Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит

Право на образование в Российской Федерации:

проблемы реализации

Шевченко С. В., канд. истор. наук,

(Институт права и экономики)

г. Омск

Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Данное сообщение посвящено проблемам общедоступности, бесплатности и возможности получения обязательного образования. Остановимся на терминах. Первые комментарии к Конституции невнятно объясняли понятие «основное общее образование». Из смысла комментариев выходило, что основное общее – это среднее образование, и данная формулировка была введена, чтобы отделить от понятия «среднее профессиональное образование». Другая точка зрения, прозвучавшая в первых комментариях, заключалась в том, что статус основного общего образования ниже, чем среднего, но последнее в рамках среднего профессионального образования остается общедоступным и бесплатным. Но все комментаторы были едины в вопросе о выполнении Россией международных обязательств как правопродолжателя СССР. Согласно Международному Пакту «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. государства обязуются сделать обязательным и доступным только начальное образование, а среднее, включая профессиональное, – открытым, доступным, постепенно вводя бесплатное. При этом умалчивалось, что с точки зрения развития прав человека и гражданина в России сделан шаг назад в этом вопросе, т. к. Конституция РСФСР 1978 г. закрепляла обязательность среднего образования.

Окончательно вопрос об уровнях образования решен Законом «об образовании» (далее – Закон). Первоначальный текст Закона был принят в 1992 году, но он неоднократно изменялся и дополнялся. В ст. 5 «Государственные гарантии прав граждан Российской федерации в области образования» п. 3 установлены следующие ступени: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Последние три предоставляются бесплатно только на конкурсной основе. Кстати, данная норма противоречит Конституции, в которой гарантируется бесплатность и общедоступность среднего профессионального образования, и ни о каком конкурсе не говорится.

Рассмотрим, как реализуется право граждан на образование на его отдельных стадиях. Согласно переписи 2002 г. в России проживало 5 млн 168 тыс. 828 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Посещало детские дошкольные учреждения 3 млн 577 тыс. 282 ребенка. В среднем на 1 000 детей не ходили в детские сады 310. [1] Причины непосещения детьми дошкольных образовательных учреждений могут быть разные: неработающие мамы, возможность оставить с бабушкой, наем няни и т. д. Но также одним из факторов является отсутствие у родителей возможности оплачивать пребывание ребенка в детском саду.

В п. 8 статьи 41 Закона говорится, что образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц (В ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В декабре 2004 г. Правительство одобрило «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации». Один из разработчиков Кузьминов Я. И., ректор Высшей школы экономики, член Российского общественного совета образования заявил в свое время, что по Конституции дошкольникам бесплатно должно даваться только образование, а за манную кашу надо платить. В соответствии с этим подходом стали урезаться бюджетные статьи расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений. На местах заведующим детскими садами говорилось, что финансирование будет касаться только заработной платы работников, остальные расходы – на коммунальные услуги, питание детей и т. д. – должны осуществляться за счет платы родителей и их добровольных пожертвований.

Подобная экономическая практика проводится и в других образовательных учреждениях. «Добровольные пожертвования» со стороны родителей в фонд школы, оплата родителями охраны школы и др. стали нормой. Особенно сложная ситуация сложилась в сельской местности. С одной стороны, большая часть сельского населения не в состоянии оплачивать обучение своих детей, с другой, сокращается государственное финансирование. В п. 2 статьи 41 Закона говорится о нормативах финансирования образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. При этом подчеркивается, что для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Согласно же «Приоритетным направлениям…» необходимо провести структуризацию сельских школ, т. к. их содержание дорого обходится бюджету. Фактически это означает сокращение образовательных учреждений в сельской местности. В 2002 г. в сельской местности проживало 21 млн 692 тыс. 125 человек трудоспособного возраста. Из них неграмотные – 105 тыс. 498, не имеющие начального общего образования – 136 тыс. 567, имеющие начальное – 608 тыс. 349, имеющие основное общее – 3 млн 546 тыс. 870. [2, с. 12] Таким образом, 20,27 % трудоспособного сельского населения на тот момент (проведение переписи) уже не имело среднего образования.

Помимо экономической составляющей на получение образования влияют и другие факторы, в частности порядок его получения. По Закону обучение в общих образовательных учреждениях начинается с возраста 6 лет и 6 месяцев и продолжается до получения обязательного образования, т. е. основного общего. Требование обязательности сохраняется в отношении конкретного лица до достижения им возраста 15 лет (п. 4 ст. 19).

Предельный возраст получения основного общего образования по очной форме обучения – 18 лет (исключения составляет особая категория граждан, перечисленная в п. 10–12 ст. 50 Закона (дети с отклонениями в развитии, с девиантным поведением, граждане, содержащиеся в исправительно-трудовых учреждениях)). Однако и здесь все не так просто. Лица, имеющие академические задолженности по двум и более предметам, по усмотрению их родителей, остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. В любом случае перевод в следующий класс производится по решению органа управления образовательного учреждения. При этом не освоившие программу предыдущего уровня не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (п. 4–5 ст. 17 Закона).

Закон предлагает следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, в форме семейного образования, самообразования, экстерната (п. 1 ст. 10 Закона). Приказом Министерства образования и науки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» вводится также дистанционное обучение для всех ступеней образования, включая начальную. Еще один интересный момент. Обеспечение детей обязательным образованием возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Таким образом, отдельные нормы Закона фактически ведут к тому, что обязательность получения образования гражданами России не выполняется. В 2002 г. из числа граждан возраста 15–17 лет (7 млн 623 тыс. 254 чел.) были неграмотными 22 тыс. 542, не имеющими начального образования – 37 тыс. 172, имеющими начальное – 609 тыс. 849. Т. е. из тех граждан, которые к указанному возрасту должны иметь основное общее образование почти 9 % такового не имели. [3, с. 6]

Возникает вопрос, что делать с теми, кто не получил основного общего образования. Пожалуй ответ на этот вопрос дает ст. 21 Закона. Лица, не получившие основного общего образования, в необходимых случаях при поддержке государства могут получить профессиональную подготовку в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующую лицензию и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию. Ее целью является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. И самое интересное: профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Вопрос о лицах, не получивших обязательное образование, закрыт.

Дополнительной проблемой реализации права на образование является качество обучения, учебников и обязательных образовательных стандартов. Но данный вопрос требует дополнительного изучения.

В рамках же данного сообщения можно сделать вывод, что законодательство не гарантирует гражданам России реализации ими своего права на получение образования, которое по Конституции объявлено общедоступным и бесплатным. Это же относится и к получению обязательного образования.

Библиографический список

1. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: Образование. – М.: ИЦ «Статистика России», 2004. – Кн. 1. – С. 872.

  1. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (1)

    Книга
    Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г.
  2. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации (2)

    Документ
    Частично изменился авторский коллектив. Ушли из жизни наши соавторы предшествующих изданий комментария - известные ученые-юристы - доктора юридических наук С.
  5. Заседание открыл Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин ельцин Б. Н

    Заседание
    Ельцин Б.Н. Уважаемые члены Совета Федерации! По Конституции в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 178 мест. К сожалению, 6 мест пока не заполнены, вакантны.
  6. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (14)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  7. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

    Доклад
    Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
  8. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации (2)

    Доклад
    Рабочая группа провела заседания 17-19 июля 1995 года, 4-6 декабря 1995 года, 30-31 мая 1996 года, 15 октября 1996 года, 15 апреля 1997 года, 22-23 июля 1997 года, 9-11 декабря 1997 года, 29 июля 1998 года, 16 и 17 декабря 1998 года
  9. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации (3)

    Доклад

Другие похожие документы..