Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века

На правах рукописи

Занкова Анна Валентиновна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ

В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БАЛЕТАХ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону — 2008

Работа выполнена

в Российской академии музыки им. Гнесиных

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, доцент

Тихонова Александра Иосифовна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

Демченко Александр Иванович

кандидат искусствоведения

Кисеева Елена Васильевна

Ведущая организация:

Московский государственный

институт музыки им. А. Г. Шнитке

Защита состоится «15» мая в «16.00» часов на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростов-ской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Автореферат разослан «12» апреля 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат искусствоведения И. П. Дабаева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы и постановка проблемы. Возрастание интереса к проблеме диалога составляющих в синтетических видах искусства — характерная тенденция современного искусствознания.

Хореография и музыка в балете, подобно слову и музыке в вокальной лирике, музыке и драме в опере никогда не были и не могли быть зеркальным отражением друг друга, это скорее «договор о взаимопомощи», «единоборство» (Б. Асафьев). История балетного жанра — в первую очередь история изменения характера взаимодействия видов искусств, в нем участвующих.

В российском балете первой трети XX веке сформировались две ведущие тенденции, характеризующие формы диалога составляющих. В первые десятилетия XX века надежды на раскрепощение балета, освобождение его от условностей классического танца связаны с преобладанием музыкального начала. 1920-е годы характеризуются новым всплеском синтетических поисков, каждому из искусств определяется строго ограниченная роль в спектакле. Возврат композитора к роли, подчиненной хореографу, оказался необходимым на пути к созданию новой целостности.

Обе тенденции впервые наметились в творчестве композиторов так называемого второго плана. Возрождение забытых имен и произведений, внимание к фигурам, составляющим культурный фон, заполнение «белых» пятен российской музыкальной жизни первой трети XX века, стремление к пониманию целостности художественной культуры также стало актуальным направлением современного искусствознания.

В диссертации исследуется процесс становления нового типа мышления в балете, ставится и рассматривается актуальная проблема формирования ведущих тенденций развития российского и европейского балетного театра XX века.

Материал исследования включает балеты И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»; С. Прокофьева «Шут», «Блудный сын», «На Днепре».
В диссертации также исследованы малоизученные балеты Н. Черепнина «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо»; С. Василенко «Иосиф Прекрасный»; Р. Глиэра «Красный мак»; Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», «Пламя Парижа» и предпринята попытка воссоздания и анализа некоторых ушедших со сцены спектаклей.

За рамками исследования остались крупные сочинения «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей» Д. Шостаковича. В те годы они не вполне состоялись как целостные балетные спектакли и получили жизнь лишь в конце XX столетия, благодаря великолепным постановкам Ю. Григоровича. Наивысшее достижение отечественного балетного театра — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — также сознательно не включено в исследование. Произведение стало качественно новым этапом в эволюции жанра. В диссертации изучаются подступы к шедевру, находящемуся в центре внимания многих музыковедческих трудов.

Цель работы — на избранном материале раскрыть суть и направленность изменения характера взаимодействия музыки и хореографии в отечественном балете первой трети ХХ века на фоне сложных, противоречивых процессов, протекавших на переломном этапе российской музыкальной культуры.

Для достижения цели решаются основные задачи:

· определить специфику взаимодействия искусств в балетном театре первой трети XX столетия;

· показать значимость целостности процесса создания, интерпретации и восприятия художественного произведения;

· проследить динамику изменений характера сотворчества балетмейстера и композитора в российских балетах начала XX века, суть которых заключается в отдалении или сближении музыки и хореографии как коррелирующих элементов целого;

· прояснить причины смены разновидностей диалога хореографии и музыки и перехода от детерминирования к сопряжению, а затем от оппозиционности к контрапункту;

· выявить в обозначенных балетных сочинениях концентрированное выражение тенденций обновления жанра под влиянием смежных искусств.

Степень исследованности проблемы. В ракурсе обозначенной проблемы основные источники можно разделить на две группы — о взаимодействии музыки и танца в балете и о проблеме синтеза искусств в художественной культуре обозначенного периода.

К первой группе относятся музыковедческие и балетоведческие труды, посвященные диалогу музыки и хореографии в балетном спектакле. В работах 1950 — 1980-х годов Б. Асафьева, М. Друскина, Ю. Слонимского, В. Ванслова намечены основные вопросы неразрешимого противоречия между музыкой и танцем; сложной структурной организации целого; сосуществования в балете двух процессов формообразования — пластико-танцевального и музыкального, драматургической и жанрово-стилистической роли каждого и другие повороты исследовательской мысли, которые воплотятся в современных исследованиях.

Современные исследования балетного жанра как музыкального феномена, освещающие проблемы своеобразия диалога музыкальных форм с хореографическим рисунком балета, вопросы изменения функции музыки в балете в различные художественно-стилевые эпохи исчерпываются работами Е. Дуловой, В. Холоповой, И. Вершининой, Ю. Розановой. Балетоведение располагает обширной и разветвленной литературой, ориентированной, однако, на театрально-хореографическую специфику. В крупных трудах В. Красовской,
Е. Суриц, П. Карпа, О. Астаховой, диссертациях Е. Федоренко, С. Давыдова затрагиваются вопросы синтеза искусств, симфонизма музыкального и хореографического. Но особенности его воплощения зачастую остаются за рамками исследований, также как и музыкальные свойства. Кроме того, с точки зрения создания художественного целого, сочинения 1910-х и 1920-х годов музыковеды и балетоведы относят к разным, не связанным между собой историческим периодам развития жанра.

