Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

3.6. Модульная единица. Скелетные ткани. Костные ткани.

Цели изучения:

Освоить морфологические особенности строения костных тканей. Разобраться в основных этапах гистогенеза и регенерации костной ткани. Научиться характеризовать процессы гистогенеза и регенерации костной ткани.

Уметь:

Характеризовать костную ткань на микропрепаратах и отличать пластинчатую костную ткань от грубоволокнистой.

Знать:

1. Классификацию и источники развития костных тканей.

2. Особенности структурной организации костных тканей.

3. Клеточные элементы и строение межклеточного вещества костных тканей.

4. Строение, способы остеогенеза и регенерации костей.

Содержание обучения. Костная ткань. Гистогенез костной ткани из мезенхимы и на месте хряща. Виды костной ткани, различия в строении. Строение межклеточного вещества. Особенности организации межклеточного вещества в разных типах костной ткани. Клетки костной ткани, строение и функции. Перестройка костной ткани. Пластинчатая костная ткань: виды пластинок, строение остеона. Периост и эндост. Регенерация костной ткани.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.233 - 253.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.103 - 110.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.84 -89.

4. Юшканцева С. И., Быков В. Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.30 – 32.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.174 -180.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. – М.: Медицина, 1996, с.79 – 86.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.358 – 401.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.149 -166.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.155 -163.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Развитие костной ткани из мезенхимы (прямой остеогенез). Срез зачатка челюсти зародыша. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Развитие кости на месте хряща (непрямой остеогенез). Продольный разрез фаланги пальца зародыша. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Пластинчатая костная ткань – поперечный срез диафиза трубчатой кости. Окраска по Шморлю.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Грубоволокнистая костная ткань. Жаберная крышка. Неокрашенный препарат.

Препарат 2. Дентин зуба. Окраска гематоксилин-эозином.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Остеокласт.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.7. Модульная единица. Мышечные ткани.

Цели изучения:

Научиться давать морфофункциональную характеристику и объяснять структурные различия в организации скелетной и сердечной поперечнополосатых мышечных тканей. Характеризовать строение мышцы как органа и этапы эмбрионального и репаративного гистогенеза поперечнополосатой мышечной ткани.

Уметь:

Идентифицировать на микропрепаратах гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную) мышечные ткани.

Знать:

1. Классификацию мышечных тканей и источники развития.

2. Особенности структурной организации скелетной, сердечной и гладкой мышечных тканей.

3. Особенности строения миофибрилл как структурно-функциональной единицы мышечного волокна.

4. Способы регенерации мышечных тканей.

Содержание обучения. Общая морфо-функциональная характеристика, источники развития, гистогенез, классификация мышечных тканей. Строение мышечного волокна и механизм сокращения. Саркомер. Сердечная мышечная ткань. Строение кардиомиоцитов. Гладкомышечная ткань, строение, механизм сокращения. Физиологическая и репаративная регенерация мышечных тканей.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.253 - 268.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.110 - 116.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.90 -98.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.33 – 34.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.184 -202.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др.- М.: Медицина, 1996, с.87 – 105.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.402 – 453.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.167 -192.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.163 -177.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1.Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Гладкая мышечная ткань. Стенка тощей кишки. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань языка. Окраска железным гематоксилином.

Препарат 3. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань стенки сердца. Окраска железным гематоксилином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань языка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Сердечная мышечная ткань. Окраска гематоксилин-эозином.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Скелетная мышечная ткань.

  • Сердечная мышечная ткань.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.8. Модульная единица. Нервная ткань. Нейроны, глиоциты, нервные волокна.

Цели изучения:

Освоить и научиться объяснять цитологические особенности строения нервных клеток и их отростков, нейроглии. Научиться объяснять микроскопические и ультрамикроскопические особенности строения миелиновых и безмиелиновых нервных волокон, содержание процесса миелинизации.

Уметь:

Идентифицировать на микропрепаратах различные типы нейронов и нейроглии; органеллы специального значения: хроматофильную субстанцию и нейрофибриллы. Уметь применять данные о строении нейроцитов для суждения о степени их функциональной активности.

Знать:

1. Источники развития нейроцитов и глиоцитов.

2. Морфологическую и функциональную классификацию нейроцитов и глиоцитов.

3. Особенности строения и классификацию нервных волокон.

