Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.240 - 278.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др.- М.: Медицина, 1996, с.126 –145.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.236 – 276.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.224 – 244.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.328 – 351.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты.

Препарат 1. Спинно-мозговой узел. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Симпатический узел. Узел солнечного сплетения. Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 3. Спинной мозг кошки (поперечный срез грудного сегмента). Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 4. Кора мозжечка. Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 5. Кора больших полушарий головного мозга. Окраска – импрегнация серебром по методу Кахаля.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Корзинчатый нейрон мозжечка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Грушевидный нейрон мозжечка. Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

4.2. Модульная единица. Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса.

Цель изучения:

Изучить и научиться объяснять гистогенетические и структурные особенности первично- и вторично-чувствующих рецепторов, структурные и цитохимические основы рецепции.

Уметь:

Определять под микроскопом периферические отделы анализаторов; идентифицировать рецепторные клетки органов чувств на ультрамикроскопическом уровне.

Знать:

Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение и морфофункциональные особенности основных структур органа зрения, органов слуха и равновесия, органа вкуса. Содержание обучения. Классификация первично- и вторично-чувствующих рецепторов. Строение органа зрения: передней и задней камеры глаза, роговицы, радужной оболочки, хрусталика, сетчатки. Строение фоторецепторов. Желтое и слепое пятно. Орган обоняния.

Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Канал улитки. Спиральный орган: строение и клеточный состав. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта: мешочки и ампулы. Строение и функции гребешка и макулы.

Особенности организации рецепторных клеток органа равновесия и гравитации. Орган вкуса: виды клеток, локализация.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.332 - 379.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.138 - 152.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии.- М.: МИА, 2002, с.127 - 151.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.42 - 46.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с. 280 - 310.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. М.: Медицина, 1996, с.145 - 170.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.213 – 236.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.244 – 265.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.351 – 374.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Задняя стенка глаза. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Спиральный (кортиев ) орган. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Вкусовые луковицы (листовидные сосочки). Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Сетчатка после действия на глаз сильного света. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Сетчатка после действия на глаз темноты. Окраска гематоксилин-эозином.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Палочковая нейросенсорная клетка сетчатки.

  • Колбочковая нейросенсорная клетка сетчатки.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

4.3. Модульная единица. Сердечно-сосудистая система. Артерии. Вены. Сердце. Сосуды микроциркуляторного русла.

Цель изучения:

Научиться объяснять общий принцип взаимозависимости строения стенки сосуда и гемодинамики, характеризовать органоспецифичность кровеносных сосудов и их возрастные изменения. Разобраться в особенностях строения стенок артерий и вен, располагающихся в разных частях тела человека; сосудов микроциркуляторного русла. Научиться характеризовать морфофункциональные особенности сократительной и проводящей систем сердца.

Уметь:

Идентифицировать на микропрепаратах различные типы артерий и вен; на тотальном препарате - идентифицировать артериолы, венулы, капилляры. Идентифицировать на микропрепаратах эндокард, миокард, эпикард, а также ткани составляющие оболочки сердца.

Знать:

Эмбриональный источник развития сосудов. Принципы классификации артерий, вен и основные типы кровеносных капилляров. Тканевый состав оболочек артерий, вен и стенок сосудов микроциркуляторного русла. Классификацию артериоловенулярных анастамозов.

Эмбриональные источники развития и общий план строения стенки сердца. Тканевый состав оболочек стенки сердца. Типы кардиомиоцитов. Строение клапанов сердца.

Содержание обучения. Источники развития сосудов. Общий принцип строения и тканевый состав стенок кровеносных сосудов. Артерии: классификация, строение стенки различных артерий. Вены: классификация, строение стенки различных вен. Сосуды микроциркуляторного русла. Типы и строение гемокапилляров, их функции. Сердце: развитие, общий план строения стенки. Типы кардиомиоцитов, особенности строения. Проводящая система. Эндокринная функция сердца. Кровоснабжение и иннервация сосудов и сердца. Возрастные изменения органов сердечно-сосудистой системы. Лимфатические сосуды.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.379 - 424.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: изд-во УДН, 1989, с.162 - 174.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии.- М.: МИА, 2002, с.152 - 174.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.47 - 49.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.310 - 329.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.170 –208.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.5 – 21.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.288 – 310.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.254 – 269.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Капилляры, артериолы, венулы – сосуды мягкой мозговой оболочки. Препарат тотальный. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Артерия мышечного типа. Поперечный срез. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Артерия эластического типа кошки. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Вена мышечного типа. Поперечный срез. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Проводящие миоциты сердца быка. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Эластические элементы в аорте кошки. Окраска орсеином.

