

Перейдем к факторам технологического характера.

Понимая, что переход на безбумажное декларирование невозможен без автоматизации процессов предшествующих подачи декларации на товары, управлением инициировано создание совместной рабочей группы ФТС России и ОАО «РЖД» деятельность которой направлена на организацию электронного взаимодействия таможенных органов и структурных подразделений ОАО «РЖД».

Слайд 12 Мероприятия на уровне ПТУ (добавляем взаимодействие с РЖД)

Основной принцип, который мы закладываем во взаимодействие таможенных органов и перевозчика заключается в том, что перевозчик или его представитель будет единожды загружать необходимые формализованные документы в базу данных на уровне ФТС России, а таможенный орган будем использовать её на разных этапах совершения таможенных операций.

Слайд 13 Основание для организации электронного взаимодействия

При этом весь обмен документами и сведениями предполагается осуществлять в электронном виде, что опять же не может не отразиться на сокращении временных затрат при проведении таможенных операций. А это сокращение простоев подвижного состава и минимизация финансовых издержек получателя.

Кроме того, в рамках мероприятий по организации электронного взаимодействия с РЖД, прорабатываются схемы безбумажного документооборота при экспорте товаров, что в перспективе должно позволить участникам ВЭД подтверждать нулевую ставку НДС в налоговых органах с использованием только имеющихся электронных документов.

Слайд 14 Мероприятия на уровне ПТУ (выделено временное хранение)

Не менее важным на наш взгляд является и организация электронного взаимодействия при помещении товаров на временное хранение и их выдача со склада.

Управлением были выработаны основные подходы к организации взаимодействия таможенных органов и владельцев складов временного хранения. Для их реализации необходима доработка действующих программных средств таможенных органов, а скорее создание новых, которые бы могли позволить автоматизировать весь процесс, начиная с прибытия товаров в ЗТК таможенного органа назначения и до его выдачи со склада.

Это те мероприятия, которые проводятся управлением.

Теперь остановлюсь на мероприятиях, реализация которых декларантом, позволит минимизировать сдерживающие факторы.

Слайд 15 Преимущества Интернет декларирования

Говоря о преимуществах электронного декларирования, в первую очередь мы говорим о минимизации субъективных факторов и оперативности.

В то же время, декларантами данные преимущества используются не в полном объеме.

    При Интернет декларировании предусмотрено использование электронного архива декларанта, плюсы которого очевидны. Во-первых, при неоднократном использовании документов из архива, нет необходимости их повторно формализовывать. Для первоначального представления в таможенный орган формализовать документы все равно придется, вот только затрачиваемое на это время (а также время ожидания ответа декларанта, время работы технологической транспортной подсистемы на уровне декларант - ГНИВЦ - РТУ) значительно может повлиять на сроки проведения таможенных операций.

    Слайд 16 Схема прохождения запроса дополнительных документов и сведений без использования электронного архива декларанта

    По результатам проведенного анализа, время между отправкой запроса на получение дополнительных документов и получением этих документов в среднем составляет около 2,5 часов, что весьма существенно, особенно при экспорте товаров. Также накладывает свой отпечаток и другой фактор - если инспектор на свой запрос дополнительных документов в течение небольшого промежутка времени не получает ответа, он начинает работать с другой декларацией, а к первой, естественно, возвращается только после обработки второй.

    Слайд 17 Схема прохождения запроса дополнительных документов и сведений при использовании электронного архива декларанта

Для сравнения, при использовании электронного архива декларанта из технологического процесса запроса документов и сведений исключаются несколько этапов, весьма существенных по затрачиваемому на них времени. Следовательно, получение дополнительных документов осуществляется практически в режиме «онлайн». (от 0 до 20 минут).

Однако, доля декларантов использующих архив не велика.

Остается открытым только вопрос о времени, затрачиваемом на формализацию документов. Мы полагаем, что наиболее рациональным решением этого вопроса является организация взаимодействия декларанта с иностранными контрагентами, и в целом внедрение электронных систем управления «цепочкой поставок».

