Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание объекта, предмета, структуры современного культурологического знания Методы культурологического исследования

II. 1. 2. Научный статус культурологии и её междисциплинарные связи

ПЛАН 1. Культурология и философия культуры

2. Культурологии и социология культуры

3. Культурология и культурная антропология

4. Культурология и история культуры

1. Раскрытие особенностей культурологии как науки требует её рассмотрения во взаимоотношении со смежными науками: историей культуры, философией культуры, социологией культуры, культурной и социальной антропологией. Культурология в той форме, как она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда таких гуманитарных наук, как: археология, этнография, этнопсихология, философия, социология и др. Каждая из этих наук не ставила перед собой задачу исследования культуры в целом, а лишь изучение некоторых отдельных её аспектов.

Исследование культуры привлекает внимание ряда исторических наук, прежде всего этнологии и этнографии. Так, археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»). В этнографии под культурой понимается специфический для определённого этноса комплекс обычаев, обрядов, верований, особенность труда и быта людей, и представители этой отрасли исторического знания исследуют эти аспекты культуры, полученные в ходе изучения истории культуры, дают материал для описания конкретных исторических особенностей развития культуры. Однако культурология не просто фиксирует эти особенности, она использует их для выявления архетипов современной культуры понимания её как итога исторического развития. Культурология систематизирует исторические факты, выявляет общие закономерности социокультурного процесса.

1. Культурология и философия культуры. Одну из наиболее тесных связей культурология имеет с философией культуры. Её можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через её наиболее общие и существенные черты. Она даёт определение и понимание сущности культуры, её отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В её предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины её взлётов и падений, расцвета и кризиса и т.д.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции. Отделение культурологии от философии культуры не означает исчезновения философии культуры. Философия культуры как составная часть философии осталась и продолжает исследование культуры в философском аспекте, т.е. в рамках своего объекта, предмета и методологии. Своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры состоит в том, что, философия, как известно, является теоретической основой мировоззрения. И исследования философией культуры носят мировоззренческий характер и проявляются через своеобразие той или иной философской школы, течения, направления.

Немецким романтиком А.Мюллером в начале ХХ века был введён термин «культурфилософия» как самосознание проводимых романтиками исследований в области философии и художественной культуры. Впоследствии под влиянием неокантианской концепции о принципиальном различии методов исследования природы и культуры и разделении всех наук на науки о природе и науки о культуре культурфилософия приобрела относительно самостоятельный статус. Культурфилософия в рамках философии исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям культуры. При всём различии подходов к исследованию культуры представителями различных школ и течений философия культуры по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии. Философская методология позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не просматриваются средствами специальных наук о культуре. Из вышеизложенного следует, что между философией культуры и культурологией в её современном виде существуют тесные и вполне определённые отношения. Философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной дисциплины и обеспечивает выбор её познавательных ориентиров, даёт возможность различать трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на понимание культуры в контексте бытия (всеобщего), то культурология рассматривает культуру в её конкретных формах (особенное) с опорой на определённый на определённый исторический и иной эмпирический материал. В соотношении с философией культуры и конкретными науками, исследующими различные формы проявления культуры, культурология выступает как теория «среднего уровня», занимающая промежуточное положение между спекулятивными, метатеоретическими концепциями и дисциплинами эмпирического уровня.

2. Культурологии и социология культуры. Тесная связь существует также культурологии с социологией культуры. Социология культуры — это одна из отраслей социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой.

Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодёжной. Её интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоёв общества. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных иерархических уровнях общества в целом, конкретных сообществ, социальных групп, личностей.

Понятие «социология культуры» впервые было введено в научный оборот М Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение.Однако интерпретация М. Адлером социологии культуры подверглась критике со стороны ученых, исследующих культуру. По мнению видного культуролога Л. Уайта, концепция М Адлеране создает возможности отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект социального взаимодействия, в то время как общество есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом социального исследования как особого класса явлений. Необходимо создание особой дисциплины,изучающей культуру, — культурологии.

Л. Уайт и другие культурологи поставили вопрос о разграничении сфер познания социологии культуры и культурологии. Социология культуры как составная часть социологии связана с изучением форм человеческой социальности. Здесь люди рассматриваются как работающие, производящие, потребляющие существа, вписанные в систему общественного разделения труда. Соответственно и строится концепция общества, представленная через структуру действия и взаимодействий и форму расслоения социокультурных групп. Центральной категорией социологии является общество (социальная система), обозначающая формы связей между совместно живущими и действующими людьми. Культурология же, как задумали ее отцы-основатели Л. Уайт, А. Кребер и другие, является наукой о содержании совместной жизни и деятельности людей: сходных и специфичных для разных человеческих сообществ способов адаптации к природному окружению, друг к другу, технологии жизнеобеспечения и взаимодействия, символические системы и оценочные критерии. Различие между социологией и культурологией, по мнению Л Уайта, состоит в следующем: социология — это наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.)

Таким образом, культурология, по мнению Л. Уайта, имеет собственный предмет исследования — содержание общественной жизни. Социологи рассматривают культурные системы в качестве производных от социальных систем. В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности — культуры.

3. Культурология и культурная антропология. В наибольшей степени проблематика культурологии перекликается с культурной и социальной антропологией. В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых «архаических» народов.

