Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

Глобальные проблемы - это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые социоприродные противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем - это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.

2. Одной из наиболее актуальных задач современности является решение проблемы войны и мира. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны стала важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания.

До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. В столкновениях, конфликтах и войнах могли исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но все же человечество оставалось и продолжало свою историю. Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же изобретает. Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создает все более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.

Только в XX веке в войнах погибло более 100 млн. человек (9, С. 23). А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие. Возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть всей современной цивилизации. Ядерная война может разрушить всю материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы.

Безъядерный и ненасильственный мир сегодня является первым и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.

Большое значение приобретает в настоящее время экологическая проблема. Старая парадигма, будто природа — бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной. Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции.

Биосфера представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы (9, С. 25). Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них -газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.

Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом, все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть и газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы), в то время как запросы материального производства требуют все новых и новых природных материалов для переработки. Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это необходимо, поскольку, как полагают, специалисты, мировых запасов газа хватит на 55-60 лет, нефти - на 30— 35 лет, а каменного угля и того меньше (9, С. 25).

Демографическая проблема вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов для его существования. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX века их было уже около 1 млрд. В 20-е годы XX века численность населения удвоилась и на октябрь 1999 года составляла 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. новорожденных. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 году до 8,5 млрд., а в перспективе - до 12,5 и даже до 20 млрд., что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям (9, С. 25).

Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем — проблемы войны и мира, экологической и демографической. Сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX века на одного человека в мире приходилось 9 га культурных земель, в середине века - уже 6, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 га. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20% населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете (9, С. 26).

Проблема «Север—Юг» означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого «третьего мира». Она сложилась во многом в силу причин исторического характера как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60:1. Смертность в развитых странах мира превышает 12 человек на 1 тыс. населения, а в развивающихся - около 67 на 1 тыс. населения. Соответственно резко различается и средняя продолжительность жизни населения этих стран. Проблема «Север-Юг» означает наличие в современном мире двух полюсов - богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового экономического порядка (1, С. 64).

Исходя из краткой характеристики глобальных проблем современности, можно сказать, что любая из них несет в себе серьезную угрозу существованию человечества и культуре.

3. Среди глобальных проблем современности ученые особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды, и тесно связанную с ней проблему кризиса духовной культуры человека. Ярким симптомом проявления этих глобальных проблем стала массовая культура, которая в данном случае должна рассматриваться как своеобразный наркотик, позволяющий людям забывать свое прошлое, не думать о будущем и в состоянии бездумного «кайфа» бежать от ответственности перед обществом и природой (7, С. 258).

Разные изменения в духовной культуре современного человека происходят в русле тех процессов, с которыми сопряжены становление постиндустриальной цивилизации («научно-технологическое» общество) и формирование ноосферной культуры. Наибольшее воздействие на человека оказал научно-технический прогресс. С бурным развитием техники и машин стал постепенно разрушаться так называемый «природный» человек, для которого природная среда на протяжении тысячелетий была естественной и привычной средой обитания. На смену медленному природному развитию пришло динамичное социальное время. Люди стали концентрироваться в огромных городах, и естественная среда обитания человека уступила дорогу искусственной среде. Наступила техническая эра в истории человечества (5).

В своей статье «Человек и машина» Бердяев подчеркивал, что современная эпоха влечет культуру к гибели, поскольку здесь вещь становится выше человека. По убеждению философа, техника разрывает и противопоставляет плоть и дух, различные эпохи в истории. Она дает человеку ощущение своего могущества и подталкивает его к экспансии (вторжению) во внешний мир. Разрушается сама человеческая природа, его душевно-эмоциональная жизнь. Технизация мира безжалостна ко всему живому, поскольку совершенно чужда ему. И, отмечал Бердяев, технический мир на какой-то ступени развития как бы восстает против своего творца и более уже не повинуется ему (4, С. 235).

Характеризуя бытие человека в современном мире, немецкий философ К. Ясперс писал, что до технической эпохи человек чувствовал себя единым с землей и небом. В современной же ситуации человек оказался как бы оторванным от своих естественных корней. Он теряет почву под ногами и обретает ощущение беспомощности, будучи не в состоянии хоть как-то изменить стремительный ход событий и направить его в приемлемую сторону.

К. Ясперс отмечал также, что современный человек уже как бы не принадлежит себе. Он есть часть действующего гигантского и бездушного механизма. Человек распадается на отдельные функции, он деловит и действует по правилам. Он нивелируется и теряет свое индивидуальное своеобразие, хотя и стремится к видимости самостоятельности. Над ним господствуют социальная масса и всесильный аппарат деспотичного государства, которые растаптывают его и лишают свободы существования (4, С. 237).

Современный технический мир порождает кризис природного человека. Ученые отмечают, что по мере развития техники сам человек тоже становится похожим на техническое устройство, на машину. В своих действиях и образе жизни он автоматически воспроизводит логику функционирования и развития технической среды его обитания. Для «технологического человека» характерны вытеснение высокой духовности и любви, переживаний и других чувств, подмена их автоматическими реакциями и набором ежедневно выполняемых функций, как это обычно делает робот. Отмечая эти тенденции, немецкий писатель Г. Гессе писал о XX столетии, что «...век этот не знал, что делать со своей духовностью, или, вернее, не знал, как определить подобающее духу место в структуре жизни и государства» (7, С. 258).