Содержание обучения. Общая морфофункциональная характеристика, источники развития, гистогенез. Нейроны: классификация, строение. Транспортные процессы в нервной клетке. Нейросекреторные клетки. Нейроглия: источники развития, классификация. Макро- и микроглия, строение и функции. Нервные волокна: классификация и особенности строения. Образование миелина. Проведение нервного импульса. Регенерация нервного волокна.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.268 - 288.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.116 - 123.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.99 - 108.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.35.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с. 204 -230.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.105 – 119.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.402 – 453.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.193 - 214.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.:, МИА, 2006, с.178 -185.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Хроматофильная субстанция (субстанция Ниссля) в мультиполярных нейронах спинного мозга. Окраска по Нисслю.

Препарат 2. Нейрофибриллы в нейронах передних рогов спинного мозга. Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 3. Глиоциты ганглия (мантийные глиоциты) в спинно-мозговом узле. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Миелиновые нервные волокна (расщепленный препарат седалищного нерва). Окраска осмиевой кислотой.

Препарат 5. Безмиелиновое нервное волокно (расщепленный препарат селезеночного нерва). Окраска гаматоксилин-эозином.

2. Изучение электронных микрофотографий:

  • Фрагмент цитоплазмы пирамидного нейрона.

  • Миелиновое нервное волокно.

  • Безмиелиновое нервное волокно.

  • Насечки миелина в миелиновом волокне.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.9. Модульная единица. Нервная ткань. Нервные окончания, синапсы.

Цели изучения:

Научиться объяснять структурные и функциональные особенности различных видов синапсов. Объяснять принцип организации рефлекторных дуг – соматической и вегетативной.

Уметь:

Идентифицировать нервные окончания на микропрепаратах и электронных микрофотографиях.

Знать:

Принцип структурной организации химических и электрических синапсов; классификацию синапсов; классификацию нервных окончаний; строение чувствительных и двигательных нервных окончаний.

Содержание обучения. Синапсы: строение, классификация и функциональное значение. Ультраструктура химических синапсов. Чувствительные и двигательные нервные окончания. Принцип организации двух- и многочленных рефлекторных дуг.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.288- 301.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.123-129.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.109-113.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с. 36 - 41.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.231-238.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др.- М.: Медицина, 1996, с.119 -126.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.477 -487.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.214 – 224.

5.Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.: МИА, 2006, с.186 – 192.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Двигательное нервное окончание на поперечно-полосатых мышечных волокнах скелетной мышцы (нейро-мышечное окончание). Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 2. Инкапсулированное нервное окончание – пластинчатое тельце в коже пальца человека. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Синапсы на мотонейроне спинного мозга. Окраска – импрегнация серебром.

Препарат 2. Неинкапсулированное нервное окончание в собственной пластинке слизистой оболочки языка. Окраска – импрегнация серебром.

3. Изучить схему «ультрамикроскопическое строение нервно-мышечного окончания».

Текущий контроль:

      1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

Модуль 4. Нервная система. Органы чувств. Сердечно-сосудистая система. Эндокринная система. Органы кроветворения и иммуногенеза.

4.1. Модульная единица. Органы периферической и центральной нервной системы: нервные стволы, нервные ганглии, спинной мозг, головной мозг.

Цель изучения:

Ознакомиться со строениеморганов периферической и центральной нервной системы на микроскопическом уровне.

Уметь:

Различать органы периферической и центральной нервной системы на основе их микроскопическогостроения; различать в мозжечке кору и белое вещество; слои коры мозжечка и характерные для них нейроциты; различать слои и нейроциты в коре больших полушарий головного мозга.

Знать:

Морфологию и функциональные особенности периферических нервных стволов, нервных ганглиев и спинного мозга. Строение соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Особенности строения, расположения и функции нейронов в центральной нервной системе на примере коры мозжечка и коры большого мозга.

Содержание обучения. Источники развития периферической и центральной нервной системы. Строение спинального ганглия. Строение спинного мозга: серое и белое вещество, их клеточный состав. Классификация нейронов спинного мозга. Ядра спинного мозга. Проводящие пути. Вегетативная нервная система. Кора больших полушарий: гранулярная и агранулярная, цито- и миелоархитектоника, принципы строения, модуль. Афферентные и эфферентные структуры коры. Мозжечок: функции, слои коры, клеточный состав, межнейронные связи, афферентные и эфферентные элементы. Глиальный состав органов центральной нервной системы.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.302 - 332.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.129 - 137.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.114 -127.

4. Юшканцева С.И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.36 - 41.

Дополнительные источники информации:

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..