Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

Число компьютерных мест – более 5% от числа обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 030300 – «Психология».

5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП ВПО.

Реализация ООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология» по дисциплинам (модулям) всех циклов полностью обеспечена учебно-методической документацией и материалами, разработанными ППС ТулГУ. Внеаудиторная работа студентов также сопровождается необходимым методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

Каждый студент имеет доступ к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ООП ВПО. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам ООП ВПО, изданными за последние 5 лет, в количестве более 30% от общего числа учебников и учебных пособий, рекомендуемых студентам в качестве обязательной литературы. По дисциплинам всех циклов учебного плана библиотека ТулГУ располагает основными учебниками и учебными пособиями в количестве 1 экземпляр на одного обучающегося.

Фонд дополнительной литературы ежегодно пополняется и включает, помимо учебной литературы, официальные справочно-библиографические, научные (в том числе монографические) и периодические издания по профилю ООП ВПО 030300 – «Психология». Библиотечные фонды университета обеспечиваются научными психологическими периодическими изданиями в расчете 5 экземпляров на каждые 100 обучающихся. Каждый студент имеет доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего из 15 наименований отечественных и 5 наименований зарубежных журналов из списка рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ: это журналы «Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14  “Психология”», «Вестник СПбГУ», «Российский психологический журнал», «Культурно-историческая психология», «Национальный психологический журнал», «Известия РГПУ им. А.И.Герцена», «Московский психотерапевтический журнал», «Психология зрелости и старения», «Психологическая наука и образование», «Психологический журнал РАН», «Сибирский психологический журнал», «Иностранная психология», «Psychological Review», «American Psychologist», «Psychological Bulletin», «Psychological Science», «American Journal of Psychology», «Journal of Family Psychology», «Developmental Psychology» и др.).

В ТулГУ имеются читальные залы общей вместимостью 397 посадочных мест. Имеется также зал электронной документации на 16 посадочных мест. Для обучающихся обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным, справочным, поисковым системам через сеть Интернет. Это: 1) электронная база данных авторефератов и диссертацией по психологичсеким и другим общественным наука Российской государственной библиотеки; 2) ресурсы Института информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН); 3) 2 полнотекстовые и 3 реферативные базы данных зарубежной периодики (EBSCO, ProQuest, MedLine, SAGE, eLibrary, JSTOR, Science Direct и др.).

ТулГУ имеет современную информационную базу, обеспечивающую возможность реализации ООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология». Вся учебно-методическая документация в ТулГУ перенесена на магнитные носители, и в компьютерных классах ТулГУ и с персональных домашних компьютеров студенты имеют возможность работать со всеми текстами лекционных курсов, списками литературы, методическими пособиями, банком тестовых заданий, методическими рекомендациями к подготовке выпускных квалификационных работ и пр. На кафедре психологии в печатном и электронном виде имеются все УМК общепсихологических и специальных дисциплин, материалы которых студент может использовать в самостоятельной работе и при подготовке к занятиям.

В 2001 г. создан и пополняется кафедральный библиотечный фонд, содержащий периодическую литературу, хрестоматии, малотиражные монографии, публикации ППС кафедры психологии и пр. В настоящее время он насчитывает около 200 библиографических единиц. На кафедре также собрано более 1000 необходимых для учебного процесса по циклам ОПД и СД изданий в электронном виде.

