Учебная рабочая программа по литературе в 11 классе Пояснительная записка

Учебная рабочая программа

по литературе в 11 классе

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по литературе 10-11 классы (автор–составитель Т. А. Калганова).

Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 11-го класса и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Содержание литературного образования направлено на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом, указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно – художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. В программе указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. В 11 классе изучается литература 20 века. Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом большое значение имеют знания по теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров:

-выразительное чтение;

-различные виды пересказа;

-заучивание наизусть стихотворных текстов;

-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

-анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

-подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Основные теоретико - литературные понятия:

-художественная литература как искусство слова;

-художественный образ;

-содержание и форма;

-художественный вымысел. Фантастика;

-историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

-литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

-авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

-деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм;

-трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль;

-проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа;

-литературная критика.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, развитие культуры устной и письменной речи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций:

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

- сравнение сопоставление, классификация;

- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Учебник под ред. В.И.Сахарова, С.А.Зинина знакомит учащихся с произведениями русской литературы, помогает осмыслить особенности творчества писателя, приобщает к самостоятельному чтению. При раскрытии каждой темы используется единая методологическая схе­ма. Авторы не ограничиваются исключительно литературной стороной дела. В соответствии с логикой раскрытия новой темы, сначала дается характеристика исторической эпохи, в которую создавался памятник, обращается серьезное вни­мание на особенности биографии автора, обстоятельства написания данного про­изведения . Далее следует характеристика литературной среды и традиции, на которую опирался или мог опираться автор при создании произведения. Тем са­мым каждый литературный памятник, что особенно важно, рассматривается в связи с исторической и культурной эпохой, в которую он возник, что ведет к луч­шему пониманию особого колорита данного литературного произведения. Далее следует анализ самого сочинения (характеристика основных идейных установок автора, характеристика главных героев, тем и сюжетных линий). При этом мате­риал подается не просто как лекция, но именно как руководство по проведению занятия с использованием широкого набора методологических приемов его орга­низации. Особо учитывается необходимость организации работы с классом, при­влечения внимания школьников к тому или иному вопросу.

Учебная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.

Согласно учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы на изучение литературы отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю. Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание рабочей программы.

Содержание рабочей программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, целям и задачам образовательной программы МОУ Сатинской СОШ.

Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов.

Литература XX века ( 102 часа)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Обзор русской литературы первой половины

XX века (2 часа)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (7 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».Рассказы «Темные аллеи» .

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (Повесть « Олеся»).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

  1. Рабочие программы по обществознанию (6-11 классы). Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данные рабочие программы разработаны на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.
  2. Рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка

    Рабочая программа
    В программе по литературе для 7 класса указано общее количество часов 68, а по учебному плану нашей школы, утверждённому МУ «Образование Карасукского района», на уроки литературы в 7 классе отводится 3 часа в неделю, за год 102 часа.
  3. Рабочая программа по истории 10-11 классы пояснительная записка тематическое планирование по истории составлено с учетом программы, рекомендованной министерством образования рб, программ и Федеральный компонент Государственного стандарта по истории 2004 г

    Рабочая программа
    Тематическое планирование по истории составлено с учетом программы, рекомендованной министерством образования РБ, программ и Федеральный компонент Государственного стандарта по истории 2004 г.
  4. Учебная рабочая программа по литературе в 9 классе

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных
  5. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  6. Рабочая программа по истории в 6 классе Пояснительная записка в 6 классе изучаются два курса истории: история среднего века(v XV вв) история России(с древности до конца XV в)

    Пояснительная записка
    Тематическое планирование составлено на основе предлагаемой программы «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории», допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства
  7. Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
  8. Рабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
  9. Рабочая программа по русскому языку, 6 класс Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное. развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение

Другие похожие документы..