Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое

Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое воспитание детей, осуществляемое на научной основе с раннего возраста, предопределяет правильное развитие школьника, подростка, обеспечивает высокую работоспособность взрослого человека, его трудовую и социально активность.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения — естественные и специально организованные. Объем их определяется биологическими особенностями организма. Естественную биологическую потребность ребенка в движении называют кинезофилией.

Суммарная двигательная активность за определенный промежуток времени (час, сутки, неделя и др.) оценивается по продолжительности двигательного компонента, количеству локомоций (шагов) и величине энергозатрат. Двигательная активность человека зависит от ряда биологических и социальных факторов, важнейшими из которых являются его возраст, пол, климатические условия, сезон года, состояние здоровья, образ жизни семьи, наличие благоприятных условий для занятий различными видами спорта и др. Дефицит движений вызывает в организме многообразные изменения от адаптивных до предпатологических и патологических и обозначается термином гипокинезия. Чрезмерная двигательная активность встречается у юных спортсменов при ранней спортивной специализации и форсированной спортивной подготовке, она связана с истощением симпато-адреналовой системы и называется гиперкинезией.

Физическое воспитание — это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности.

Правильно организованное физическое воспитание является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях. Оно осуществляется на основе следующих принципов:

• соответствие средств и форм физического воспитания возрасту, полу, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка;

• систематичность, регулярность занятий;

• постепенное увеличение нагрузок;

• комплексность воздействия разнообразных средств и форм физического воспитания;

• учет индивидуальных особенностей и функциональных возможностей организма ребенка.

Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные движения, личная гигиена.

Система физического воспитания включает в себя четыре вида обучения, которые в общеобразовательных учреждениях разного типа обеспечиваются конкретными организационными формами.

Основное обучение включает занятия и уроки физической культуры. Дополнительное обучение обеспечивается следующими видами: физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах и прогулках, час здоровья в группах продленного дня. Факультативное обучение представлено внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных кружках и секциях, в группах лечебной физкультуры, ежемесячными днями здоровья и спорта. Самостоятельное обучение включает подвижные игры, экскурсии, походы с родителями, занятия в группах (клубах) плавания, закаливания, бега, велоспорта, тренировки по индивидуальному плану.

Составной частью физического воспитания является закаливание, которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Специфический эффект закаливания вызван направленным развитием и совершенствованием терморегуляторных механизмов ответа организма на воздействие метеорологических факторов, прежде всего на низкие температуры. Неспецифический эффект проявляется через повышение иммунологической сопротивляемости организма детей, что приводит к снижению заболеваемости.

Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие включают в себя элементы закаливания в повседневной жизни: ежедневные гигиенические водные процедуры, душ, купание, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, регулярное проветривание помещений. К специальным закаливающим процедурам относят гимнастику, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Возможности физического воспитания расширяются при наличии плавательного бассейна и сауны. Возрастные регламенты плавания, пребывания в сауне, температурный режим воды в бассейне и термокамере и прочие условия обоснованы и принципиально отличаются от таковых для взрослых.

Контроль за физическим воспитанием в образовательных учреждениях осуществляют медицинский персонал учреждения и врач по гигиене детей и подростков ЦГСЭН по следующим направлениям:

• контроль за состоянием здоровья детей — определение группы физического воспитания, индивидуальных назначений, допуск к урокам после перенесенных заболеваний, допуск к соревнованиям;

• контроль за условиями проведения занятий, правильным подбором одежды и обуви в соответствии с метеоусловиями;

• контроль за организацией и методикой проведения занятий и уроков (структура, плотность, набор упражнений, интенсивность и др.);

• оценка влияния физической нагрузки на организм ребенка с использованием пульсометрии и хронометража;

• профилактика травматизма;

• оценка эффективности физкультурных занятий в динамике года.

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. В старших классах у школьников расширяется круг интересов, появляется стремление к участию в общественно полезном труде наравне со взрослыми. Однако у многих учащихся к концу обучения еще не вырабатываются устойчивые интересы к определенной области знаний и роду деятельности. Большинство подростков в возрасте 13...16 лет, как правило, не принимают во внимание соответствие избираемой профессии особенностям здоровья и психики, потребности общества в специалистах определенных профессий.

Вопрос «Кем быть?» школьнику решить правильно трудно без помощи родителей, педагогов и медицинских работников. Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии — один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития его личности. Для подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий профессиональной ориентации.

Медицинская профессиональная ориентация — это система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию заболеваний, прогрессированию хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Медицинская профессиональная ориентация ведется в двух направлениях: основном — врачебная профессиональная консультация и информационном — гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии.

При проведении врачебной профессиональной консультации основная задача медицинского персонала состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит серьезные задачи по улучшению здоровья и медицинского обслуживания школьников, по подготовке их к трудовой деятельности с учетом состояния здоровья. Анализ состояния здоровья подростков показывает относительно большое распространение заболеваний, ограничивающих профессиональную пригодность у 75...80 % учащихся. Чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов зрения, нервной системы, органов дыхания, а также отставание по биологическому возрасту.

