Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



ПРОГРАММА ПО ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

Специальность:СТОМАТОЛОГИЯ

Статус дисциплины: ЕН.Ф.10 (обязательная) – по учебному плану

(II семестр: лекций – 18 час., лабораторно-практических занятий - 54 час., самостоятельная работа – 29 час.;

III семестр: лекций – 18 час., лабораторно-практических занятий – 57 час., самостоятельная работа –39 час., зачет, экзамен)

Кредиты: 6

Часы консультаций: по назначению

Телефон: 434-14-17

Email: histology@


Адрес кафедры:
117198, ГСП, Москва, улица Миклухо - Маклая, дом. 8, медицинский факультет

ГИСТОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ И ЭМБРИОЛОГИЯ

  1. Конечные цели изучения дисциплины:

Изучив курс гистологии, цитологии и эмбриологии, студент должен

  • Уметь микроскопировать гистологические препараты с использованием биологического микроскопа.

  • Анализируя строение клетки, четко представлять, благодаря какой именно особенности структурной организации каждый из ее элементов выполняет конкретную функцию, совокупность которых обеспечивают свойства клетки как элементарной единицы живого организма.

  • Уметь идентифицировать ткани, их клеточные и неклеточные структуры на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.

  • Изучая строение тканей важно знать, какие специализированные структурные компоненты клеток и их производные обеспечивают функциональные и биологические свойства каждой группы тканей и их конкретных разновидностей.

  • При анализе органов и образуемых ими систем следует определять их тканевый состав, выделить ведущую ткань, обеспечивающую выполнение специфической функции и ткани, обеспечивающие вспомогательные функции – трофическую, защитную, пластическую и формообразующую.

  • Знать основные закономерности эмбрионального развития организма, его тканей и органов.

  • Иметь представление об организации структурно-функциональной единицы органа, особенностях его инервации и васкуляризации.

  • Иметь практические навыки микроскопической диагностики тканей зуба и их структурных элементов.

  • Уметь определять стадии развития зубов, зачатков молочных и постоянных зубов на гистологических препаратах.

Порядок проведения и содержание экзамена.

Экзамен по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии осуществляется по билетам. Каждому студенту предлагается билет, микропрепараты, электронная микрофотография (или схема) и ситуационная задача. Главенствующими являются вопросы по гистофизиологии и эмбриологии органов ротовой полости с их тканевыми системами.

Примеры экзаменационных билетов

Билет 1.

    1. Полость рта. Общая морфофункциональная характеристика. Источники развития. Зубы. Периоды развития. Источники развития тканей зуба. Общий план структурной организации зуба.

    2. Пищеварительная трубка. Общий план строения. Тонкая кишка. Морфофункциональная характеристика. Источники развития. Клетки эпителия ворсинок и крипт. Их морфология и функции.

    3. Костные ткани. Морфофункциональная характеристика и классификация. Прямой и непрямой остеогенез.

Билет 2.

  1. Полость рта. Общая морфофункциональная характеристика. Гистогенез. Губы. Зубы. Общая характеристика, функции и строение цемента. Участие цемента в формировании поддерживающего аппарата зуба и репаративных процессов.

2. Пищеварительная трубка. Общий план строения. Источники развития. Пищевод, его строение и функции. Железы пищевода.

3. Типы плацент млекопитающих. Плацента человека, ее развитие, строение функции.

К билету прилагается два «немых» (без этикеток) микропрепарата. При этом один из них соответствует вопросу данного билета. Например, если в билете стоит вопрос, касающийся почки, то один из препаратов является препаратом почки. Это сделано для того, чтобы помочь студентам продемонстрировать понимание единства теории (знаний) и практики (умений). Другой микропрепарат, напротив, не связан с вопросами данного билета. Он предназначен для выявления умений в диагностировании гистологических объектов.

Предлагаемые электронная микрофотография и ситуационная задача соответствуют тем, что разбирались на лабораторно-практических занятиях.

2. Модульная структура дисциплины, ее методическая обеспечение и контроль

Модуль 1

Цитология. Гистологическая техника.

1.1. Модульная единица. Гистологическая техника. Методы микроскопирования.

Цели изучения:

Овладение основными методами и практическими навыками приготовления гистологических препаратов, их изучения в световых и электронных микроскопах.

Уметь:

Приготовить гистологические препараты для световой и электронной микроскопии.

Знать:

1 . Устройство и принципы работы световых микроскопов.

2. Владеть техникой микроскопирования.

3. Принцип работы электронного микроскопа и особенности микроскопирования в нем микрообъектов.

Содержание обучения. Световой микроскоп. Техника микроскопирования. Гистологические препараты и основные этапы их приготовления. Цито - и гистохимические методы исследования. Электронная микроскопия. Подготовка и методы обработки материала для электронно-микроскопического исследования.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.10-27.

2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб. СОТИС, 2000, с.7 -31.

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н. А., Радостиной А. И. – М.: изд-во УДН, 1989, с. 5-21.

Дополнительные источники информации:

1. Волкова О. В., Елецкий Ю. К. Основы гистологии с гистологической техникой. - М.: Медицина, 1982, с.10 -15.

2. Уикли Б. Электронная микроскопия для начинающих. – М.: Мир, 1975, -319с.

3. Гайер Г. Электронная гистохимия. – М.: Мир, 1974, -448с.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Электронный микроскоп.

3. Микротом и ножи для резки материала.

4. Батареи для проводки и заливки материала в парафин.

5. Батарея для окрашивания срезов гематоксилин-эозином.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить устройство микроскопа.

2. Закрепить навык микроскопирования гистологического препарата.

3. Решение ситуационных задач.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

1.2. Модульная единица. Общая морфология клеток и неклеточных структур. Форма клеток.Строение и функции плазмолеммы.

