Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

Многообразные функции культуры реализуются в реальном культурном процессе синхронно и могут быть выделены и обособлены только в процессе теоретического анализа. Наиболее характерными функциями являются:

1) гносеологическая (познавательная) /расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих отношений; концентрирует весь социальный опыт; в практической и теоретической деятельности человек познаёт мир и самого себя/. Эта функция реализуется различными путями. Культура обладает собственно развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

2) аксиологическая (ценностная)/вырабатывает ценностные ориентации, формирует предпочтения и интересы человека и общества в целом в плане добра и зла, допустимого или запретного, истинного или ложного и т.д./ Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности.

3) смыслообразующая /выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений/, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно — культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука — рациональный (рассудочный) мир, религия — вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия — составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств. Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

4) информационно-коммуникативная (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) (иногда – трансляционная) /осуществляет связь между людьми во времени и пространстве с помощью языка (в широком смысле) как системы знаков (науки, искусства, техники и т.д.) Суть – достижение культурно-социальной общности. Язык, по Гердеру, - показатель перехода к культуре, пробудивший человека от природного сна.

Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства. Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

5) регулятивная (нормативная, формативная) /регулирует отношения между людьми в обществе, обеспечивает следование образцам поведения через установление норм, правил поведения, права, обычаев и т.д./

Регулятивная функция культуры связана прежде всего с общественным и отраслевым раз делением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной. Одни занимаются преимущественным образом производством, научной работой, другие — техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культур­ный досуг и т.п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его «стратификационная» структура, тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурное значение. Помимо этого регулятивная функция культуры проявляется и в том, что независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене видов занятий, в снятии напряжения.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государство либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующие морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют её гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

6) аккумулирующая (от лат. accumulatio – накопление) /выполняет роль человеческой памяти, отбирая и сохраняя наиболее важные духовно-культурные ценности общечеловеческого характера/; Ю.Лотман справедливо отмечал, что культура – одна из форм человеческой памяти. Она выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.

7) человекотворческая (социализации) /формирует человека культуры, приобщает его к миру культуры через освоение им норм, ценностей, идеалов, знаний./

Функция социализации проявляется в процессе усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

8) деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная /направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование/. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности поведения людей в социальной жизни и межличностном общении. Культура побуждает человека создавать свой мир, мир артефактов, вооружает его навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества и самого себя.

9) воспитательная /осуществляется культурой в целом и её важнейшими отраслями/. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его ум, душу и социальную зрелость. Сама культура — важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.

Другие функции: эстетическая, символическая, адаптационно-охранительная, компенсаторная и т.д. В целом, функции культуры взаимосвязаны и неразделимы, обеспечивая целостность её развития.

3. Основные концепции культуры. В нашей отечественной литературе наличествует широкий спектр подходов к культуре. Начиная с 60-х гг. XX в. и до сегодняшнего дня не прекращаются оживленные дебаты вокруг дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм проявления. Эти дискуссии, многие капитальные исследования отечественных авторов позволили достигнуть некоторой определенности по кардинальным вопросам. В результате сейчас признана ограниченность широко распространенных в прошлом чисто суммативных определений (культура — как итог, совокупность творений человека).

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно определение, полу­ченное с помощью формально-логической процедуры причисле­ния к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Следует выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению культуры, её теорий.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Главные проблемы подхода — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

При всей важности и адекватности этих соображений в целом достигнуто согласие, что чисто аксиологический подход к культуре весьма ограничен, ибо замыкает ее в сравнительно узкую сферу. Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое, ожидаемое, благо содержащее — все это, во-первых, указывает лишь на нечто позитивное для человека и человеческой жизни, и, во-вторых, весьма и весьма относительно в разных культурах. И если принять, что культура — это по сути своей только совокупность положительных ценностей, а все то, что негативно, деструктивно, угрожающе, выносится «за скобку» и полагается как «некультура», «антикультура», то в этом случае само воззрение на культуру становится до крайности относительным.

