Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрацииИнв. №

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор МГТУ ГА

проф., д.ю.н. ___________________Б.П. Елисеев

30 декабря 2011 г.

О Т Ч Е Т

по договору № СР - 75/2011 от 12.08.2011 г.

на выполнение работ по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 1-75.1:

Разработка инновационных информационно-образовательных технологий, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса и повышение качества обучения учащихся образовательных учреждениях общего и профессионального образования г. Москвы.

Раздел 1-75.1.1

Разработка структуры, содержания и образовательных материалов материалов для формирования электронной «Энциклопедии школьника» по гуманитарным предметам и информационным технологиям для повышения качества подготовки учащихся образовательных учреждений общего образования г. Москвы на основе требований образовательных стандартов

Подраздел.  1-75.1.1.3

Разработка научноинформационных и научнообразовательных материалов для формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» по экономике по разделу «Предмет и метод экономики».

Научный руководитель работ по договору СР-75

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель работ по договору СР-75

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель раздела 1-75.1.1

проф., д.ф.н. О.Г. Гаранина

Заместитель научного руководителя раздела 1-75.1.1

проф., к.э.н. Н.Я. Бамбаева

Москва 2011 г.

Научный руководитель

профессор, доктор философских наук Гаранина О.Д.

Заместитель научного руководителя

профессор, кандидат экономических наук Бамбаева Н.Я.

Научно-образовательный коллектив исполнителей

1.

проф.

к-т экон. наук

Бамбаева Н.Я.

2.

проф.

д-р фил. наук

Гаранина О.Д.

3.

проф.

д-р юр. наук

Елисеев Б.П.

4.

проф.

д-р техн. наук

Машошин О.Ф.

5.

Доц.

к-т экон. наук

Меланин В.А.

К выполнению организационной работы (сбор информационной информации, вычислительные работы, подбор литературы, оформительская работа, и т.д.) привлекались также

1. Понкратова И.И.

2. Ратников Н.Н.

РЕФЕРАТ

Разработаны научно-информационные и научнообразовательные материалы по формированию содержания электронной «Энциклопедии школьника» поэкономике по разделу «Предмет и метод экономики», представлены тексты лекций и дидактические материалы, обеспечивающие повышение качества обучения по предмету «экономика».

Страниц – 97, библиографических источников - 25.

Ключевые слова: энциклопедия школьника, преподавание экономики в школе, предмет экономики, методы экономики, собственность, экономические отношения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат

Список исполнителей ……………………………………………………

Оглавление…………………………...……………………………………

Введение………………………………..…………………………………

1. Разработка НИМ и НОМ для формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» по экономике по разделу «Предмет и метод экономики»…………………………………………………….

1. 1. Тексты лекций по разделу «Предмет и метод экономики» ………

1.2. Информационнотеоретические материалы по разделу «Предмет и метод экономики». ……………………………………………………..

2. Дидактические материалы по разделу «Предмет и метод экономики» ………………………………………………………………

2.1. Биографические сведения для раздела «Предмет и метод экономики» …………………………………………………………...…..

2.2. Терминологический словарь по разделу «Предмет и метод экономики» ……………………………………………………………….

2.3. Тесты

Литература………………………………………………………..............

1

2

4

5

6

6

47

84

84

90

92

ВВЕДЕНИЕ

Разработка содержания электронной «Энциклопедии школьника» по разделу «Предмет и метод экономики» осуществлялась в соответствии с дидактическими единицами Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программой среднего образования по предмету «Экономика».

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному разделу включает:

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (2 час)

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (4 час).

Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки). Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ОБМЕН, АБСОЛЮТНЫЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА (3 час)

Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, СОБСТВЕННОСТЬ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (2 час)

Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.

1. РАЗРАБОТКА НИМ И НОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ШКОЛЬНИКА» ПО ИСТОРИИ ПО РАЗДЕЛУ «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ»

1.1. Тексты лекций по разделу «Предмет и метод экономики»

Лекция: «Предмет и метод экономики»

Купрюхина Людмила Ивановна, к.э.н., доц. МГТУ ГА

План лекции

1. Экономика как наука.

2. Предмет экономической науки, развитие представлений о предмете экономической науки. Разделы экономической науки

3. Производство и его роль

4. Факторы общественного производства

5 Потребности общества.

6. Альтернативная стоимость и производственные возможности.

7. Метод экономической теории.

8. Позитивная и нормативная экономика

9. История становления экономической науки.

1. Экономика как наука.

Общественное производство в ХХI веке, как никогда ранее, требует изучения общественных отношений, которые являются внешней формой функционирования производительных сил. В процессе производства человек вступает в производственные, экономические отношения с другими людьми, производителями материальных благ. Для каждого члена общества объективно необходимо познание, изучение сущности экономических явлений и процессов, в условиях которых он осуществляет свою деятельность. Каждый человек должен обладать умением произвести правильный экономический выбор, уметь определить важнейшие направления эффективного использования ограниченных экономических ресурсов, должен знать закономерности взаимодействия спроса и предложения, конкуренции и монополии. Следовательно, необходимо изучать экономику, особенности ее функционирования, особенности производства, распределения и потребления материальных благ.

«Экономика» - слово, имеющее древнегреческое происхождение, и представляет собой соединение слов “ойкос” – дом, хозяйство и “номос” – закон и буквально означающее “Законы домашнего хозяйства”. Автором этого слова считается по одним источникам Ксенофонт, по другим - Аристотель. Это слово первоначально относилось к домашнему хозяйству, но постепенно, по мере того, как экономическая наука стала изучать источники богатства, законы экономического развития страны и всего человечества в целом, оно стало иметь и другие значения. В наше время термин “экономика” имеет три значения:

  1. Экономика – сфера общественных отношений, связанных с производством, перераспределением, обменом и потреблением жизненных благ;

  2. Экономика – народное хозяйство как совокупность всех отраслей, обеспечивающих общество материальными благами и услугами. Этот термин применим и к составным частям народного хозяйства: экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика образования, экономика региона, экономика предприятия, экономика семьи и т.д.

  3. Экономика – это и наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании ими разнообразных ограниченных ресурсов в целях обеспечения растущих потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе общественного производства

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования,
  3. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    Разработка структуры, содержания и образовательных материалов материалов для формирования электронной «Энциклопедии школьника» по гуманитарным предметам и информационным технологиям для повышения качества подготовки учащихся образовательных
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (3)

    Документ
    Разработка структуры, содержания и образовательных материалов материалов для формирования электронной «Энциклопедии школьника» по гуманитарным предметам и информационным технологиям для повышения качества подготовки учащихся образовательных
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ

Другие похожие документы..