Для обеспечения подготовки студентов на кафедре имеются комплекты сертифицированных методик, программные продукты для работы в рамках психологического практикума и лабораторных занятий: адаптированный метод портретных выборов Сонди; методика демонстрации селективности внимания (1 инсталляция); психодиагностическая система «Тестмейкер» (1 инсталляция); эксперимент Канемана (1 инсталляция); весы лабораторные для сыпучих материалов ВСМ 100/2 (100000900); комплект гирь общего назначения Г4.111.10 (100 г) (100009207); комплект методик на лазерном диске «АРМ», включающий 16 когнитивных методик; комплект методик на лазерном диске «Вербальный фрустрационный тест (ВФТ)»; комплект методик на лазерном диске «Измерение IQ. Вербальный интеллект»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Измерение IQ. Общий интеллект»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Измерение IQ. Числовой интеллект»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Исследование оперативной памяти»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Классификация понятий»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Кубы. Лабораторная работа»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Сложные аналогии»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Числовые ряды»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Методы запоминания», включающий 4 методики исследования запоминания  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Методы сбережения», включающий 3 методики исследования процессов сохранения  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Психофизические методы»  6 шт.; система на лазерном диске «Статистическая система «Stadia-6.0»»; комплект методик на лазерном диске «Эксперимент Выготского-Сахарова»  6 шт.; комплект методик на лазерном диске «Эксперимент Лачинсов»  6 шт.; локальный электронный ключ к системе «Практика» - 1 шт.; тесты знаний для студентов по курсу «Практикум “Психологические измерения”» - 1 шт.; прибор для лабораторного оборудования психофизиологический «Конан - студент» - 1 шт.; комплект из 9 видеокассет с лекциями А.Г.Асмолова «Психология личности»; комплект из 8 видеокассет с лекциями Г.А.Андреевой «Социальная психология»; видеокассета с записями курса лекций по дисциплине «Педагогическая психология» Н.Ф.Талызиной. Также на кафедре имеются бланковые методики: 1) Диагностика индивидуально-типологических различий Собчик Л.Н. - 1 шт.; 2) Диагностика памяти, внимания, мышления Балакшина Ж. - 1 шт.; 3) Интеллектуальный тест Р. Кеттелла - 1 шт.; 4) Комплект методик для курса «Общий практикум» - 1 шт.; 5) Ко-терапевтическая система «Келли-98» - 1 шт.; 6) Курс развития творческого мышления - 1 шт.; 7) Метод сравнения парных таблиц Собчик Л.Н. - 1 шт.; 8) Методика «Исключение предметов» Собчик Л.Н. - 1 шт.; 9) Методика «Классификация предметов» Собчик Л.Н. - 1 шт.; 10) Мотивационный тест А. Шмелева (ТЮФ) - 1 шт.; 11) Мотивационный тест Хекхаузена Собчик Л.Н. - 1 шт.; 12) Проективная методика «Hand - тест» - 1 шт.; 13) Проективная методика для диагностики - 1 шт.; 14) Психосемантическая диагностика скрытой мотивации - 1 шт.; 15) Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Собчик Л.Н. - 1 шт.; 16) Тест Векслера (взрослый вариант) - 1 шт.; 17) Тест Векслера (детский вариант) - 1 шт.; 18) Тест детской апперцепции (CAT) - 1 шт.; 19) Тест рисуночной ассоциации - 1 шт.; 20) Тест Розенцвейга (взрослый вариант) - 1 шт.; 21) Тест Розенцвейга (детский вариант) - 1 шт.; 22) Тест Торренса (Диагностика креативности) - 1 шт.; 23) Тест тревожности (Р, Тэмпл, М. Дорки, В. Амен) Дерманова И. - 1 шт.; 24) Тест Тулуз-Пьерона (диагностика ММД) - 1 шт.; 25) Факторный анализ для психологов (Митина О.В.) - 1 шт.; 26) Факторный базовый опросник «Кеттел - 95» - 1 шт.; 27) Факторный детский личностный опросник - 1 шт.; 28) Факторный подростковый личностный опросник - 1 шт. ; 29) Цветовой тест Люшера - 1 шт.; 30) Школьный тест умственного развития Балакшина Ж. - 1 шт.

Компьютеризация учебного процесса по циклам ООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология» обеспечивается по университету 2138 компьютерными местами, используемыми в учебном процессе. В ТулГУ имеется 3970 терминалов с доступом в сеть Интернет. Два компьютерных класса по 10 посадочных мест находятся непосредственно в здании гуманитарного факультета, где ведётся подготовка студентов по направлению 030300  «Психология», что позволяет часть учебных занятий и контрольных форм проводить в компьютерных классах. Студенты пользуются компьютерными классами как на учебных занятиях, так и в самостоятельной учебной работе, а также при обработке экспериментальных данных практикумов, практик и при подготовке выпускных квалификационных работ.