Ко второй группе источников следует отнести фундаментальные исследования, где музыкальное искусство рассматривается в сложном контексте российской культуры; проводятся параллели между видами искусств, направлениями, стилями. Наиболее важными в этой сфере стали работы Д. Сарабьянова, Г. Стернина, Т. Левой, И. Азизян, Г. Степанова, В. Турчина, М. Неклюдовой, Н. Русаковой, А. Демченко, Л. Долгополова, Б. Галлеева, Т. Рыбкиной.

Научная новизна исследования заключается в том, что балеты первой трети XX столетия впервые анализируются сквозь призму взаимодействия в них разных составляющих, включая пересечение музыкального, пластического, сценографического воплощений художественного образа. Впервые, с позиции взаимодействия искусств, проанализирован пласт истории жанра, который не подвергался в музыкознании и балетоведении специальному изучению. В орбиту исследования вводится ряд малоизвестных или ныне забытых сочинений. В работе выдвинуто положение о формировании в первой трети XX века двух ведущих для развития балетного жанра всего столетия тенденций — неравноправного конфликтного соединения музыки и хореографии, когда составляющие самопроявляются с максимальной интенсивностью, не образуя целостного слияния, и контрапунктического разъединения искусств, где каждому отводится ограниченная роль, но создается более тесное взамодействие-взаимопроникновение.

Методологическая основа исследования опирается на музыкально-исторические, музыкально-теоретические и культурологические методы. В работе используются методы сравнительного анализа, работы с источниками (привлечен обширный документальный материал). В исследовании важен междисциплинарный аспект, проводятся параллели со смежными искусствами.

Диссертация опирается на принципы подхода к проблеме синтеза музыки и хореографии в балете и терминологический аппарат, выдвинутые Е. Дуловой. Степень их взаимодействия в балете зависит от взаимообусловленности искусств, от меры тяготения хореографии к музыке или связи музыки с танцевальными движениями. Соответственно в диссертации применяются следующие понятия. Музыка сопряженная (сопряжение) — демонстрирует самую высокую степень имманентно-музыкального развития, когда есть нарушение равновесия между хореографической композицией и музыкальной в пользу музыки. Взаимодействующая или детерминированная музыка — характеризует синтез с большим равновесиеммежду хореографической и музыкальной композицией, причем в последней присутствует элемент сопровождения.

Практическая ценность исследования. Результаты работы могут быть полезны в дальнейшей исследовательской деятельности, в частности, в разработке проблемы взаимодействия музыки и хореографии как феномена, пронизывающего стадии развития жанра и ступени существования балетного спектакля. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе — в вузовских курсах истории музыки и истории хореографии.

Апробация результатов исследования.Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных, Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова и была рекомендована к защите 27.03.2008 года.

Основные положения изложены в публикациях, список которых приводится в настоящем автореферате; ряд положений работы отражен в докладе на научной Интернет-конференции. Материал исследования был широко использован автором в лекционных курсах «Музыкальной литературы» и «Методики преподавания музыкальной литературы»
в МССМШ (Колледже) при РАМ им. Гнесиных, на открытых уроках в методкабинете.

Положения, выносимые на защиту.

1. Формирование в российском балете конфликтного синтеза, с доминированием музыкального начала в 1910-х годах и развитие контрапунктического синтеза, где равным по значению искусствам отведена строго определенная роль в 1920-х, — две важнейшие для эволюции жанра тенденции, связанные с проблемой диалога искусств и созданием художественного целого.

2. Обе тенденции впервые обозначились в сочинениях Н. Черепнина, Р. Глиэра, Б. Асафьева, С. Василенко — композиторов второго плана. В произведениях крупных мастеров названные тенденции либо дошли до апогея (И. Стравинский, С. Прокофьев), либо не нашли отражения в силу индивидуальных стилевых особенностей (Д. Шостакович).

3. Взаимодействие музыки и хореографии — стадиальный процесс; ступени его развития — рождение синкретического праобраза и его динамическое развертывание, синтез в зафиксированном художественном тексте, модели соединения в исполнительской интерпретации и сознании реципиентов — неразрывно спаяны.

4. Предпосылкой взаимодействия музыки и хореографии становится внутренняя готовность к нему авторов, исполнителей и реципиентов, от нее зависит, состоится ли «отклик» на синтезирующие процессы в тексте.

Структура работы. Диссертация включает основной текст (введение, три главы, заключение), библиографический список (220 источников), нотные примеры, указатель русских балетов первой трети ХХ века, список использованных в работе клавиров и партитур, фотографии декораций и костюмов.

  1. 1. Введение. Музыка Древней Руси

    Документ
    Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племен, населявших территорию Древней Руси до образованияв IX в. первого русского государства (КиевскаяРусь).
  2. Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» (1)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  3. Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» (2)

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Музыкальная драматургия балета» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (571)

    Автореферат диссертации
  5. Сегодня в кинотеатре "Художественный" пройдет городское благотворительное мероприятие "Моя семья!" для многодетных, приемных и неполных семей, посвященное Между

    Документ
    Сегодня в кинотеатре "Художественный" пройдет городское благотворительное мероприятие "Моя семья!" для многодетных, приемных и неполных семей, посвященное Международному дню семьи.
  6. Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX начала XX вв (1)

    Диссертация
    АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблемы взаимодействия пластических искусств – изобразительных (графики, живописи, скульптуры) и выразительных (декоративно-прикладного искусства и архитектуры) в преломлении через хореографию на различных
  7. Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX начала XX вв (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2009 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 009 001 01 при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств по адресу: 9034, г.
  8. Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин (1)

    Документ
    Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
  9. Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин (2)

    Документ
    Данный сборник – коллективный труд профессорско-преподавательского состава кафедры Теории и истории музыки. В нем представлены программы всех курсов, читаемых коллективом кафедры в соответствии с требованиями современного учебного плана.

Другие похожие документы..