Об этом, полагаю, как раз и будет рассказывать представитель СТМ, Лугинин Михаил Геннадьевич.

Слайд 18 Сдерживающие факторы электронного декларирования

Коротко хотелось бы озвучить и мероприятия проводимые на уровне ФТС России для минимизации факторов препятствующих расширению практики электронного декларирования.

4 марта руководителем ФТС России был утвержден план совершенствования технологии электронного декларирования товаров

Слайд 19 Основные направления плана

На слайде представлены основные направления, проведение мероприятий по которым позволит с 2014 года реализовать принципы, заложенные в статье 204 Федерального закона № 311-ФЗ, а именно обеспечить 100% электронное декларирование (в соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона №311-ФЗ от 27.11.2010 до 1 января 2014 года таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме).

Основными из них являются:

- модернизация штатных программных средств таможенных органов,

- определение статуса информационного оператора и выдвигаемых к нему требований,

- автоматизация процесса информирования участников ВЭД о состоянии поданных электронных таможенных документов.

Мероприятия, запланированные ФТС России полностью должны минимизировать сдерживающие факторы и обеспечить безбумажное электронное декларирование.

Подводя итог развитию электронного декларирования в Приволжском регионе, необходимо кратко обратить внимание присутствующих и на технологию удаленного выпуска.

Слайд 20 Технология удаленного выпуска

В связи реализацией Концепции перевода таможенного оформления в приграничные субъекты, в Приволжском регионе успешно развивается технология удаленного выпуска товаров. Данная технология изначально предусматривала концентрацию товара на приграничном СВХ, а проведение документального контроля и выпуска на удаленном (внутреннем) таможенном посте, однако на сегодняшний день стала востребованной и между внутренними таможенными органами, так называемое «короткое плечо». Основой данной технологии является территориальное распределение работ по документальном и физическому контролю товаров.

Слайд 21 Особенности нового приказа

4 июля вступил в силу приказ (от 22 апреля № 845) реализующий технологию удаленного выпуска. В данном приказе технология удаленного выпуска, в том числе и на коротком плече, реализована уже с учетом различных видов транспорта, как при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, так и при вывозе с неё.

Сейчас ФТС Росси разрабатывает требования к таможенным органам, в которых возможно применение данной технологии. На основании этих требований будет формироваться перечень таможенных органов, в которых удаленный выпуск будет реализован.

Предварительно, по имеющейся информации, взаимодействие внутреннего (куда подается декларация и где осуществляется документальный контроль) и внешнего (где фактически находится товар) таможенных постов в регионе действия одной таможни, будет вводится в действие приказом таможни. В регионе деятельности РТУ приказом управления. Перечень же таможенных органов реализующих удаленный выпуск и взаимодействующих в регионе деятельности различных РТУ приказом ФТС России.

Реализация данного приказа позволит развернуть деятельность Центров электронного декларирования в полном объеме. Пока у нас в регионе центром электронного декларирования является только Башкортостанский таможенный пост Башкортостанской таможни. Решение о создании еще одного центра электронного декларирования в Татарстанской таможне уже принято и проводятся соответствующие мероприятия. Развитие электронного декларирования и технологии удаленного выпуска, расширение практики функционирования ЦЭД, послужит основанием существенного изменения технологий таможенного контроля и взаимодействия таможенных органов с лицами, перемещающими товары, путем перевода этого взаимодействия в электронный формат.

В связи с этим можно прогнозировать корректировку в ближайшем будущем компетенций и правомочий таможенных органов. Что в свою очередь повлечет модернизацию структур таможенных органов, адаптированных к современному развитию IT технологий и средств телекоммуникаций. И как результат, создание стабильного бизнес-климата и повышение привлекательности инвестиционных проектов в Приволжском Федеральном округе.

Слайд 22 Спасибо за внимание

  1. Автор нев_домий - Прикладная юридическая психология

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи
  2. «Прикладная Юридическая Психология»

    Документ
    Общественный прогресси наука. Важнейшей тенденцией движения человеческой цивилизациейв будущее выступает создание обществ, основанных на законе. Все гуманистическиеидеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи

Другие похожие документы..