Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

Общекультурные компетенции (ОК).

Способность и готовность к:

– пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

– пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

– владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

– использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

– применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

– владению навыками анализа своей деятельности и умению применять

методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

– восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

– нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

– проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

– пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

– овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

– профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы «Интернет» (ОК-12);

– использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

– использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

– овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Профессиональные компетенции (ПК).

Общепрофессиональные компетенции.

Практическая деятельность.

Способность и готовность к:

– реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

– отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

– описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

– осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

– выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

– психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

– прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

– ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность.

Способность и готовность к:

– применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

– пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

– участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

– проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

– реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

– выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность.

Способность и готовность к:

– преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

– участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

– подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17);

– использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

– самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

– пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность.

Способность и готовность к:

– анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

– проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

– реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

Приложение 1 - «Структурная матрица компетенций в соответствии с ФГОС ВПО».

Приложение 2 – «Содержательно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик ООП».

4. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ, п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); другими материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1. Структура ООП.

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:

• гуманитарный, социальный и экономический (ГСЭ),

• математический и естественнонаучный (ЕН),

• профессиональный (П)

и разделов:

• физическая культура,

• учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа,

• итоговая государственная аттестация (ИГА).

Учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углублённые знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «ГСЭ» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

4.2. Календарный учебный график.

График учебного процесса и сводные данные по бюджету времени (в ЗЕ и неделях) приведены в Приложении 3.

4.3. Учебный план подготовки.

План отображает логическую последовательность освоения циклов и дисциплин, а также практик ООП, обеспечивающих формирование компетенций.

Рабочий учебный план представлен в Приложении 4.

4.4. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

В Приложении 5 приведены аннотации на рабочие программы всех дисциплин ООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология».

Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) прилагаются.

4.5. Программы практик и организации научно-исследовательской работы обучающихся.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология»раздел ООП ВПО «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

При реализации ООП ВПО по направлению подготовки 030300 – «Психология» предусматриваются следующие виды учебных практик:

учебная (4 недели):

- учебно-ознакомительная (2 недели),

- учебная (2 недели),

производственная (8 недель):

- производственная (4 недели),

- научно-исследовательская (4 недели).

Содержание и порядок проведения практик регламентируется рабочими программами и Положением об организации практик.

4.5.1. Программы учебных практик.

Учебная практика является одним из обязательных компонентов практической подготовки выпускника, проводится в образовательных учреждениях, психологических центрах г.Тулы и представляет собой учебно-ознакомительный обзор организационной структуры и видов деятельности учреждений и организаций, оказывающих психологические услуги населению, а также знакомство с психологическими, психодиагностическими, психокоррекционными, развивающими и другими программами и мероприятиями, реализуемыми в образовательных и иных учреждениях, осуществляющих психологическую помощь, в рамках комплексных практических занятий.

Учебная практика осуществляется в течение 4 недель на первом курсе подготовки студентов по направлению 030300 – «Психология»:

- учебно-ознакомительная (2 недели, 2-й семестр),

- учебная (2 недели, 2-й семестр).

В ходе прохождения учебной практики осуществляется формирование ряда профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по направлению подготовки, приобретение навыков работы в профессиональном коллективе.

В ходе учебной практики предполагается формирование и закрепление следующих компетенций: ОК-4, ОК-5, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-14.

Целями учебной практики являются:

• ознакомление студентов с современным состоянием психологической работы в психологических центрах;

• формирование профессиональных умений и навыков работы психолога на основе изучения работы психологической службы учреждения или организации, в которых студенты проходят практику.

Задачами учебной практики являются:

• ознакомление со структурой психологических служб разного профиля, с основными направлениями их работы, с профессиональными проблемами психологов;

• изучение нормативных документов, назначения и содержания работы психологических центров (кому и какие виды услуг оказываются);

• ознакомление с психологическими программами и методическим инструментарием работы психолога (диагностические методики, методическая литература, практические рекомендации по организации профессиональной работы и пр.);

• изучение опыта работы отдельных специалистов по проведению просветительской, профилактической, диагностической, консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

Отчётная документация учебной практики предполагает:

• выполнение задания, выданного кафедрой психологии для прохождения практики;

• ведение ежедневного дневника прохождения практики;

• составление отчёта по окончании практики с указанием характеристики места прохождения практики, содержания работы психологической службы и отдельных психологов с приложением выполненного учебного задания.

Учебная практика осуществляется на базе следующих учреждений:

- Социально-психологический центр «Шанс»;

- Муниципальный Центр психологической профилактики Зареченского района г.Тулы «Валеологический центр»;

- Центр службы практической психологии системы образования «Помощь»;

- Городской муниципальный центр «Преображение»;

- Научно–практический центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации.

Программа учебных практик прилагается.

4.5.2. Программа производственной практики.

Производственная практика в рамках учебного процесса помогает студентам соотнести теоретические знания по психологии с реальной действительностью. Она проводится на базе психологических центров и представляет собой комплексные практические занятия, в ходе которых осуществляется формирование профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по направлению подготовки, приобретение навыков работы в профессиональном коллективе и с разными категориями клиентов.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (7)

    Основная образовательная программа
    Методическое пособие знакомит студентов с технологией обучения в Современной гуманитарной академии (СГА), дает представление об основных приемах и средствах, положенных в основу технологий в условиях дистанционного обучения.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления ….
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (145)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» по направлению подготовки 030300 Психология (профиль Психологическое консультирование) представляет
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 Психология (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки «Прикладная психология».
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300 психология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300 Психология и профилю подготовки Практическая психология.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата

    Документ
    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 030300. 62 Психология

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО СИБИТ по направлению подготовки 030300.62 Психология и профилю подготовки Практическая психология
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (172)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа магистратуры 0303 .68.02 Психология развития, реализуемая в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета по направлению подготовки «Психология» представляет собой

Другие похожие документы..