Помещение общего лабораторного психологического практикума оборудовано локальной сетью из 12 компьютеров (что в целом соответствует количеству студентов в каждой лабораторной подгруппе), на которых поставлена система «Практика», обеспечивающая его работу по всем разделам, а также обеспечивающая проведение занятий по дисциплинам «Психодиагностика и практикум по психодиагностике», «Психология развития и возрастная психология», «Общая психология», «Психология труда, инженерная психология и эргономика», «Экспериментальная психология», «Педагогическая психология и методика преподавания психологии», «Математические методы и инофрмационные технологии в психологии» и др.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, составляет более 20% от общего объёма аудиторных занятий. В обучении предусмотрена возможность использования компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, тренингов, разбора конкретных практических ситуаций с целью формирования и отработки профессиональных навыков студентов, предусмотрены встречи с ведущими специалистами и мастер-классы со специалистами в разных видах психологической практики. Доля лекционных занятий в программе каждой дисциплины не превышает 40%.

6. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Концепцию формирования среды вуза, обеспечивающую развитие социально-личностных компетенций обучающихся, определяют стратегические документы университета:

- стандарт СТ ТулГУ 7.5-02-2010 «Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми»;

- программа духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов Тульского государственного университета;

- программа Тульского государственного университета «ТулГУ - вуз здорового образа жизни»;

- положение о заместителе декана по внеучебной работе;

- положение о заместителе заведующего кафедрой по воспитательной работе;

- положение о кураторе учебной группы ТулГУ.

Социокультурная среда университета включает в себя:

- компоненты учебного процесса, реализуемые кафедрами гуманитарного факультета, кафедрами естественнонаучного и профессионального циклов;

- студенческое самоуправление;

- воспитательный процесс, осуществляемый в свободное время (внеучебные мероприятия);

- систему жизнедеятельности студентов в университете в целом (социальную инфраструктуру);

- университетское информационное пространство и позволяет студентам получить навыки и успешно реализовывать свои возможности в широком спектре социальных инициатив.

В университете эффективно работают студенческие общественные объединения: профсоюзная организация студентов и аспирантов, центральный студенческий совет, студенческие советы общежитий. Деятельность в составе студенческих строительных и сельскохозяйственных отрядов, участие в субботниках и работах по самообслуживанию в общежитиях формирует у студентов опыт личностной ответственности, опыт проектной деятельности и самоуправления, опыт гражданского самоопределения и поддержки.

В университете применяются индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые формы воспитательной работы: индивидуальная работа преподавателя со студентом и его родителями, проведение групповых собраний (кураторских часов), экскурсии, организация соревнований, конкурсов, фестивалей. Важную роль в воспитательном процессе играют массовые корпоративные мероприятия: университетские - празднование Дня знаний (1 сентября), собирающее более 3000 сотрудников и студентов; праздник «Дня Хвоста»; ежегодный митинг у стелы Памяти погибшим студентам и сотрудникам в годы Великой Отечественной войны, приуроченный ко Дню Победы; «Проводы русской зимы»; День физкультурника на территории учебно-оздоровительного комплекса ТулГУ «Политехник». На факультете ТТС - ежегодный студенческий автопробег «По дорогам Отечества». На естественнонаучном факультете - экскурсионные поездки студентов в Москву в День химика, летние «Выездные сессии» химиков с проживанием в полевых условиях, конкурсами и соревнованиями. На лечебном - факультете возрожденное донорское движение. В институте международного образования - воспитание уважения к России, ее народу, традициям, праздникам, культуре и языку. На кафедре психологии существует многолетная практика проведения общего собрания первокурсников, собрания всех курсов и выпускников, проведение «Дня кафедры», выпускного вечера, встреч в общежитии под рубрикой «10 вопросов психологу».

