Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

Знать:

Классификацию, источники развития и строение различных видов эпителия. Строение и классификацию экзокринных желез. Фазы процессасекреции.

Содержание обучения. Определение понятия «ткань». Классификация тканей. Морфофункциональные и гистогенетические особенности эпителиальных тканей. Классификация эпителиев. Строение различных типов эпителия. Характеристика секреторного процесса, понятие о секреторном цикле. Строение и классификация экзокринных желез.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.138 - 155.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.60 -69.

3. Саврова О.Б., Лебедева Т.И., Еремина И.З. Эпителиальные ткани. Железы. Учебно-методическое пособие на русском и английском языках. – М.: Изд-во РУДН, 2006, 63с.

4. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с.56 - 67.

5. Юшканцева С. И., Быков В. Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.14 - 17.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.108 -126.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.27 –39.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.104 – 155.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.92 -102.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Однослойный призматический каемчатый эпителий. Срез тонкой кишки. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Однослойный многорядный реснитчатый эпителий. Срез трахеи. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 3. Многослойный плоский неороговевающий эпителий. Срез роговицы глаза. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Многослойный плоский (чешуйчатый) ороговевающий эпителий. Срез кожи пальца человека. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Переходный эпителий. Стенка мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 6. Простая трубчатая разветвленная железа – пилорическая железа желудка. Срез пилорической части желудка. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 7. Простая альвеолярная разветвленная железа (сальная железа). Кожа с волосом. Окраска гематоксилин-эозином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Мезотелий (тотальный препарат брюшины). Окраска импрегнация серебром с докраской гематоксилином.

Препарат 2. Одноклеточная эндоэпителиальная железа (бокаловидный экзокриноцит) в эпителии кишечника. Окраска гематоксилин-эозином.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Всасывающая каемка однослойного призматического эпителия.

  • Десмосомы и полудесмосомы в эпителиоцитах кожи.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.2. Модульная единица. Кровь и лимфа.

Цели изучения:

Научиться давать морфофункциональную характеристику форменных элементов крови и лимфы и различать в препарате мазка крови эритроциты, тромбоциты, нейтрофильные, эозинофильные, базофильные гранулоциты, лимфоциты и моноциты. Научиться анализировать лейкоцитарную формулу.

Уметь:

Находить эритроциты, тромбоциты, нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, лимфоциты, моноциты, кровяные пластинки и считать в мазке крови человека лейкоцитарную формулу.

Знать:

Морфологию и функциональное значение форменных элементов крови.

Особенности ультраструктуры различных лейкоцитов. Микроскопическое и ультрамикроскопическое строение эритроцитов и кровяных пластинок.

Содержание обучения. Гистогенез и морфофункциональные особенности тканей внутренней среды. Характеристика крови как ткани. Морфология и функция форменных элементов крови. Гемограмма и лейкоцитарная формула. Состав лимфы.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.155 - 180.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.70 -77.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.68 -71.

4. Юшканцева С. И., Быков В. Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.18 -19.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.127 -136.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.39 –57.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.160 – 218.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.102 -127.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Мазок крови человека. Окраска по Романовскому – Гимза.

2. Подсчет лейкоцитарной формулы крови и ее анализ.

3 . Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Сегментоядерный нейтрофильный лейкоцит с тельцем полового хроматина.

Препарат 2. Базофильный лейкоцит.

Текущий контроль:

1.Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.3. Модульная единица. Гемоцитопоэз (кроветворение).

Цели изучения:

Получить представление о стволовых клетках крови, изучить морфологию и особенности дифференцировки клеток крови в процессе эмбрионального и постэмбрионального кроветворения.

Уметь:

Отличать стадии дифференцировки клеток гранулоцитарного, моноцитарного, тромбоцитарного и эритроцитарного рядов и идентифицировать в мазке красного костного мозга клетки эритроцитарного и лейкоцитарного рядов.

Знать:

1. Унитарную теорию кроветворения.