Разумеется, аксиологический подход не исключается из теоретического рассмотрения культуры. Более того, при решении воспитательных, гуманитарных задач он выявляет свою Результативность. И тогда противопоставления «культура-варварство», «культура-хамство», «культура-невежество» и т.п. вполне оправданны и необходимы. Безапелляционное отбрасывание ценностного подхода столь же неправомерно, как и его одностороннее раздувание, гипостазирование. Для пони­мания культуры важно не только то, «что» производят, и не только, «кто» производит, а главное — «как производят». И это «как» характеризует, прежде всего, способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, воплощающим родовой способ бытия человека в мире (деятелъностная концепция). Такой подход позволяет понять культуру как систему «внебиологически» выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В.Давидович, Ю.Жданов), «технологический контекст деятельности» (3.Файнбург), что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Тем самым культура понимается как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, как «технология производства и воспроизводства человека и общества».

Этот подход является наиболее перспективным в отношении сущности культуры. Он не отрицает того, что при рассмотрении феноменологии культуры (ее форм, проявлений, граней) хорош аксиологический подход, полагание культуры как «меры человека», мерила его восхождения к идеалу, способа формирования духовного богатства и реализации сущностных сил и пр. Но деятельностный подход дает целостное понимание того, что есть культура и что не есть культура, позволяет выделить главное: утверждение культуры как механизма (технологии) деятельности дает возможность «взять» культуру в ее сущностном бытии, не ограничиваясь описательно (феноменологически) констатациями. На уровне социально-философского анализа утверждение куль­туры как искусственной (а не естественной) технологии деятельности дает нам ее всеобщую характеристику.

Взятая в широком общетеоретическом смысле, категория «технология» помогает понять саму суть культуры. Технологичность культуры, полагание ее как способа деятельности как раз и предполагает то, что культура предстает как исторически изменяющаяся и исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и на­правленность человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

При всей теоретической привлекательности высказанные соображения нуждаются в конкретизации, прежде всего в понимании природы человеческой деятельности. Дело в том, что ее расширительное истолкование как сущности культуры не позволяет выявить специфику культуры как феномена.

Культура немыслима без человека: он ее создал. Но что его при этом одушевляло? Желание утвердить себя в природе в качестве властелина, способного изменять дарованное? Бессознательная игра творческих сил, способных бесконечно развертывать свой потенциал? Стремление пересотворить природу? Как только возникает опрос: ради чего? человеческая активность оказывается вовсе не одинаковой по собственной нацеленности и истокам.

Деятельность человека разнообразна. Многолики продукты человеческой активности. Можно указать на такие деяния человека, которые сопряжены с напряженным творческим актом, прорывом в новое духовное пространство, пониманием смысла окружающего. Это и есть культура. Но есть такие артефакты (созданные предметы), которые не содержат в себе духовного смысла, не рождают горения человеческого духа, в человеческой деятельности многое рождается впервые, но многое служит процессу тиражирования однажды найденного.

Итак, деятельность человека многообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом – нечто иное - цивилизацию. Человек, который изобрел колесо, – творец культуры. Работник, который на конвейере располагает колесо на ось, – человек цивилизации. (Так издавна обнаруживает себя тема, которая в XX в. получила освещение как проблема культуры и цивилизации).

При семиотическом подходе культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через, так называемый социокод, как закрепленную в системе знаков совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социаль­ное наследование (М.Петров). Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрение роли знаковых систем. Кроме того, символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу.

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» — носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т.п.), но без учета личностного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от до культурного «узуального». Существуют представления об определяющей роли игры как источника культуры (Хейзинга).

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В негуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий в себя все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, пред­стает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них есть рациональное зерно, но необходимо выделить сущность культуры как целостной единой системы, как универсального свойства человеческой жизни. В этом плане культура — это система внебиологически выработанных способов (к которым относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Другими словами, культура представляет собой «способ деятельности», «технологический контекст деятельности», придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Термины и понятия
этимология полисемантизм

культура система бытия

морфология культуры материальная /экзистоциональная/ культура

духовная культура художественная культура

полифункциональность культуры

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..