Обзор о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников рсс

ОБЗОР

о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников РСС

Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.

Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» - системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Необходимость создания такой системы отмечена в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) – Женевской декларации принципов и Плане действий (2003 год) и Тунисской программе для информационного общества (2005 год), в подготовке и продвижении основных положений которых активное участие принимали страны участников РСС.

Женевский План действий в области электронного государственного управления (С.7. 15. Электронное государственное управление) предусматривает:

  • осуществление стратегии электронного государственного управления, уделяя основное внимание приложениям, направленным на обеспечение инновационной деятельности и прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение эффективности и укрепление связи с гражданами;

  • разработку на всех уровнях национальных инициатив и услуг электронного государственного управления, соответствующих потребностям граждан и деловых кругов, с тем чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов и публичного достояния.

  • поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления.

Тунисская программа для информационно общества (п. 90) предусматривает:

  • поддержку использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;

  • разработку и внедрение приложений в области электронного правительства,основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.

Электронное государственное управление является важной составной частью национальных электронных стратегий, которые согласно решениям ВВУИО должны быть разработаны правительствами стран до 2010 года, и стать неотъемлемой частью национальных планов развития и стратегий снижения уровня бедности.

В большинстве стран участников РСС – Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы – Электронный Азербайджан, Электронная Беларусь, Электронная Молдова Электронная Россия, Электронная Украина и др. В ряде стран приняты и выполняются планы действий (мероприятий) по реализации национальных стратегий развития ИКТ, важнейшей составной частью которых являются программы создания «электронного правительства». В последние годы в странах Содружества заметно повышается уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов. Однако, создание общегосударственных систем оказания услуг электронного государственного управления находится на различных стадиях построения.

В Азербайджанской Республике принятые в последние годы законодательные акты воплощают в себе основные задачи, важные для формирования отвечающего современным требованиям э-правительства и определяют правовые рамки для их реализации. Дополнения и поправки к принятым законам «О телекоммуникациях», «Об электронной подписи и электронном документе», «О получении информации», «О получении информации об окружающей среде», «О биометрической информации», Гражданскому и Налоговому кодексам, указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики, решениям Кабинета Министров и другим соответствующим нормативным актам создали условия для внедрения решений э-правительства.

Обеспечение создания, содержания и развития сегмента сети Интернета для государственных органов Азербайджанской Республики в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года за номером 172 «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики» усилило внимание к использованию информационных ресурсов Интернета в упомянутых структурах и позволило поднять эту работу на более высокий уровень. Почти все органы центральной исполнительной власти, основная часть органов местной исполнительной власти и отдельные органы местного самоуправления обладают информационными ресурсами Интернета, которыми пользуются для информирования и оказания услуг населению. С 2000 года государственные структуры пользуются доменом «gov.az», что создаёт условия для систематизации организации и применения информационных ресурсов.

Министерство связи и информационных технологий, будучи ответственной структурой за осуществление государственной политики по развитию ИКТ в стране и координатором выполняемых работ по реализации Национальной Стратегии, подготовило официальный информационный портал, сдало его для пользования на русском и английском языках с целью претворения в жизнь принципа прозрачности по проводимым в этом направлении работам, создания условий для обеспечения пользователей информацией.

Представленные здесь нормативно-правовые акты, тарифы услуг, электронные образцы стандартных документов, информации связанные с деятельностью, видеографические и другие материалы, являются наглядным примером информационного ресурса Интернета любого государственного органа.

Представление электронных налоговых деклараций, подача заявлений абитуриентами и бакалаврами для участия в приёмных экзаменах, заявлений в связи с приёмом на государственную службу, уточнение избирательных списков, внедрение электронных карт здоровья, обращение с электронным письмом в различные государственные органы, получение сведений превратились в реалии нашей жизни.

Следует отметить, что созданные во многих отраслях информационные системы охватывают все внутриотраслевые структуры на территории страны. Примером могут служить существующие системы в сфере таможни, налогов, банков, здравоохранения, юстиции, образования, социальной защиты.