Важное место в стимулировании кооперативных форм межгруппового взаимодействия
занимают публичные лекции для студентов университета руководителей ведущих оборонных предприятий города и встречи с представителями политических, промышленных, деловых и культурных элит. Университетский совет ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, государственной и военной служб и ветеранов труда вносит свою лепту в патриотическое воспитание, проводя мероприятия, приуроченные к памятным датам (23 февраля, 9 мая, 22 июня) и дням воинской Славы. Важную роль отведена музеям и памятным местам университета. Большой популярностью пользуется музей университета, получивший свое виртуальное представление на сайте ТулГУ в проекте «Виртуальная экскурсия по музею ТулГУ». Университетский музей оружия каждый год посещает более тысячи человек. Активно используются минералогический музей горно-строительного факультета и музей инструментов механико-технологического факультета. Местом ежегодных митингов памяти павших студентов и сотрудников вуза является Стела памяти студентов и сотрудников института, погибших на фронтах Великой отечественной войны, сооруженная на месте первого митинга, откуда студенты-добровольцы ушли на фронт в 1941 году, на деньги сотрудников и студентов университета, две
мемориальные доски, расположенные на 3-ем учебном корпусе и корпусе института международного образования рассказывают о формировании Тульского рабочего полка и его участии в обороне Тулы.

Основной деятельностью студенческих научно-исследовательских, творческих и клуб-
ных объединений является реализация социально значимых проектов.

Совет молодых учёных (СМУ) и Студенческое и аспирантское научное общество (СиА
НО) содействуют становлению и профессиональному росту студентов, аспирантов и молодых научных работников и специалистов, накоплению ими опыта, раскрытию их творческого потенциала, а также максимальному привлечению к проведению исследований по передовым научным направлениям и раскрытию научного потенциала молодёжи ТулГУ.

В студенческом клубе университета работают народный театр-студия «Риск», студия
спортивно-эстрадного танца «Фуэте», литературный театр, клуб любителей художественной
литературы, клуб знатоков «Что, где, когда?», студенческий хор «Камертон», при активном
участии Тульского городского студенческого центра работает диско-клуб «Глобус», литературно-художественный театр «Мюсли», клуб интеллектуальных игр «Эрудит», который разыгрывает ежегодный Кубок ректора, на 10 отделениях курсов центра социально-гуманитарного образования при студенческом клубе регулярно занимаются около 500 студентов. Традицией в университете стало проведение вечеров отдыха, посвященных Международному дню солидарности студентов 17 ноября, Татьяниному дню (25 января), Международному дню 8 марта, а также тематических вечеров для первокурсников «Знакомьтесь! Мы - первый курс!», Новогодних балов, областных фестивалей молодых самодеятельных исполнителей «Золотая осень», турниры КВН между командами факультетов, ежегодный бал-маскарад в стиле XIX века «Мас-
ки осени» (проект «Политех» при Профкоме студентов и аспирантов).

Основные функции по организации спортивной работы в университете выполняют ка-
федра физического воспитания и спорта и спортивный клуб, организующий секционные занятия и спортивно-массовые мероприятия. Ежегодно в ТулГУ проводится более 30 соревнований, в которых принимает участие около 4 тысяч человек, в том числе Спартакиада университета по 12 видам спорта. Высокий уровень общественного признания имеют памятные соревнования, ежегодно проводимые в университете: мемориал заслуженного тренера РФ по легкой атлетике Ю.Н.Красноглазова, воспитавшего призеров олимпийских игр Ю.Табакову и О.Зыкину; мемориал участника Олимпийских игр 1960 года в Риме, профессора университета Е.А.Момоткова, волейбольный турнир памяти заслуженного тренера РСФСР В.Фризена.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и средствах, положенных в основу технологий в условиях дистанционного обучения.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления ….
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (145)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по направлению подготовки 030300 Психология (профиль Психологическое консультирование) представляет
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 Психология (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки «Прикладная психология».
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 психология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки Практическая психология.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата

    Документ
    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300. 62 Психология

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО СИБИТ по направлению подготовки 030300.62 Психология и профилю подготовки Практическая психология
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (172)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа магистратуры 0303 .68.02 Психология развития, реализуемая в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета по направлению подготовки «Психология» представляет собой

Другие похожие документы..