Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

Литература:

1.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 19942.

2.Культурная антропология/Культурология: Учебник/Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрай Издат, 2005. - С.54-57. 3.Э.Тайлор и идеи эволюционизма/Иконникова С.Н. История культурологических теорий.- СПб.: Питер,2005. – С.110-127.

Термины и понятия
предмет культурантропологии эволюционизм

культурный релятивизм миф

культурный детерминизм анимизм

культурный диффузионизм неоэволюционизм

структурный функционализм структурная антропология

II. 2. Основные понятия и категории культурологии

II. 2. 1.Теоретико-понятийное определение культуры: этимология, морфология, функции

ПЛАН1. Этимология и полисемантичность понятия «культура»

2. Морфология и функции культуры

3. Основные концепции культуры

1. Культура - центральное теоретическое понятие и предмет культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, т.е. полисемантичность /от лат. poli - много, греч.-semanticos - обозначающий/. Пожалуй, самой дискуссионной проблемой культурологии является определение самого понятия "культура". В современной теории культуры насчитывается огромное количество таких определений, акцентирующих различные характеристики и нюансы. Ещё в 1952г. американские учёные А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, а по мнению Л.Кертмана /"История культуры стран Европы и Америки"/, их количество в 1987г. удвоилось.

Культура - слово древнелат. происхождения/cultura/,в переводе имеет несколько рядов значений:

  1. возделывание, обрабатывание, уход, разведение, улучшение..

  2. земледелие, сельское хозяйство...

  3. воспитание, образование, умение, развитие

  4. почитание, культ /Рерих/ и др.

Для выявления причин такого многообразия значений следует совершить исторический экскурс и пройти путь теоретического осмысления этого понятия.

Понятие "культура" родилось в Античности как оппозиция понятию "натура" - природа. Первоначально оно имело довольно узкий смысл и обозначало: "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному" (обработка земли, возделывание искусственных злак в отличие от дикорастущих растений). В Древнем Риме слово "культура" ещё не употреблялось самостоятельно, его использовали в связках с другими: «agricultura» - возделывание земли; «cultura literaturum» - совершенствование письменности; cultura juris - выработка правил и законов поведения, «culturelingual»совершенствование языка и др. Со временем оно стало вбирать в себя более широкий круг явлений предметов, общим свойством которых был их сверхприродный характер.

Впервые понятие, близкое к культуре, появилось в трактате о земледелии римского государственного деятеля и писателя Марка Порция Катана (234—149 до н.э.), где встречается слово (в переводе с латинского) «агрикультура». Речь шла не только об обработке земли, но, главным образом, об уходе за участком. Возделывание почвы, как утверждал автор, вообще невозможно без: особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.

В трудах римского учёного и оратора Цицерона (234-149 до н.э.) встречается расширительное толкование культуры как «обработка, совершенствование души», умственная деятельность. Он впервые использует слово "культура" в сочетании со словом "душа". В его известном сочинении "Тускуланские беседы" мы читаем: "...как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеять, так сказать только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". Т.о. и сам человек попадает в сферу культуры, приобретая смысл "воспитания", "образования" /улучшать можно не только землю, но и духовный мир человека/. В Средние века "культура" начинает пониматься как духовное самосовершенствование и избавление от греховности. В эпоху Возрождения понятие "культура" стало служить для качественной оценки личностных творческих сил. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа(1632-1694): он употреблял его применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному для обозначения результатов деятельности человека, противопоставляя природному и естественному состоянию человека.

В 18 веке /"Просвещение"/ и позже "культура" становится предметом специального научно-теоретического и исторического изучения, а также формой духовного самовыражения человека и общества (Вико, Руссо, Гердер, Кант, Гегель и др.). В это время перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale— природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. Термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.

В России исследование «культуры» началось в 30-40 гг. 19 века, а первая целостная философско-культурологическая концепция была сформулирована Н.Я.Данилевским, который в книге «Россия и Запад» обосновал принцип различия исторических типов культуры в мировом масштабе. Изучение «культуры» - процесс, не завершённый по настоящее время. Это объясняется сложностью, разнородностью этого понятия, что порождает разные подходы к её изучению. Современные представления о «культуре» складываются в совокупности нескольких характеристик:

— культура – явление внеприродное, созданное человеком в процессе преобразования природы;

  • культура не существует вне человека, как человек не может существовать вне культуры;

  • культура есть результат человеческой деятельности, через которую он преобразует мир и самого себя;

  • культура – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей;

  • культура – качество и степень развития человеческих форм жизнедеятельности.

