Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

II. 1. 3. Культурная антропология /культурно-антропологический аспект культуры/

План

  1. Сущность антропологии. Культурная антропология в системе наук о человеке

  2. История культурантропологии. Исторический очерк развития идей

  3. Идеи эволюционизма Э.Тайлора

  4. Другие направления в культурантропологии и их представители

1. Антропология (букв.наука о человеке) – комплекс, система наук о человеке (обществе и культуре). В узком значении – исключительно учение о человеке. В советской и марксистской литературе антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, эволюции и физической организации человека и его расс(физическая антропология). В шир. смысле - является наукой не только о человеке, но и о культуре, обществе, охватывая и гуманитарные, и соц. науки. Эта трактовка характерна для западной традиции. К настоящему времени единой типологии дисциплин и направлений антропологии не сложилось. Она включает в себя: философскую антропологию, социальную, историческую, психологическую, теологическую, этнологию, политическую, экономическую, экологическую, прикладкую, и др. Одна из разновидностей – культурная антропология. В США в антропологии выделяют 4 дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую. В Британии – только 3: физическая, социальная и археология. В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось.

Предмет и статус культурной антропологии (культурантропологии). Это наука или научное направление предметом которого выступает человек как субъект, носитель культуры; наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основанная на сравнительных (т.н. «компаративистских», кросс-культурных методах исследования), используя данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора, лингвистики, социологии, психологии и др. Изучает уникальную способность изучать культуру через общение, коммуникацию, рассматривая огромное многообразие культур, их взаимодействие, конфликты и т.д.Исследование коммуникационного аспекта сближает культурантропологию с межкультурной коммуникацией, хотя уровень соотношений этих наук до конца не определён. Наибольшее развитие «к.а.» получила в США и Великобритании. Её возникновению предшествовали процессы, изменившие отношение европейцев к остальному миру, в частности, когда происходила колонизация африканского, австралийского континентов, проникновение в районы Азии, Южной Америки, освоение островов Индийского и Тихого океанов. Перед Европой открылся необозримый многообразный мир культуры, казалась, что она увидела своё прошлое. Ломались старые научные представления о том, что европейская культура (цивилизация) – единственно возможное выражение человеческой природы. Учёные убеждались в том, что многообразному социально-практическому опыту человека соответствует многообразный культурный мир, распадающийся на мн-во культур, каждая из которых имеет свои ценности, обычаи, традиции, обряды, религиозные культы, быт, фольклор, социальные структуры, семейные организации и т.д. В ходе бесчисленных экспедиций открывалось множество новых фактов. Поэтому «к.а.» опирается на эмпирические данные (т.е., основанные на опыте), собранные, обработанные в результате полевых исследований (метод участвующего наблюдения). Исследователи полевой антропологии дали толчок к осмыслению ситуации сосуществования, диалога культур, на фоне которой европейский тип развития культуры предстал лишь как один из возможных вариантов исторического прогресса культуры.

2. История культурантропологии. В формировании «к.а.» выделяется несколько этапов: этнографический (перв. пол. 19 в.); эволюционистский (60-е гг.19.в.); исторический (90-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20в.); структурно-функционалистский (30-50-е гг. 20 в.); неоэволюционистский 60-70-е гг. 20 в.); постструктуралистский (80-е гг.20 в. – по наст. время). Культурантропологический подход обстоятельно разработан в трудах таких зарубежных учёных, как Э.Тайлор, Л.Морган, А.Ланг, Дж. Фрейзер, В.Вундт, Г.Спенсер, Л.Уайт, К.Леви-Стросс, Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер; в России: А.И.Кирпичников, А.Н.Веселовский, Б.К.Малиновский и др.

Одним из родоначальников «к.а.» считается американский этнограф Франц Боас (1858-1942) /немец, имигировавший в США в 80-е гг. 19 в./, заложил фундамент антропологии, был физиком, мат-м, лингвистом; занимался изучением дописьменных культур, изучал культуру индейцев сев.-зап. побережья США. Утверждал, что изучение культуры связано с описанием культурных феноменов (представитель описательного подхода к изучению культурных явлений). На эмпирических фактах убедился в том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Научн. иссл-е культуры возможно только на базе ценностей того народа, которому они принадлежат (добрый поступок в системе ценностей китайцев означает совсем те то, что в шкале ценностей индейцев или эскимосов). Чужую культуру следует оценивать исходя из неё самой (такой принцип получил название - культ. релятивизм (т.е. относительность, самобытность, множественность ценностных систем культур, отрицая единство всемирной истории и человечества, теорию однолинейного эволюционизма и европоцентризма). Боас разработал теорию культ. детерминизма (с лат. – определять), согласно которой культура - это относительно автономное образование, определяющую роль в котором несёт совокупность духовных ценностей общества. Создал мн-во работ ( на рус. Язык перев.: Ум первобытного человека.М-Л., 1926).