Самые частые причины ограничения профессиональной пригодности подростков — аномалии зрения, требующие ношения корригирующих очков, что несовместимо со многими специальностями: работой на высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности воздушной среды, при необходимости пользоваться защитными приспособлениями (строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация, морской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осанки могут быть противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты, обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным уровнем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и восприятие звуковой информации (прядильщицы, радисты, телефонисты и др.). При заболеваниях кожи не следует рекомендовать специальности, связанные с раздражающими и загрязняющими кожу веществами, токами высокого напряжения.

Медицинские работники осуществляют врачебную профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах  — санитарных характеристиках профессий.

При консультации используют перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, разработанные для профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка квалифицированных кадров. Они представляют собой сборники медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственного обучения.

Помимо исследования и оценки состояния здоровья подростков необходимо изучение у них уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями. Их делят на 6 групп: анализаторные, двигательные, аттенционно-мнемические, интеллектуальные, индивидуально-типологические, интеллектуальные характерологические особенности личности.

Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. Она включает в себя следующие этапы:

• медицинское и психофизиологическое обследование подростка;

• анализ состояния здоровья подростка с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения профессии;

• составление врачебно-профессионального заключения;

• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.

Гигиена детей и подростков

        отрасль гигиены изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей.

         В СССР Г. д. и п. изучает вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения на протяжении всего периода развития — от рождения и до завершения формирования организма. Методологической основой Г. д. и п. является положение о единстве организма и среды, о тесной взаимной связи человека с социальной средой; естественнонаучной основой — возрастная физиология и морфология организма. Г. д. и п. исследует общие закономерности роста и развития ребёнка в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов, динамику физического развития, гигиенической основы воспитательно-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности; разрабатывает гигиенические рекомендации по организации режима дня, учебной и трудовой деятельности для учащихся учебных заведений различного профиля. В числе проблем Г. д. и п. — гигиенической основы физического воспитания (См. Физическое воспитание), гигиенические принципы планировки и строительства детских и подростковых учреждений; гигиенические основы санитарных норм и режима в детских и подростковых учреждениях. Основные методы Г. д. и п. — метод естественного гигиенического эксперимента, санитарно-статистический метод и метод лабораторного эксперимента.

         Г. д. и п. в социалистических странах развивается в том же направлении, что и в СССР. Значительные исследования проведены в Болгарии, Чехословакии, Польше, ГДР и др. странах. В капиталистических странах Г. д. и п. называют «школьной и университетской гигиеной» или «школьной медициной». В большинстве стран сфера её исследований ограничивается школой, распространяясь иногда на высшие учебные заведения. Содержание Г. д. и п. сводится в основном к вопросам организации медицинского обслуживания (ранняя диагностика, профилактика инфекционных заболеваний, определение профессиональной пригодности и др.). В 1959 создан Международный союз по школьной и университетской гигиене и медицине.

       

Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения.

Физическое воспитание детей, по современным представлениям, состоит из целого комплекса разнообразных воздействий. В частности, в него входят: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное вскармливание (для детей раннего возраста), специальные приемы закаливания, разнообразные физические упражнения. Отличительной особенностью организации физического воспитания детей дошкольного возраста является необходимость дозирования и учета возрастных и индивидуальных свойств интенсивно развивающегося организма.

При организации физического воспитания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности организма детей (в частности, детей раннего возраста).

1. Бурный рост и быстрый темп развития обеспечиваются высоким уровнем обмена веществ, в первую очередь окислительных процессов. Высокий уровень обменных процессов обусловливает быстрый рост тканей, развитие органов. Интенсивность обмена веществ поддерживается как достаточным количеством питательных веществ, так и соответствующим расходом энергии. Нарушение баланса между ними может привести к замедлению развития ребенка.

  1. Методические указания и контрольные задачи для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений

    Методические указания
    Учебное задание и тематика контрольных вопросов рассмотрены и одобрены на заседании цикловых комиссий общеобразовательных дисциплин Всероссийского аграрного колледжа заочного образования и Григорополисского сельскохозяйственного техникума.
  2. Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неодно

    Документ
    Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неоднократно изданные ранее; разделы информации о здоровье, духовном развитии,
  3. Учебный мультимедийный комплекс «Основы физической культуры в вузе» (Электронное учебное пособие)

    Учебное пособие
    Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине "Физическая культура". Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей
  4. Разработано в рамках учебной программы по физической культуре для высших учебных заведений в качестве создания устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни.

    Документ
    Разработано в рамках учебной программы по физической культуре для высших учебных заведений в качестве создания устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 02 Физическая культура

    Учебно-методический комплекс
    Содержание учебной программы по физической культуре определяется «Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические
  6. «роль движений в профилактике заболеваний, укреплении здоровья человека»

    Лекция
    Одним из важнейших направлений в медицине, начиная с времен Гиппократа является профилактика заболеваний. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека.
  7. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Физическая культура»

    Методические рекомендации
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  9. Рабочей программы дисциплины «Иностранный язык (английский, немецкий, французский)» Рекомендуется для направления подготовки

    Документ
    Целью дисциплины является формирование навыков практического применения различных форм устной коммуникации на иностранном языке, овладение фонетической системой иностранного языка и развитие понимания речи на иностранном языке.

Другие похожие документы..