Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

В университете разработан комплекс мер, способствующий адаптации студентов первого курса: разработана «Памятка первокурсника», посещение музеев университета, спортивная игра «Вперед по Тропе!», смотр творчества студентов 1-2 курсов.

Для организации культурно-массовой работы в университете имеется серьезная материально-техническая база: выделено 10958 кв.м. площадей в корпусах и общежитиях. Продолжает расти количество площадей выделяемых для организации спортивной и физкультурно-оздоровительной работы за счет ввода в строй новых спортивных объектов.

В университете имеется Программа по социальной поддержке студентов, утвержденная Ученым Советом университета, по которой в соответствии с установленным законодательством оказывается целевая комплексная помощь таким категориям студентов, как сироты и дети из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студенты-инвалиды, студенты-родители, беременные студентки и т.д.

К услугам иногородних студентов предоставляется обширная инфраструктура студенческого городка, включающая четыре общежития с уютными комнатами для проживания, гостиничный комплекс, благоустроенный профилакторий, комбинат общественного питания, спортивный комплекс. На территории студгородка функционируют центр планирования семьи, про водится фестиваль будущих родителей. Студенты имеют возможность получать бесплатные медицинские услуги в вузовской поликлинике, комплексное санаторное лечение и рациональное питание в вузовском санатории-профилактории (130 мест, ежегодно - около 1400 человек), отдохнуть на летней загородной базе «Политехник», расположенную в сосновом бору на берегу р. Оки (250 мест, ежегодно около 600 человек), воспользоваться услугами университетского
детского сада.

В процессе обучения студенты ежегодно проходят медицинские осмотры, при которых
особое внимание уделяется учащимся, приехавшим на обучение из районов, пострадавших в
результате аварии на ЧАЭС, инвалидам, имеющим хронические заболевания. Регулярно проводятся специфические медосмотры иностранных учащихся.

В вузовском информационном пространстве функционирует студенческий центр информации и рекламы, студенческая аудио-, видео-, фотостудия, студенческий журнал «Импульс», «Университетская газета», проекты на сайте университета «Прямая линия с ТулГУ - Задай вопрос ректору ТулГУ», «Лица университета», «Нам важно Ваше мнение». «Новости университета на главной Яндекса», «Наш микроблог в Твиттере», «Наш клуб в Контакте», «Наша страница в Facebook».

Социально-личностное становление студентов сопровождается социолого-
психологическим мониторингом, проводимым социологической лабораторией университета,
кафедрами гуманитарного факультета.

В университете разработана система оценки внеучебной воспитательной работы со студентами. Ежегодно подводятся результаты рейтинга факультетов по этому направлению. Введена практика ежегодных отчетов факультетов, кафедр, структурных подразделений, участвующих в организации воспитательной работы.

В университете разработана система поощрения (морального и материального) за достижения в учебе, развитие социокультурной среды. Формами поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности студентов являются:

  • именные стипендии: Президента и Правительства РФ, им. В.Потанина, стипендии и гранты администрации Тульской области и г.Тулы, именные стипендии факультетов университета;

  • грамоты, дипломы, благодарности;

  • организация экскурсионных поездок, выделение билетов на культурно-массовые мероприятия, внеочередное направление на оздоровление и отдых.

Социокультурная среда университета обеспечивает комплекс условий для профессионального становления специалиста, социального, гражданского и нравственного роста, естественность трансляции студентам норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта в общежитии, отношений к будущей профессии, формирует мотивацию учебной деятельности.

7. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ООП

В соответствии с ФГОС ВПО и п.46 Типового положения о вузе оценка качества освоения обучающимися ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются в соответствии с основными положениями балльно-рейтинговой системы, положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в ТулГУ и порядком проведения зачетов, экзаменов и ликвидации академических задолженностей.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов является составной частью системы качества обучения. Она позволяет осуществлять комплексную оценку результативности учебной работы студентов и качества освоения ими ООП. Ее использование повышает мотивацию студентов к освоению ООП за счет более высокой дифференциации оценки их учебной работы, стимулирует регулярную и результативную аудиторную и самостоятельную работу студентов в семестре, ведет к повышению уровня учебно-организационной и методической работы кафедр и факультетов.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями ПрООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология» для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по всем дисциплинам разработаны соответствующие фонды оценочных средств, включающие: тесты, контрольные вопросы, упражнения, практические задачи и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачётов и экзаменов; ежегодно обновляющущюся тематику курсовых работ, рефератов, докладов, эссе, ВКР, позволяющие оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся.