Препарат 2. Верхняя полая вена. Срез в области устья. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Нижняя полая вена. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Вена с клапаном – бедренная вена. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Стенка предсердия человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 6. Вставочные диски миокарда. Окраска железным гематоксилином.

3. Изучение электронных микрофотографий и схем:

  • Капилляр.

  • Артериола.

  • Венула.

  • Типы гемокапилляров.

  • Вставочный диск сердечного мышечного волокна.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

4.4. Модульная единица. Эндокринная система.

Цели изучения:

Научиться использовать методы микроскопического, ультрамикроскопического и гистохимического анализа органов эндокринной системы для суждения об их функциональной активности.

Уметь:

Идентифицировать органы эндокринной системы на микроскопическом уровне и составляющие их тканевые элементы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях.

Знать:

Общую характеристику и классификацию органов эндокринной системы. Источники развития эндокринных желез. Органное строение и клеточный состав эпифиза, гипофиза, щитовидной железы и околощитовидной желез, надпочечника.

Содержание обучения. Структурно-функциональнаяхарактеристика и классификация органов эндокринной системы. Гипоталамо-гипофизарная система: строение, васкуляризация. Строение и функция нейросекреторных ядер гипоталамуса. Источники развития гипофиза. Клеточный состав и строение различных долей гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная регуляция синтеза гормонов и ее механизмы. Щитовидная железа, околощитовидная железа, надпочечник, эпифиз: строение, гормоны, функции. Понятие о диффузной эндокринной системе.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.476 - 514.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.152 - 162.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии.- М.: МИА, 2002, с.201 - 219.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.54 - 56.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.510 -543.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.233 – 268.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.36 – 56.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.266 – 287.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.308 – 327.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка препаратов:

Препарат 1. Гипофиз кошки. Окраска по Доминичи.

Препарат 2. Щитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Надпочечник. Окраска железным гематоксилином.

2. Изучение демонстрационных препаратов.

Препарат 1. Гипофиз человека. Окраска по Маллори.

Препарат 2. Надпочечник человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Околощитовидная железа Окраска гематоксилин-эозином.

3. Изучение электронных микрофотографий.

  • Клетки передней доли гипофиза (соматотропоцит, кортикотропоцит).

  • Гонадотропоцит передней доли гипофиза.

  • Фолликулярные и парафолликулярные эндокриноциты щитовидной железы.

  • Корковый эндокриноцит пучковой зоны надпочечника.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

4.5. Модульная единица. Органы кроветворения и иммуногенеза.

Цели изучения:

Разобраться в особенностях морфологии и гистофизиологии органов кроветворения и иммуногенеза: красного костного мозга, селезенки, лимфатических узлов, тимуса. Научиться различать Т- и В-зоны лимфатических узлов и селезенки.

Уметь:

Определять на микроскопическом уровне органы кроветворения, функционирующие в постэмбриональном периоде, и их тканевые компоненты.

Знать:

Общую характеристику, происхождение и классификацию органов кроветворения и иммуногенеза. Строение красного костного мозга; тимуса и его возрастные изменения; строение лимфатических узлов и особенности кровоснабжения и лимфотока в них; строение и кровоснабжение селезенки.

Содержание обучения. Центральные и периферические органы кроветворения и иммуногенеза. Красный костный мозг: миелоидная ткань, роль в гемопоэзе, васкуляризация. Тимус: микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, гистофизиология. Источники развития и функциональное значение лимфаимческих узлов и селезенки. Антигензависимая и антигеннезависимая пролиферация и дифференцировка лимфоидных клеток. Принцип организации и функциональное значение лимфоэпителиальных органов: небная миндалина, аппендикс.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.424 - 476.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.174 - 183.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.173 - 200.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.50 - 53.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.330 -340.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.208 – 233.

3. Быков В.Л. Частная гистология человека. – СПб.: СОТИС, 2001, с.21 – 36.

4. Гистология. / Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.311 – 331.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.292 – 307.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..