Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

II. МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

II. 1.Культурология в системе гуманитарного знания

II. 1. 1. Культурология как научная дисциплина

ПЛАН 1. Основные этапы становления культурологии

2. Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания

3. Методы культурологического исследования

1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене. Культурология /от лат. cultura– возделывание, обрабатывание...; logos - наука, учение, теория/ – это гуманитарная наука /прежде всего философская/ осущности, закономерностях существования, развития и способах постижения культуры.

В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт(1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Он утверждал, что культурология является более высокой ступенью постижения человека, нежели другие общественные науки. Создав теорию культуры, в своих работах «Наука о культуре» /1949/, «Эволюция культуры»/1959/, «Понятие культуры»/1973/, он рассматривал «культурологию» как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Однако, западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там нет такой дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и чётко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др.

Факторы, определившие возникновение культурологии. Культурология как философско-мировоззренческая наука возникла в результате общественного сознания, по крайней мере, трёх факторов, ставших очевидными в конце ХIХ – начале ХХ веков:

  • во-первых, это осознание большого разнообразия культур, определяемого их своеобразием;

  • во-вторых, обусловленностью многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века;

  • и в третьих, - проявлением того факта, что историческое и культурное развитие – далеко не одно и тоже.

Под влиянием неумеренного технократизма, рационализма конца ХIХ – начала ХХ веков, вызванного НТП, формирование культурологии стало своеобразной реакцией гуманитариев в стремлении ликвидировать конфликт между двумя культурами – технической и гуманитарной (Ч.Сноу).

Становление культурологии. Как любая другая наука, культурология имеет свою историю. В её становлении можно выделить 3 основных этапа:

донаучный /латентный/ (содержит ранние стихийные представления о культуре). Определим его окончание возникновением науки Нового времени (17-18 вв.);

научно-исторический(до сер 19 века). На этом этапе ещё нет чёткого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

на научно-философском (с сер. 19 века – по настоящее время) этапе исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием.

Хотя культура стала предметом осмысления с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы знания относится к Новому времени и связана с философскими концепциями таких зарубежных учёных, как Дж.Вико, И.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля. Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Г.Риккерт, Э.Кассирер и О.Шпенглер, с которыми связан взлёт широкого общественного интереса к культурологии. Идеи и концепции культурологии ХХ века неразрывно связаны также с именами З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Тойнби, Л.А.Уайта, М.Хайдеггера, Х.Ортега-и Гассета, К.Леви-Строса и др.

В России интерес к проблемам культуры активизируется, начиная с 19 века. Отечественная культурология отличается следующими особенностями:

– во-первых, у истоков новой науки первыми были русские философы и вся классическая русская литература, поэтому она развивалась преимущественно в недрах философии и художественной литературы;

– во-вторых, понимание сущности культуры в России теснейшим образом было связано с религиозным видением мира;

– в-третьих, культурологическая мысль часто носила патриотический характер и нередко переплеталась с политикой;

– в-четвёртых, на неё оказывали огромное влияние происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы.

Все повороты национальной судьбы России самым непосредственным образом отразились на состоянии культуры и выдвигали людей, стремившихся ответить на вопросы о неповторимости русской духовной истории и культуры. Так, автором первой стройной историко-культурологической концепции в России общепринято считать русского учёного, естествоиспытателя, представителя «славянофильства» - Н.Я.Данилевского. В своей работе «Россия и Европа» (1868г.) Н.Я.Данилевский, посути, впервые осуществил пересмотр места культуры России в западноевропейской цивилизации и мировой культуре в целом. Из славной и многочисленной плеяды русских мыслителей, ставивших перед собой подобные задачи, но недостаточно оцененных, а порой и вычеркнутых советской цензурой из духовного обихода, следует назвать П.Я.Чаадаева, П.А.Сорокина, В.С.Соловьёва, Н.АБердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Л.И.Шестова, Г.Г.Шпета, А.Ф.Лосева. Среди видных учёных, прославивших отечественную науку во второй половине ХХ века, необходимо отметить Л.Н.Гумилёва, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцивпа и др. Из современных российских учёных, кто в настоящее время активно разрабатывает проблемы культурологии, внедряет идеи гуманизма, просветительства, творчества, следует назвать А.И.Арнольдова, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, М.С.Кагана, Т.Ф.Кузнецову, С.П.Мамонтова, А.И.Кравченко и многих др.

Современная отечественная культурология, складывавшаяся в период 60-70-х гг., получила импульс к интенсивному развитию, особенно в период смены идеологической парадигмы, поскольку она является принципиально неидеологической дисциплиной. Сегодня культурология ещё окончательно не сформировалась и находится в стадии уточнения своего предмета и методов исследования. Её облик как научной дисциплины не приобрёл законченной теоретической зрелости. Но ясно, что она представляет собой область знания, переросшую «родительскую» опёку философии, хотя и взаимосвязанную с ней, но имеющую самостоятельное значение и существование.

2. В современном научном исследовании принято считать, что в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определённая область реальной действительности. В то время как предмет любой науки имеет определённые границы, находясь в сфере специфики объекта и является результатом определённого теоретического абстрагирования.

Таким образом, объект культурологического знания можно обозначить, как исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению таких форм деятельности, которые, опредмечиваясь, создают культуру. Объектом являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Можно считать, что объектом культурологии являются аспекты различных областей социокультурной среды, а в более широком смысле - это целостная система бытия, включающая природу, общество и человека.