Образцы фондов оценочных средств прилагаются.

7.2. Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников вуза.

Итоговая аттестация выпускник, включающая защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный экзамен, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

ВКР представляет собой целостное, завершённое, самостоятельное научное исследование по выбранной научной теме объёмом в 35-50 страниц (без приложений), выполненное студентом ВКР в 8-м семестре под руководством преподавателя. Она должна быть методологически последовательной, содержать грамотный анализ достаточного числа оригинальных библиографических источников, тщательное описание полученных эмпирических данных с применением методов математической статистики, аргументированные выводы. Качество ВКР свидетельствует о готовности выпускника к самостоятельной практической и научной работе. ВКР публично защищается на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). По результатам защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Как форма самостоятельной учебной деятельности студентов ВКР направлена на углубление психологических знаний по отдельным, интересующим студента, темам; развитие самостоятельного научного мышления; применение имеющихся знаний для постановки и решения прикладных и творческих профессиональных задач; формирование исследовательских компетенций, умений и навыков психологического исследования; приобретение умений и навыков практической психологической работы.

Выполнение ВКР предполагает наличие у выпускника сложившихся компетенций, касающихся поиска, обобщения и систематизации необходимой информации и оформления научной мысли в текст; планирования и организации эмпирического исследования; представления и интерпретации научных данных, графического оформления результатов.

Выполнение теоретической части ВКР предполагает последовательное освоение следующих умений и навыков:

1) искать и систематизировать необходимую информацию по выбранной теме;

2) критически отбирать существенную информацию, необходимую для раскрытия темы и аргументации гипотез, отделяя второстепенную или несущественную (популярную, недостоверную) информацию от научной;

3) анализировать и синтезировать большие объёмы теоретического материала;

4) обобщать и классифицировать теоретическую информацию по освещаемым вопросам;

5) логично и последовательно раскрывать основные проблемные зоны выбранной темы, позиционируя избранное направление в поле психологических исследований;

6) выделять необходимые аргументы из общего объёма психологических знаний по проблеме, формулировать заключения и выводы;

7) стилистически правильно оформлять теоретический обзор, быть знакомым с стилями и формами представления научных данных.

При выполнении эмпирической части ВКР студент осваивает следующие умения:

1) обосновать актуальность и новизну выбранной темы;

2) определять предмет и объект своего исследования;

3) определять цели и задачи планируемого эмпирического исследования;

4) формулировать и аргументировать гипотезы;

5) планировать этапы исследования, прогнозировать достоверность ожидаемых результатов;

6) выбирать методы, подбирать и конструировать способы и методики сбора материала для проверки гипотез;

7) количественно и качественно обрабатывать полученные эмпирические данные;

8) описывать процесс и анализировать результаты организованного эмпирического исследования;

9) представлять в наглядной форме и интерпретировать результаты исследования;

10) сопоставлять полученные результаты с выдвинутыми гипотезами, формулировать выводы, аргументировать рекомендации по их практическому использованию в психологии;

11) оформлять текст в соответствии с правилами научного языка и стиля.

ВКР являются неотъемлемой частью завершающего этапа подготовки психологов, оценка, полученная при её защите, является документом, на основании которого даётся заключение о профессиональной квалификации выпускника. Выполнение ВКР становится своеобразным итогом завершения обучения и позволяет сделать вывод о мотивированности выпускника к профессиональной деятельности, об уровне его подготовки, о степени свободы во владении профессиональными знаниями и умениями, об индивидуальном стиле будущей профессиональной деятельности, о системе профессиональных установок и т.д. Качество выполнения ВКР свидетельствует о наличии у выпускника умений видеть психологическую действительность как проблемную, ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезы, подбирать или разрабатывать батареи экспериментальных методик, формировать группу испытуемых, организовывать процедуру исследования, обрабатывать, обобщать, осуществлять математико-статистическую обработку и интерпретировать полученные данные и т.д.

Программа государственного экзамена по психологии определяется основными дисциплинами профессионального цикла. На государственном экзамене выпускник должен продемонстрировать знания в области профессиональных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов, выполнения своих профессиональных обязанностей, для последующего обучения в магистратуре. Выпускной экзамен должен соответствовать функциональным возможностям студента и бытъ проверкой конкретных способностей его к самостоятельным суждениям на основе полученных знаний.

8. ДРУГИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
И МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТулГУ имеет официальные процедуры утверждения, периодической проверки и мониторинга образовательных программ, что подтверждается следующими документами: РК ТулГУ «Руководство по качеству»; Информационной картой процесса ИК - 2.1.2 «Проектирование и разработка образовательных программ», СТ ТулГУ 7.5.1. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Управление учебным процессом и текущими приказами и распоряжениями.

Университет осуществляет регулярную проверку хода разработки и содержания основных образовательных программ и УМК, а также их реализации, включая проверку внешними экспертами: анализ учебных планов во Всероссийском центре (г. Шахты).

Для оценки качества подготовки выпускников университет на постоянной основе взаимодействует с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями, что подтверждается письмами, договорами с организациями-аботодателями, отзывами работодателей, проведением Ярмарок-вакансий.

Студенты университета принимают участие в процедурах гарантии качества образовательных программ, что подтверждается результатами анкетирования студентов о качестве учебного процесса, отчетом по результатам опроса студентов, в которых содержатся вопросы.

В ТулГУ осуществляется сбор, анализ и использование информации о качестве образовательных программ, которое оценивается на основе: результатов анкетирования первокурсников и выпускников, сбора отзывов от предприятий - работодателей, сбора и систематизации благодарственных писем, анализа претензий потребителей, результатов рейтинга вузов РФ и заключения экспертных комиссий различного уровня.

В ТулГУ разработаны стандарты, системы менеджмента качества по описанию процессов обеспечения качества образовательных программ, в том числе:

  • СТ ТулГУ 7.5 - 01. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Реализация основных образовательных программ;

  • СТ ТулГУ 7.5.1. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Управление
    учебным процессом;

  • СТ ТулГУ 8.2.3-01. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Контроль учебного процесса в ТулГУ;

  • СТ ТулГУ 8.2.4-01. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Итоговая государственная аттестация выпускника.

В ТулГУ разработаны и применяются критерии и согласованные с ними процедуры оценки знаний и умений студентов:

  • Положение о системе оценки знаний студентов при проведении текущего контроля и
    промежуточной аттестации в Тульском государственном университете;

  • Положение о текущей и промежуточной аттестации;

  • СТ ТулГУ 8.2.4-01. Стандарт университета. Система менеджмента качества. Итоговая
    государственная аттестация выпускника.

Квалификация ППС обеспечивается следующими мероприятиями:

  • подготовкой кадров высшей квалификации по программам научного послевузовского
    образования в аспирантуре и докторантуре;

  • повышением квалификации ППС (не реже одного раза за пять лет, в соответствии с планом повышения квалификации, ежегодными приказами Федерального агентства по образованию «О повышении квалификации профессорско - преподавательского состава государственных образовательных учреждений ВПО, находящихся в введении Федерального агентства по образованию», Инструктивными письмами Федерального агентства по образованию);

  • присвоением ученых степеней ППС университета посредством диссертационных советов;

  • присвоением ученых званий работникам университета согласно Положению о порядке присвоения ученых званий (постановление Правительства РФ № 194 от 29.03.2002 г.);

  • присвоением ученых званий «Доцент ТулГУ» и «Профессор ТулГУ»;

  • ежегодными стажировками преподавателей в вузах России и за рубежом, на предприятиях и в учреждениях г. Тулы и РФ;

  • профессиональной переподготовкой для получения дополнительной квалификации, в
    том числе и по программе «Преподаватель высшей школы».

Преподаватели обладают умением и опытом, а также достаточной полнотой знаний пре подаваемой учебной дисциплины, которые необходимы для эффективной передачи знаний студентам, что подтверждается дипломами об образовании и квалификационными документами по соответствующему профилю. Полнота знания и понимания преподавательским составом преподаваемого предмета также подтверждается результатами централизованного Интернет-тестирования студентов и результатами текущего и промежуточного контроля знаний студентов.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и средствах, положенных в основу технологий в условиях дистанционного обучения.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления ….
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (145)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по направлению подготовки 030300 Психология (профиль Психологическое консультирование) представляет
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 Психология (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки «Прикладная психология».
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 психология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки Практическая психология.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата

    Документ
    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300. 62 Психология

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО СИБИТ по направлению подготовки 030300.62 Психология и профилю подготовки Практическая психология
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (172)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа магистратуры 0303 .68.02 Психология развития, реализуемая в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета по направлению подготовки «Психология» представляет собой

Другие похожие документы..