Завершился первый этап совместного проекта Правительства Азербайджана и Программы Развития ООН «Инициатива Сеть Национальное Э - Управление» (AzDataCom), реализация которого была начата в июле 2005 года. Продолжается оказание информационных услуг по городам Баку и Сумгайыт, Абшеронскому району, 8-ми регионам в направлении города Гянджа. После полного завершения проекта будет создана инфраструктура сети, охватывающая все регионы страны и возможности использования ИКТ возрастут повсеместно.

На основе международного опыта и с учётом местных условий создаётся государственный реестр имеющий особое значение для деятельности «Э – правительства». Формирование реестра населения, реестра движимого и недвижимого имущества, реестра нормативных актов, реестра адресов, реестра административно-территориального деления, реестра юридических лиц и множества других важных реестров послужит причиной качественного повышения деятельности государственных органов. Ведение в этих реестрах на общих основаниях учёта сведений, касающихся каждой личности, создаст в будущем условия для организации их скоординированной деятельности, внедрения принципа «единое окно» в оказании услуг населению, упрощения контактов населения с государственными органами, перехода их в более подходящие формы и более оперативному осуществлению.

В настоящее время ведутся работы по созданию инфраструктуры необходимой для внедрения электронной подписи. Формируемые центры сертификационных услуг будут оказывать услуги государственным органам, бизнес структурам и другим юридическим лицам, гражданам. Как продолжение этих работ станет возможным создание системы электронного документооборота в государственных органах.

  Протокольным решением N 35 от 28 августа 2008 г. Правительство Республики Армения одобрило “Концепцию развития сферы информационных технологий”, которая предусматривает внедрение программ электронного управления в государственных органах страны в 2008-2011 гг. В частности, предполагается осуществление следующих действий:

  • утверждение стандартов электронного управления по безопасности, защите авторских прав, функциональной совместимости и инфраструктурам;

  • признаки выбора программ и технические характеристики;

  • разработка комплекса электронных услуг по различным направлениям, включая электронное обучение, электронную культуру, электронное здравоохранение и т.д.

Ключевую роль в этой системе будет играть электронное правительство, отдельные составляющие которого уже применяются в государственных органах Армении. В частности, действует новая версия многофункционального сайта Правительства Армении: www.gov.am

Программа стабильного развития – стратегический документ республики, также включает ряд положений и прогнозов по развитию электронного правительства. Сейчас Министерством экономики Республики Армения разрабатываются концептуальные основы внедрения систем электронного управления.

Между рядом министерств Армении и аппаратом Правительства действует также система электронного документооборота, где сейчас также внедряется услуга электронных цифровых подписей. В будущем к этой сети присоединятся и остальные органы государственной власти республики.

С июля 2006 года в мэрии г. Еревана и ее всех подразделениях, а с апреля 2007 года во всех 12-ти общинах столицы внедрена и эффективно действуют система предоставления услуг “Одно окно” и автоматизированная система электронного документооборота “Элпас” (“Элдок”). Оптическими линиями связи создана единая сеть, соединяющая мэрию со всеми общинами. В единую сеть включены более 300 компьютеров. В настоящее время документооборот в мэрии и общинах полностью осуществляется по этой системе.

В Республике Беларусь реализация общесистемных проектов для формирования технологической инфраструктуры "электронного правительства" осуществляется в рамках Государственной программы "Электронная Беларусь". Программа "Электронная Беларусь" принята в декабре 2002 года на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года.

В 2003 - 2006 гг. в рамках реализации Программы закончен ряд проектов по созданию автоматизированных информационных систем органов государственного управления.

Начиная с 2007 г. создается информационно-коммуникационная инфраструктура, ориентированная, в первую очередь, на формирование системы оказания государственных информационных услуг и разрабатываются информационные системы взаимодействия государственных органов и потребителей (граждан и организаций) на основе реализации принципа «одного окна».