Центральное значение в «к.а.» занимают идеи эволюционизма, получившие широкое распространение в 60-е гг 19 века. Термин эволюция ( от лат. – развитие, развертывание), плавное, последовательное изменение, ведущее к усложнению уровня организации в различных системах. Для понимания истории культуры идеи оказались очень привлекательными, ибо давали объяснение тому, что все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных стадиях этого процесса. При всей самобытности, культуры разных народов состоят из общих элементов, обладая сходством материальной и духовной культур, в т.ч. фольклора, искусства, психики, мышления и т.д., находясь на определённых ступенях исторического развития. Представители антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и последующие её периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Наиболее известные сторонники эволюционизма в Англии: Г.Спенсор (1820 1903), автор книг «Основы социологии», «Система синтетической философии», Джон Мак-Леннан (1827-1881), известный трудами «Первобытный брак», «О почитании животных и растений»; Джон Лебок (1834-1913), изложивший свои взгляды в работах «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества» и «Начало цивилизации»; шотландский учёный Джеймс Фрезер (1854-1941) – автор книг по истории религии: «Фольклор в Ветхом Завете», «Золотая ветвь», «Мифы о происхождении огня». Близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский учёный Льюис Морган (1818-1881) / «Древнее общество», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»/ (Известно, что работу Моргана «Древнее общество» получил К.Маркс от своего русского друга М.Ковалевского и изучал её целый год, оставив конспекты. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф.Энгельс, после смерти Маркса, осуществил замысел в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»/. Идеи эволюционизма в России разделяли М.Ковалевский, Н.иклухо-Маклай, Л.Штернберг и др.

3. Идеи эволюционизма Э.Тайлора. Однако, всемирно признанным классиком эволюционизма считается англ. этнограф Эдвард Тайлор (Эдуард БарнеттТэйлор) (1832-1917). Это был талантливый учёный, обладавший поразительно богатой эрудицией, неутомимый путешественник с огромной энергетической силой таланта. Он род. в семье промышленника и должен был продолжать семейные традиции, но случай изменил его судьбу. Однажды, во время путешествия на Кубу, он познакомился с любителем археологии и культуры, меценатом и банкиром Г.Кристи, который сумел приобщить его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что через 2 года, в возрасте 25 лет, вернувшись в Англию, Эдвард усиленно занялся самообразованием, изучая языки, историю, этнографию. Первая его работа вышла через четыре года, в 1861 году и была итогом экспедиции по Мексике. Среди работ Тайлора следует назвать «Исследования в области древней истории человечества», «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)» /последняя/, он автор более 250 статей. Однако всемирную известность ему принёс фундаментальный труд «Первобытная культура» /1871 г./ Третье, наиболее полное издание вышло в России только в 1989 году, хотя и в нём отсутствуют две главы. Книга написана великолепным доступным литературным языком, интересно, увлекательно; насыщена этнографическим материалом. Объяснение происхождения мифологии, тайноведения, астрологии, переселения душ, почитания животных и растений, жертвоприношений, фетишизма, идолопоклонства, вампиров, колдовства, привидений, получивших неожиданную для мира популярность в конце 20 века, - всё это делает её необычайно современной. Успех был настолько значительным, что Тайлор был избран членом Британской академии наук – Королевского общества, затем получил дворянство (учитывая его происхождение, это было высокой наградой); создал кафедру антропологии в Оксфордском университете, стал первым её профессором, избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира.

Основные идеи Тайлора, обосновывающие науку о культуре в работе «Первобытная культура» (состоит из 15 глав, посвящённых развитию различных форм материальной и духовной культуры).

1). Дал определение культуры (синоним цивилизации), которая слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и др. способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества. Называл культурой полный перечень явлений, составляющих жизнь того, или иного народа. Рассматривал культуру как сознательно созданное рациональное устройство для улучшения жизни людей в обществе (для этого были изобретены моральные нормы, парламентская форма правления, капитализм, совр. одежда и т.д.). «Культура – это общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»/Тайлор Э. Первобытная культура.М.,1989.С.36./.