Не смотря на то, что единого универсального определения понятия «культура» нет, наиболее полно и адекватно сущность этого явления, на наш взгляд, выражает интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода /М.С.Каган/. Суть его в том, что сущность культуры выявляется в результате её рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Бытиеисходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной формой бытия выступает природа. На определённой ступени развития природы рождается новая, отличная от природы благодаря принципам деятельности человека, форма существования – человеческое общество. Третьей формой бытия оказывается сам человек, синтезирующий в своём существовании природные и общественные закономерности. Четвёртой формой бытия и является культура; человек же оказывается соответственно трёхсторонним – био-социо-культурным существом. Т.о. культура предстаёт перед нами как деятельностный и исторически развивающийся процесс единства природы, общества и самого человека.

Культура в широком смысле – всё, что создано человечеством, в отличие оттого, что создаёт природа. Культура – это «вторая природа», представляющая совокупность материальных и духовных ценностей, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, а культурный процесс, включает способы и методы создания предметов и вещей, потребных человеку.

Социальный феномен культуры полифоничен (многообразен) может быть выражен в следующих характеристиках: 1) это система общих ценностей, представлений о жизни людей, связанных общностью определенного образа жизни; 2) коллективная память народа, своеобразный способ человеческого бытия; 3) совокупность достижений того или иного народа в производственной, общественной и духовной сферах деятельности; 4) уровень, степень развита: какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности 5) освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы все сделанное руками и разумом человека; 6) просвещенность, образованность, начитанность; 7) специфический способ организаций и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальны; норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Таким образом, предельно сжато, можно дать следующее определение: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношены людей к природе, между собой и к самим себе.

С содержательной точки зрения, под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирование ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

2.Морфология культуры – составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы культуры и принципы их взаимодействия. Мир культуры имеет сложное многоуровневое строение, в связи, с чем существуют различные взгляды на её структуру. Наиболее распространённое представление о структуре культуры предполагает деление её на материальную, духовную и художественную.

Под материальной/экзистоциональной/культурой понимается предметно-материальная деятельность человека, включая тело самого человека, результаты и отношения, возникающие в процессе этой деятельности. К сферам материальной культуры относятся: производство, техника, быт, материальные ценности и т.д., т.е. весь предметно-материальный мир, созданный человеком в результате преобразования природы.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделы­вания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Отборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte— искусственное и factus— сделанный). Артефактами, т. е. явлениями культуры, являются сделанные человеком вещи, физические объекты, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике.

Духовная культура образуется благодаря умственно-мыслительной деятельности человека и направлена на духовное развитие общества и самого человека. Основными сферами духовной культуры выступают: мораль, религия, искусство, наука, философия, образование, средства массовой информации и т.д. Само деление на материальную и духовную культуру является условным, поскольку всё материальное реализует духовные идеи, а духовное обретает материальные формы. ( «Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными условиями» - «Смысл истории» Н.Бердяев; «Душа культуры – это культура души» И.Гофмиллер).

Духовная культура — сфера человеческой деятельности, ох­ватывающая различные стороны духовной жизни человека и об­щества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного че­ловека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности — духовные ценно­сти, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиоз­ное, национальное, науку и философию) и воплощается в искус­стве, литературных, архитектурных и других памятниках чело­веческой деятельности. Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную че­ловечность, как собирательную историю ума и чувств человечества. Жесткой разграничительной линии между материальной и духов­ной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, мар­ксизм отдает материальной основе, считая, что именно она игра­ет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемствен­ность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Художественная культура образуется на стыке материальной и духовной культур /оматериализованная художественным образом духовность/ и представляет собой совокупный способ и продукт художественно-творческой образной деятельности человека.

Художественная культура включает в себя искусство как её эпицентр и результаты, а также все процессы, происходящие вокруг него – такие, как создание, хранение, распространение, восприятие, трансляция, тиражирование, анализ, критика и т.д./

Функции культуры. Культура – явление полифункциональное /от лат. poly - много, functio - исполнение, деятельность/. По структурной организации она представляет многоуровневую систему открытого типа.

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..