Базовый проект Программы - создание общегосударственной автоматизированной информационной системы. В 2008 г. выполнен первый этап - разработана базовая версия программного обеспечения интеграционного ядра системы. На РУП «Белтелеком» создана техническая инфраструктура для развертывания программно-технического комплекса информационной системы.

В Республике Беларусь в 2008 году принят закон "Об информации, информатизации и защите информации", разработан и внесен проект закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

Во второй половине 2008 года начата работа над Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь, которая должна определить условия, необходимые для эффективного применения ИКТ для реализации государственных программ социально-экономического и инновационного развития Республики Беларусь, координации отраслевых и региональных программ информатизации, в Республике Беларусь на период до 2015 года, с учетом необходимости:

  • преобладания в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

  • придания ведущей роли информационным ресурсам в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;

  • возрастания роли телекоммуникационной инфраструктуры в системе производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;

  • удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в информационных продуктах и услугах;

  • создания эффективного механизма мониторинга и управления развитием информационного общества.

В Республике Казахстан в 2004 году утверждена Государственная программа формирования «электронного правительства» на 2005 – 2007 годы, направленная на обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.

Внедрение «электронного правительства» в Казахстане направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.

В основу реализации Государственной программы заложена идея достижения «через «электронное правительство» прогрессивного информационного Казахстана».

В 2008 году были завершены технологические работы по созданию инфраструктуры электронного правительства - созданы все основные компоненты инфраструктуры электронного правительства. Его фундамент - база данных регистра недвижимости, база данных физических и юридических лиц, адресный регистр, портал электронного правительства, а также ведомственные информационные системы. Взаимодействие государственных баз данных и доступ к ним через Интернет обеспечивает созданный в прошлом году шлюз электронного правительства. Стратегия развития электронного правительства предполагает, что услуги государства будут доступны по многим каналам. Например, через web-узлы, вход в которые обеспечит и персональный ПК, и мобильный телефон, а также через информационные киоски и Центры обслуживания населения.

  1. Обзор о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников рсс (2)

    Документ
    Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» – системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых
  2. Информационный бюллетень статей по журналам транспортной тематики за IV квартал 2010 года

    Информационный бюллетень
    1. Молчанов В. В. Реостатным испытаниям - комплекс АРАМИС / В. В. Молчанов, В. Ф. Тарута Локомотив : массовый производственный журнал. - 2010. - N 10.
  3. Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году

    Конкурс
    на право заключения государственных контрактов на выполнение отраслевых научно-исследовательских работ для нужд Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2011 году
  4. Отчет о работе Исполкома рсс за 2010 год

    Содержательный отчет
    В 2010 году Исполком РСС совместно с администрациями связи Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Молдова и другими администрациями связи РСС организовал подготовку и проведение 42-го заседания Совета РСС и 15-го
  5. Дайджест публикаций на сайтах органов государственного управления в области информатизации стран СНГ (4)

    Документ
    1.1. 28 декабря 2011 г. состоялось заседание Общественного совета при Минсвязи по вопросам развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в области связи и информатизации.
  6. Заседание высшего органа рсс

    Заседание
    Заседание высшего органа РСС 7 декабря 2011 года в г.Киев (Украина) прошло 45-е заседание Совета глав администраций связи Регионального содружества в области связи (Совет РСС).
  7. План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития

    Документ
    Разработка и реализация национальных программ структурных преобразований экономики государств – участников СНГ, в том числе в целях минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса
  8. Отраслевая программа оразвитии информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы Содержание

    Программа
    уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию ИКТ в Республике Казахстан (количество гармонизированных стандартов от общего количества стандартов ИКТ – 77%);
  9. Информационный обзор периодики и поступивших книг (10)

    Документ
    Окончание рецессии и начало восстановления, объявленное Национальным бюро экономических исследований США осенью 2010 г. Прирост реального ВВП в ряде стран, 2009-2010 гг.

Другие похожие документы..