Цели изучения:

Изучить общий план строения клеток и неклеточных структур, строение плазмолеммы.

Уметь:

Распознавать клетки и неклеточные структуры; распознавать в клетках ядро, цитоплазму, цитолемму по тинкториальным, микро- и ультраструктурным различиям. Идентифицировать на микропрепаратах различные формы клеток и клеточные структуры.

Знать:

1. Общую морфологию клеток.

2. Различные формы клеток: кубической, призматической, округлой, веретеновидной, отростчатой; связь между формой клеток и выполняемыми функциями.

3. Особенности строения плазмолеммы, ее производных (микроворсинок), морфологию активного переноса веществ через плазмолемму (пиноцитоз, фагоцитоз).

4. Строение и функциональное значение межклеточных соединений: простых соединений, запирающих зон, десмосом и полудесмосом, поясков сцепления, коммуникационных контактов.

5. Строение неклеточных структур: симпласта, синцития, межклеточного вещества.

Содержание обучения. Общая организация клетки. Химический состав и основные свойства цитоплазмы. Плазмолемма. Функции и структура плазмолеммы. Мембранный транспорт: пассивный, активный и облегченный. Эндоцитоз, экзоцитоз, пиноцитоз и фагоцитоз. Мембранные рецепторы. Форма клеток и ядер. Виды неклеточных структур.

Основные источники информации:

1. Гистология./ Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.42 -56.

2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.31 – 42.

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н. А., Радостиной А. И., - М.: Изд-воУДН, 1989, с.21 – 28.

4. Саврова О.Б., Еремина И.З., Лебедева Т.И., Медведев Д.И. Цитология. – М.: Высшее образование и наука, 2004, 115с.

5. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с. 11 -18.

6. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.4.

Дополнительные источники информации:

1.Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.8 -10.

2. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки, в 3т. - Мир, 1994.

3. Хэм А., Кормак Д. Гистология. Т. 1 – М.: Мир, 1983, -272с.

4. Ченцов Ю. С. Общая цитология. 3-е издание. – М.: изд-во МГУ, 1995. – 352с.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Общая морфология клетки печени аксолотля. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Клетки кубической или призматической формы канальцев почки. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Клетки округлой формы на мазке крови человека. Окраска по Романовскому – Гимза.

Препарат 4. Симпласт – поперечно-полосатое скелетное мышечное волокно. Срез языка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Межклеточное вещество гиалинового хряща. Срез ребра кролика. Окраска гематоксилин-эозином.

2.Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Клетки веретеновидной формы (гладкие мышечные клетки). Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Клетки отростчатой формы (нервные клетки). Окраска метиленовым синим.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Микроворсинки.

  • Десмосомы.

  • Фагосомы.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

1. 3. Модульная единица. Органеллы и включения цитоплазмы.

Цели изучения:

Изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и значения основных структурных компонентов цитоплазмы: органелл и включений. Научиться использовать конкретные данные о строении и химическом составе органелл и включений для характеристики обмена веществ и функционального состояния клеток.

Уметь:

Определять органеллы клеток, исходя из их структурных и цитохимических особенностей; идентифицировать различные виды включений в цитоплазме клеток.

Знать:

1. Различные виды включений цитоплазмы: трофические, секреторные, экскреторные и пигментные.

2. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение органелл цитоплазмы и уметь различать мембранные и не мембранные органеллы клеток, исходя из их структурных и цитохимических особенностей.

Содержание обучения. Органеллы цитоплазмы: рибосомы, эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы. Классификация органелл на основе их строения. Цитоскелет. Структуры, образующие цитоскелет: микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты. Клеточный центр. Классификация включений.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.56 – 73.

2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб., СОТИС, 2000, с.42 – 76.

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.28 – 35.

4. Саврова О.Б., Еремина И.З., Лебедева Т.И., Медведев Д.И. Цитология. – М.: Высшее образование и наука, 2004, 115с.

5. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с.18 - 32.

6. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.5 - 8.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.8 -10.

2. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки, в 3т., - Мир, 1994.

3. Хэм А., Кормак Д. Гистология. Т. 1 – М.: Мир, 1983. - 272с.

4. Ченцов Ю. С. Общая цитология. 3-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 352с.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Включения жира в клетках печени аксолотля. Окраска осмиевой кислотой с докраской ядер сафранином.

Препарат 2. Включения гликогена в клетках печени аксолотля. Окраска по методу Беста.

Препарат 3. Включения белка (желточные пластинки) в бластомерах амфибии. Окраска пикрофуксином.

Препарат 4. Секреторные включения в клетках Лейдига кожи аксолотля. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Пигментные включения в клетках кожи головастика. Препарат не окрашен.

Препарат 6. Комплекс Гольджи в нервных клетках спинно-мозгового узла. Окраска по методу Калачева-Насонова.

Препарат 7. Митохондрии в эпитэлии кишечника аскариды. Окраска по методу Альтмана.

Препарат 8. Клеточный центр. Центриоли в делящейся оплодотворенной яйцеклетке аскариды. Окраска железным гематоксилином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Митохондрии в эпителиальных клетках канальцев почек. Окраска по методу Альтмана.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Гранулярная эндоплазматическая сеть.

  • Агранулярная эндоплазматическая сеть.

  • Комплекс Гольджи.

  • Митохондрии.

  • Клеточный центр.

  • Пероксисомы.

  • Лизосомы.

Текущий контроль:

  1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

    1. Модульная единица. ЯДРО. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК.

Цель изучения:

Научиться идентифицировать структуры ядра на микро- и ультрамикроскопическом уровне и использовать микроскопические, ультрамикроскопические и гистохимические данные для функциональной характеристики ядра.

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..