Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Лимфатический узел человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Селезенка человека. Поперечный срез. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Вилочковая железа ребенка. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов.

Препарат 1. Красный костный мозг (срез). Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

Модуль 5. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кожа и ее производные. Выделительная система. Женская половая система. Мужская половая система.

5.1. Модульная единица. Пищеварительная система. Передний отдел. Слизистая оболочка. Производные ротовой полости.

Цели изучения:

Разобраться в особенностях строения переднего отдела пищеварительного тракта в связи с функциями и в морфофункциональных особенностях отдельных участков ротовой полости.

Уметь:

Определять на микроскопическом уровне производные ротовой полости.

Знать:

Морфологическое строение производных ротовой полости: губы, щеки, мягкое небо.

Содержание обучения. Губы, характеристика кожного, переходного и слизистого отделов. Губные железы, строение спайки губ. Возрастные изменения. Щеки, их максиллярная, мандибулярная и промежуточные зоны. Щечные железы. Переходная складка губы и щеки. Мягкое небо, язычок. Особенности слизистой на ротовой и носовой поверхностях неба.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.514 - 523.

2. Геманов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002, с.11- 27, с.149 – 181.

3. Торбек В.Э., Павлова И.Г. Гистология и эмбриология органов полости рта. – М.: Изд-во РУДН, 2001, с.4 – 25.

4. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.183 - 192.

5. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.220 - 221.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.360 - 363.

2. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.71 - 77.

3. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.350 – 357.

4. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.223 – 224.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Губа плода человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Щека ребенка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Мягкое небо человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

5.2. Модульная единица. Пищеварительная система. Производные ротовой полости.

Цели изучения:

Научиться различать и объяснять структурные и гистохимические особенности органов ротовой полости (язык, миндалины) в связи выполняемыми ими функциями.

Уметь:

Определять на микроскопическом уровне органы ротовой полости: язык, миндалины.

Знать:

Морфофункциональные особенности строения отдельных участков и структур полости рта и глотки (язык, миндалины).

Содержание обучения. Язык, строение; особенности слизистой дорсальной, вентральной и боковых поверхностей, корня. Слизистая оболочка специализированного типа. Нитевидные, грибовидные, желобоватые, листовидные сосочки, их строение. Вкусовой аппарат, вкусовые луковицы. Железы языка. Особенности иннервации и кровоснабжения. Лимфоэпителиальное глоточное кольцо. Миндалины (язычная, небная, глоточная): локализация, особенности строения, развития, кровоснабжения и иннервации.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.523 - 529.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.183 - 192.

3. Торбек В.Э., Павлова И.Г. Гистология и эмбриология органов полости рта. – М.: Изд-во РУДН, 2001, с.18 – 25.

4. Геманов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002, с.11- 27, с.171 – 181.

5. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.220 - 237.

6. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.59 - 60.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.364 - 366.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.312 – 314.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.75 - 81.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.352 – 357.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.219 – 224.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Верхняя поверхность языка. Срез через нитевидные и грибовидные сосочки языка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Нижняя поверхность языка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Корень языка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Небная миндалина. Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

5.3. Модульная единица. Пищеварительная система. Слюнные железы.

Цели изучения:

Разобраться в строении мелких и крупных слюнных желез.

Уметь:

Идентифицировать на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне различные типы слюнных желез.

Знать:

Эмбриональные источники развития слюнных желез. Классификацию и особенности микроскопического и ультрамикроскопического строения слюнных желез.

Содержание обучения. Общий план строения мелких и крупных слюнных желез.Крупные слюнные железы: околоушная, подчелюстная и подъязычная. Особенности строения секреторных отделов и выводных протоков, гистофизиология, кровоснабжение, иннервация, возрастные изменения.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.529 - 538.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.183 - 192.

3. Торбек В.Э., Павлова И.Г. Гистология и эмбриология органов полости рта. –М.:Изд-во РУДН, 2001, с.25 – 32.

4. Геманов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002, с.181- 197.

5. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.224 - 227.

6. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.60 - 61.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.376 - 378.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с. 307 – 326.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.108 - 113.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.386 – 390.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.220 – 223.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1.Околоушная слюнная железа. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Подчелюстная железа. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Подъязычная железа. Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

5.4. Модульная единица. Пищеварительная система. Зубы человека. Продольный шлиф зуба. Декальцинированный зуб с десной.

Цели изучения:

Научиться распознавать на микроскопическом уровне зубы и объяснять структурные и гистохимические особенности их строения в связи с выполняемыми функциями.

Уметь:

Определять морфологические компоненты зубов и парадонта на микропрепаратах.

Знать:

Строение зубов и поддерживающего аппарата.

Содержание обучения. Зубы, общий план строения, виды. Тканевый состав зуба, понятие о твердых и мягких тканях зуба. Эмаль: строение, физико-химические свойства. Кутикула. Дентин: строение, физико-химические свойства, питание и иннервация, реакция на повреждение. Корень зуба. Особенности строения, тканевой состав. Цемент: расположение, строение, питание, отличия от кости, связь цемента с периодонтом, возрастные особенности. Мягкие ткани зуба. Особенности строения, иннервация и кровоснабжение пульпы. Поддерживающий аппарат зубов. Периодонт, циркулярная связка. Зубная альвеола. Зубодесневое соединение. Пародонт, его возрастные изменения и функциональная перестройка.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.544 - 550.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.183 - 187.

3. Торбек В.Э., Павлова И.Г. Гистология и эмбриология органов полости рта. –М.:Изд-во РУДН, 2001, с.32 – 46.

4. Геманов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002, с.61- 140.

6. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.228 - 230.

7. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.62.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.371 - 372.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.307 – 311.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.81 - 88.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.357 – 364.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.214 – 218.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Продольный шлиф однокорневого зуба. Препарат не окрашен.

Препарат 2. Продольный срез декальцинированного зуба. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Зуб человека (продольный шлиф). Препарат не окрашен. Радиальные эмалевые полосы Шрегера.

Препарат 2. Зуб человека (продольный шлиф). Препарат не окрашен. Тангенциальные эмалевые линии Ретциуса.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

5.5. Модульная единица. Пищеварительная система. Развитие зуба: ранняя и поздняя стадии.

Цели изучения:

Разобраться в стадиях развития и гистогенеза зубов.

Уметь:

Определять стадии развития зубов, зачатков молочных и постоянных зубов на микропрепаратах.

Знать:

Особенности развития и прорезания выпадающих (молочных) и постоянных зубов. Гистогенез зубов на ранней и поздней стадиях.

Содержание обучения. Развитие и рост выпадающих зубов. Образование щечно-зубной и первичной зубной пластинок. Закладка зубных зачатков, их дифференцировка. Эмалевый орган, зубной сосочек, зубной мешочек: их строение, развитие и производные. Гистогенез зуба. Одонтобласты, энамелобласты. Развитие пульпы. Развитие корня зуба. Цементобласты. Формирование клеточного и бесклеточного цемента. Васкуляризация и иннервация развивающегося зуба. Развитие периодонта и костной альвеолы. Закладка и развитие постоянных зубов. Смена зубов. Физиологическая и репаративная регенерация тканей зуба. Возрастные изменения зубов.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.538 - 544.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.183 - 187.

3. Торбек В.Э., Павлова И.Г. Гистология и эмбриология органов полости рта. –М.:Изд-во РУДН, 2001, с.46 – 57.

4. Геманов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002, с.27- 55.

5. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.231 - 233.

6. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.63 - 64.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.367 - 370.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.307 – 311.

3. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.332 – 343.

4. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.214 – 219.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Развитие зуба (ранняя стадия). Поперечный срез нижней челюсти эмбриона свиньи. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Развитие зуба (поздняя стадия). Поперечный срез нижней челюсти эмбриона свиньи. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Энамелобласты, эмаль. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Дентинобласты, предентин, дентин. Окраска гематоксилин-эозином.

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..