«Современный человек - это «рыночный» человек» (3, С. 31). Для него, пишет Фромм, весь мир превращен в объект купли-продажи. Продаются уже не только вещи, но и сам человек, его физическая сила и ловкость, знания и умения, мнения, чувства и даже улыбка. Другой же человек воспринимается всего лишь как инструмент для достижения каких-то утилитарных целей, потребления и обогащения (7, С. 251).

Далее, одним из последствий современного техногенного развития можно признать появление одномерного человека, как продукта массовой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, который разыгрывают над человеком им же порожденные фантомы. Возникает угроза потери личности (6, С. 6).

Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам (8, С. 106).

В заключение отметим, что кризис духовной культуры человека на рубеже тысячелетий является не менее актуальной глобальной проблемой современности, важность которой определяется еще и тем, что от ее решения в большой степени зависит решение других глобальных проблем.

4. Поиском путей решения глобальных проблем современности в настоящее время занимаются тысячи ученых. Основной организацией в этом направлении стал Римский клуб. В апреле 1968 года около 30 видных ученых из разных стран мира получили приглашение прибыть в Рим для обсуждения «актуальных проблем современного обществе в их совокупности». Эта организация получила название Римский клуб. Он стал заказывать ведущим специалистам мира и членам клуба исследования по интересующим его вопросам, а затем публиковать полученные результаты в виде «Докладов Римского клуба». В организацию вошли более 100 ученых, общественных деятелей и бизнесменов из 53 стран мира, в том числе и из России. В 1972 году вышел в свет первый «Доклад Римского клуба», подготовленный учеными США, под руководством Медоуза, в котором был опубликован тезис о том, что рост потребления природных ресурсов и соответственно отходов производства имеет границы, определяемые возможностями биосферы, что грозит экологической катастрофой. До 1991 года было опубликовано еще 18 докладов. Деятельность Римского клуба продолжается и сегодня. В 1991 году в России была опубликована книга «Первая глобальная революция». Авторами которой, явились члены Римского клуба, ученые Кинг и Шнайдер. В ней они предупреждают мир, что в погоне за материальной выгодой человечество, эксплуатируя природу, уничтожает планету и самоё себя (7, С. 261).

Основополагающим направлением в решении глобальных проблем Римский клуб видит направление так называемого «нового гуманизма», который требует революции в духовной культуре человека. Этот путь сформулирован основоположник Римского клуба А. Печчеи, который во главу угла поставил задачу изменения самого человека, его внутреннего мира. В его книге «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «новому гуманизму», который должен основываться на трех основных постулатах - чувстве принадлежности ко всему человечеству, частичном отказе от их суверенности и эгоистических интересов отдельных стран и народов, и решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов (9, С. 34).

Таким образом, решение глобальных проблем предполагает, прежде всего, изменение ценностных ориентаций и установок человека, психологии и мировоззрения людей, их отношения друг к другу и к окружающему миру, преодоление корыстного эгоизма. Человеку, как «свободному атому», следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточиться на ином - на сохранении и воспроизводстве жизни во всех ее формах.

В настоящее время решение глобальных проблем возможно, но лишь при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира - это как бы члены единого экипажа с общими интересами. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами (9, С. 34).

Условием решения глобальных проблем современности является обязательный переход к устойчивому и направляемому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений.

XXвек представил перед лицом человечества невиданные картины последствий его деятельности, грозящих уничтожением всей человеческой культуры. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и, возвращаемые им в окружающую среду отходы, тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался. Но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а, может, и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле. Так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или др. химическими веществами.

В XX веке человеческая культура столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой истории, противоречивость бытия человека в мире. Эти проблемы ставят вопрос о сохранении материальной и духовной культуры человечества и его сохранении как вида. Но будущее человеческого рода все же возможно, если он направит энергию своего разума на поиск новых форм своего существования и новой миссии в этом мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гаврилюк В.В. Глобализация, федерализм и региональное развитие (Материалы конференции). Тюмень: ТГУ, 2001.- 150 с.

  2. Гладков Ю.Н. Глобалистика. Трудный путь становления // Международная экономика и международные отношения. 1984. № 10. С. 15.

  3. Евстигнеева Л.П. Экономическая глобализация и постмодерн. М.: Луч, 2000. - 79 с.

  4. Культурология: Учеб. пос. / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. - М.: «Центр», 1997. - 304 с.

  5. Культурология: Учеб. для студ. Техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Богдасарьян. - М.: Высшая школа, 1998. - 511 с.

  6. Кутырев В.А. Вечное возвращение //Москва. 2000. № 3. С. 4-17.

  7. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 1999. - 325 с.

  8. Степин В.С. Эпохи перемен и сценарии будущего. М.: МГУ, 2001. - 120 с.

  9. Яновский В.Г. Глобальные проблемы и будущее человечества. М., 2001.

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..