2). Все культуры соединены в единый непрерывно развивающийся процесс эволюции, где один слой накладывается на другой. История культуры характеризуется неравномерностью развития, возможностью упадка, регресса, кризиса. Катастрофы, катаклизмы, революции губительны для культуры, которая страдает от подобных вторжений. Разрушительные действия способны уничтожить цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира. Пользуясь предложенным шотландским учёным А.Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Тайлор убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой.

3). При всём разнообразии культур, их объединяет сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Уподоблял явления культуры растениям и животным, делил их на роды, виды и подвиды. Подобно растениям или животным, обычаи («пережитки») и др. культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные исторические эпохи, отмечаются сходные культ. черты.

4).Даёт основательную оценку значимости обычаев, традиций в культуре, называя их «пережитками» - «рудниками исторического знания» носителями и передатчиками глубокого смысла исторического прошлого (анализирует стар. поговорки, пословицы, загадки, жертвоприношения, тайноведения, различные формы гаданий, хиромантия и т.д.)

5). Рассматривает мифологию – как памятник истории культуры и неотъемлемую её часть. Начиная от природных мифов древности до мифологических систем – грандиозно-художественных в Греции, неуклюжих и чудовищных в Мексике, хвастливо-преувеличенных в буддистской Азии, - обнаруживает общие законы сходства механизмов познания человеком мира.«Миф – есть история его авторов, а не действующих в нём лиц. Он есть воспоминание о жизни не сверхъестественных героев, а создавших его своим поэтическим воображением народов», заключает Тайлор (С.204.). Мифу предшествует анимизм, широко распространённый у всех народов, как вера в духовные существа, составляющая «минимум религии». (Теория анимизма Тайлора даёт возможность объяснить такие тайные явления, как демонизм, фетишизм, идолопоклонство, веру в вампиров – духов мрака и т.д.).

6). Заключая своё исследование, Тайлор обобщает, что история человечества и изучение древних форм его жизни являются необходимой частью развития мировой цивилизации и должны занять соответствующее место в системе знаний.

Отношение к эволюционизму в последствии было разным – от восторженности и всеобщего увлечения до неприятия и критики. Однако следует подчеркнуть, что он внёс большой вклад в теоретические обоснования культурологии как науки, многие идеи приобрели современное звучание.

4. Другие направления в культурантропологии и их представители. Основоположник и представитель неоэволюционизма амер. антрополог Л.Уайт /1900-75/ («Эволюция культуры», «Наука о культуре» и др.) Защищал непопулярную в сер. 20 века эволюционную теорию. Исследовал осн. направления в развитии мировой культуры с эпохи охотников до падения Рима. Утверждал, что культура развивается благодаря усовершенствованию орудий труда и источников энергии, является саморегулирующейся системой с подсистемами; ввёл в науку о культуре методы исследования естественных наук (2 закон термодинамики, моделирование). Представители: Д.Абарле, Р.Адаме, Р.Андерсон,М.Харрис, О.Меггерс и др.

Диффузионизм культурный (от лат. распространение, просачивание) – направление, объясняющее взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Возник во вт.пл. 19 века В Германии и Австрии. Основатель – немецкий исследователь Ф.Ратцель, выделил 2 способа перемещения элементов культур: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. Представители: Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер, В.Шмидт, В.Копперс, Р.Диксон, У.Перри и др. По мнению представителей диффузионизма, культурные явления распространяются через контакты между народами: торговлю, переселение, завоевания; главное содержание исторического процесса – диффузия, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Примером может быть проникновение во вт. пол 20 века амер. культуры в Евразийский континент, породившее особый феномен «вестернизацию».

Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) создали основы функционального истолкования сущности культуры. Один из основателей англ. функциональной школы в британской антропологии Бронислав Каспер Малиновский (англ. этнограф и социолог польского происхождения). Несколько лет прожил среди туземцев Новой Гвинеи. В основе его теории, изложенной в кн. «Научная теория культуры» /1944г./ лежит система человеческих потребностей. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней всё функционально связано друг с другом. Всякое культурное явление благотворно, потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить её. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Малиновский предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры (его метод получил название «включенное наблюдение»). Огромное значение придавал статистическому анализу этнографических данных, который проводил на основе составления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей. Основной заслугой Радклиффа Брауна (англ. этнограф и социолог /1881-1955/) было применение системного подхода к изучению примитивных обществ и коренной поворот к сравнительному изучению культур. К.Леви-Стросс основал структурную антропологию, где культура рассматривается как система устойчивых структур в различных знаковых средствах и ментальных характеристиках коллективной жизни. Л.Фробениус развил идеи о культурных центрах, которые распространяют культурное влияние.

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..