Предметомкультурологии выступает сама культура - как специфически человеческий способ жизнедеятельности, выявление её генезиса, развития и функционирования.

Целью культурологического исследования является построение целостной "генетики" культуры, объяснение историко-культурного процесса, прогнозирование, а в перспективе и управление им.

Среди основных задач следует выделить:

  • осмысление культуры как целостного явления,

  • определение наиболее общих законов её развития;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • разрешение проблем социокультурной динаики;

  • сохранение культуры, её базисных оснований;

  • обновление культуры через институты знания;

  • трансляция культуры и т.д.

Строение культурологии. Культурология является комплексной, междисциплинарной областью знания, носящего интегративный, полифункциональный характер. Её методологической основой выступает философия. Культурология взаимосвязана и находится на пересечении таких наук, как история, эстетика, этика, искусствознание, религоведение, антропология, этнология, архиология, психологияи др. Она является метатеориейпо отношению к совокупности разделов наук, изучающих различные аспекты культуры /философия культуры, история культуры, социология культурыи т.д./

Науки, составляющие внутреннюю основу культурологии:

культуроведение(описание достижений той или иной культуры);

культурогенез (учение о происхождении культуры);

культурософия(учение о смысле и перспектива развития культуры);

социокультурология(изучение культуры с т.з. её функционирования в социуме).

Культурологию как полифоническую науку можно структурировать по ряду оснований. Иерархически в ней можно выделить два основных профиля познания:

собственно культурологический (в узком смысле) – как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве её существования;

– и культуровелениекак совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (экономическую, политическую, правовую, религиозную, нравственную, художественную и др.)

Особенности предмета и методологии исследования позволяют выделить социальную культурологию и гуманитарную культурологию:

социальная культурология исследует по преимуществу механизмы, процессы и формы социокультурной организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, нравы, технологии деятельности, языки коммуницирования, инструментарий социального воспроизводства личности и сообщества и т.д);

гуманитарная культурология концентрирует своё внимание на изучение процессов и форм самосознания культуры, интеллектуальной и образной творческой рефлексии и интерпретации природного и социального бытия с точки зрения смыслов, воплощённых в различных вербальных и невербальных «текстах культуры».

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются фундаментальную /теоретическую/ и прикладную культурологии.

Фундаментальная культурология представляет собой область слияния философии и теории культуры. Она разрабатывает методологические основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в её теоретическом и историческом аспектах. В рамках теоретической культурологии выделяется ряд предметных направлений: – социальная и культурная антропология (исследующая культуру как социальный феномен коллективной жизнедеятельности людей); – историческая культурология,психологическая антропология (рассматривающая человеческую личность как «продукт», «потребителя» и «производителя» культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций, и взаимодействия людей); – культурная семантика (исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений методами лингвистики и филологии),

Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в практических целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, разработки специальных технологий трансляции культурного опыта. В рамках прикладной культурологии формируются такие направления, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и пр.

Таким образом, культурология как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, так как исследует наиболее общие закоономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками.

3. Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность, приёмов, операций, процедур познавательной деятельности. В нашем случае речь идёт о том, как надо изучать культуру, что бы она открыла свои тайны.

Методы культурологических исследований – это совокупность приёмов, операций, процедур, используемых в анализе культуры. Методологии изучения культуры отличается множественностью подходов и аспектов. Комплексный анализ культуры позволяет интегрировать в себе традиционные методы и спектр частных современных методов и методик изучения культуры. Культурология использует все методы социально-гуманитарного познания.

1) Среди традиционных /общенаучных/ методов следует выделить:

диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения. – Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в рамках которой имеет смысл каждый элемент. – Структурно-функциональный метод применяется для выделения и рассмотрения элементов культуры, выявления и роли каждого в её функционировании. – Аналитический метод позволяет рассматривать явления культуры в т.н. чистом виде, в целостности. Популярное в последнее время изучение культуры в ходе её «диалога» с другими культурами делает необходимым использование – компаративного метода – сравнительного. Если сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов» по какому либо основанию, признаку, то речь идёт о – методе типологизации. Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как – исторический (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с – логическим (выявление законов движения этого целого с учётом логики самого исследования).К числу традиционных методов следует также отнести философский, включающий онтологический и гносеологический аспекты; социологический и аксиологический.

2) Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы /частнонаучные/. Так – культурантропологический метод позволяет рассматривать культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку и т.д. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным – семиотический метод /знаковых систем/. На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов – герменевтика (от греч. hermeneutics – разъясняю, истолковываю) как учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Среди частнонаучные методов применяются статистический, моделирование с применением математического анализа, эстетический, изучение текстов методом контент – анализа и др.

3) В процессе культурологического анализа используются и частные методы конкретных дисциплин, составляющие эмпирическую базу для культурологии. Это, например методы полевой этнографииописание, классификация, наблюдение; открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие, как, например, сравнительно-исторический, анализ текстов и др.

Методы культурологического исследования имеют универсальный характер и могут использоваться в различных направлениях анализа: формационном, цивилизационном, концептуально-мировоззренческом, концептуально-историческом, регионально-территориальном, этнонациональном, демографическом, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции и др. Таким образом, только умелое сочетание всех методологических установок и приёмов позволяет дать адекватную картину целостного культурно-исторического процесса.

Термины и понятия

культурология культуроведение

объект культурологии культурогенез

предмет культурологического знания культурософия

цель и задачи культурологии социокультурология

фундаментальная культурология прикладная культурология

метод полевая этнография

герменевтика традиционный метод

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..