В интерпретации западной науки культурология и есть культурная и социальная антропология. Культурная антропология в западном обществознании составляет часть антропологии — науки о происхождении, поведении, физическом и культурном развитии человеческого рода. Она включает в себя ряд антропологии: физическую, психологическую, культурную, социальную, философскую, а также этнографию и этиологию. Культурная антропология, в отличие от других антропологических дисциплин, рассматривается как наука о генезисе, развитии и трансляции человеческой культуры.

Исторически культурная антропология выросла из этнографии (науки об описании народов) и этиологии (науки об этносах, народах). Основы культурной антропологии были заложены Э.Б. Тейлором, Ф. Боасом и другими этнографами, проведшими значительные исследования по изучению культуры народов, находящихся на самой низкой стадии развития («первобытное общество»). На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека как вида этнографы строили объяснительные модели о путях и закономерностях развития человеческой культуры. Концепции «первобытного общества» были для них удобным инструментом для сравнивания вариаций однородных явлений культуры, обнаруживаемых в достаточно простых сообществах, для оценки ранних стадий формирования личности или межличностных отношений, для объяснения причин сходств и различий, тенденций устойчивости и стабильности в развитии культур различных народов, субкультур и т. д.

Позднее пришло осознание, что более эвристичным для познания культуры является рассмотрение человека внутри современных хозяйственных, институциональных, межличностных связей, и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной действительности.

Другой ветвью антропологии, тесно связанной с современной культурологией, является социальная антропология. В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры. Однако в отличие от компаративистских (сравнительных) установок культурной антропологии, социальная антропология развивалась в рамках методологии функционализма. Основной акцент ее представители делали на исследовании роли и значения (функции) социальных институтов в существовании культуры как целого, анализа социальных связей, социального контроля и т. д.

Основополагающие идеи социальной антропологии были сформулированы в трудах американских ученых А.Р.Рэдклиф-Брауна, Б.Малиновского. Современную форму социальная антропология приобрела в работах американского ученого А.П.Кребера.

В 70-е гг.XX в. происходит сближение исследовательских установок культурной и социальной антропологии. В настоящее время можно говорить о существовании единой научной дисциплины — культурной и социальной антропологии. Ее познавательную направленность, по словам Е.А.Орловой, можно определить следующим образом:

— изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев), их порождений, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;

— построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружениях, проявляющуюся в общих (культурно-антпропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;

— построение теоретических моделей макро — и микродинамики культурных процессов.

В соответствии с такого рода познавательными задачами, основными предметными областями социальной и культурной антропологии являются:

— биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с природным окружением; способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном планах;

— процессы порождения и динамики знаковых систем;

— способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации,

— предпосылки, формы и технологии, освоения трансляции культурного опыта;

— функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений и связей;

— условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни и деятельности людей на уровне обществ и сообществ.

В качестве исследовательских объектов социальной и культурной антропологии к настоящему времени сложились следующие:

— культурно-исторические регионы, поселения различных типов;

— специализированные области культуры, исследование которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении искусства, массовой культуры, образования;

— социокультурные слои, (например, антропологический анализ элит в обществе, «культура бедности», группы (субкультурные образования), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);

— индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к изменениям и способов их реализации.

4. Культуролоия и история культуры. Для описания и объяснения исторических особенностей развития культуры большое значение как материал имеют факты и ценности истории культуры. История культуры способствует обеспечению выявления архетипов современной культуры и пониманию её как итога исторического развития. Историческое поле фактов культурологии отличается многообразием, включая прошлое и настоящее.

В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теоретические вопросы. Однако главная её задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Её предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например – эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

Культурология тесно взаимосвязана и с психологией культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделения в самостоятельную научную дисциплину. Её предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

До недавнего времени большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучаются через призму языка и литературы.

В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.

Термины и понятия

археология философия культуры

этнография социология культуры

культурная антропология история культуры

социальная антропология психология культуры

  1. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2007 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    Система высшего университетского образования не сводима к получению узкопрофессиональных знаний и навыков. При построении этой системы следует исходить из положения об универсальной природе человека, учитывать наличие у него врожденных
  2. Культурология учебно-методический комплекс Минск 2008 удк 008 (075. 8) Ббк 71. 0 я 73 к 90

    Учебно-методический комплекс
    В работе содержатся тематика лекционного курса и планы семинарских занятий, тестовые задания, список литературы, вопросы к зачетам по культурологии и религиоведению.
  3. Розин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии.
  4. Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов мгавмиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии Культурология как наука и учебная

    Документ
    Кафедра философии и социально-гуманитарных наук представляет вниманию студентов МГАВМиБ материалы для самостоятельной подготовке по курсу культурологии
  5. Программа дисциплины опд. Р. 01 Введение в культурологию специальности 020600 (031401. 65) «Культурология»

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Введение в культурологию» представляет собой систематическое изложение основных культурологических понятий и представлений. Цель – сформировать у студентов научную культуру, их профессиональное мышление и язык, теоретическое
  6. Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

    Программа курса
    Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)
  7. Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5 Тематическое планирование по курсу «Культурология» 7

    Методические рекомендации
    Методическое пособие включает тематику лекционного курса и планы семинарских занятий, варианты контрольных работ, список литературы для самоподготовки, вопросы к зачету по курсу «Культурология».
  8. Тема 1 Становление культурологии как

    Документ
    Культурология представляет собой относительно самостоятельную, логически обоснованную совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, состоящей из взаимодействующих элементов и находящейся в постоянном
  9. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.

Другие похожие документы..