2. Основные закономерности ультраструктурных и гистохимических изменений кроветворных клеток в процессе их дифференцировки.

Содержание обучения. Система кроветворения: эритропоэз, гранулоцитопоэз, лимфцитопоэз, моноцитопоэз, тромбоцитопоэз. Унитарная теория кроветворения. Характеристика миелоидной и лимфоидной тканей и роль микроокружения для развития гемопоэтических клеток. Иммунокомпетентные клетки. Т-лимфоциты, В-лимфоциты, NК-клетки. Понятие антиген, антитело. Понятие об антигензависимой и антигеннезависимой дифференцировке лимфоцитов. Основные положения клонально-селекционной теории иммунитета.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М.: Медицина, 1999, с.180 - 198.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А.И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.78 - 87.

3. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.173 -181.

4. Юшканцева С. И., Быков В.Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.20 -26.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.137 -148.

2. Данилов Р. К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.:, МИА, 2006, с.130 -137.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.248 - 273.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.116 -127.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Мазок красного костного мозга. Окраска по Романовскому – Гимза.

2. Изучить и зарисовать схему кроветворения.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.4. Модульная единица.Соединительные ткани. Волокнистые соединительные ткани.

Цели изучения:

Разобраться в микроскопическом и ультрамикроскопическом строении, гистофизиологии и взаимодействии компонентов волокнистых соединительных тканей.

Уметь:

Определять структурные компоненты (клетки и неклеточные структуры) в различных видах соединительных тканей. Объяснять функции клеток соединительной ткани с учетом их ультрамикроскопической и цитохимической характеристики.

Знать:

1. Принципы классификации и источники развития соединительных тканей.

2. Клеточные элементы рыхлой волокнистой соединительной ткани и их функциональное значение.

3. Разновидности волокон соединительной ткани, их функциональное значение и образование.

4. Химический состав и происхождение аморфного вещества.

Содержание обучения. Рыхлая и плотная волокнистые соединительные ткани. Источники развития. Общая морфофункциональная характеристика рыхлой и плотных соединительных тканей. Типы клеток: фибробласты, макрофаги, тучные клетки, перициты, адвентициальные клетки, пигментные клетки, адипоциты, плазматические; их происхождение, и функции. Взаимодействие клеток крови и рыхлой соединительной ткани. Строение сухожилий и связок.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.199 - 219.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.87 - 97.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с.72 -79.

4. Юшканцева С. И., Быков В. Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с. 27 -28.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.150 -166.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.57 –72.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.283 – 326.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД,2001, с.127 -143.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.:, МИА, 2006, с.137 -152.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Мезенхима. Поперечный срез через зародыш курицы. Окраска гематоксилином.

Препарат 2. Рыхлая коллагеновая (волокнистая) неоформленная соединительная ткань. Пленочный препарат подкожной соединительной ткани. Окраска железным гематоксилином.

Препарат 3. Плотная неоформленная коллагеновая (волокнистая) соединительная ткань. Сетчатый слой кожи пальца. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Плотная оформленная коллагеновая (волокнистая) соединительная ткань. Сухожилие в продольном разрезе. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 5. Плотная оформленная коллагеновая (волокнистая) соединительная ткань. Сухожилие в поперечном разрезе. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 6. Плотная оформленная эластическая соединительная ткань. Эластоволокнистая связка быка. Окраска пикрофуксином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Тучные клетки в соединительнотканной основе кожи. Окраска толуидиновым синим.

3. Изучение электронных микрофотографий:

  • Зрелый фибробласт

  • Зрелый макрофаг

  • Тканевый базофил (тучная клетка)

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

3.5. Модульная единица. Соединительные ткани со специальными свойствами. Скелетные ткани. Хрящевые ткани.

Цели изучения:

Детально изучить особенности строения ретикулярной ткани, белой и бурой жировых тканей, скелетной хрящевой ткани. Разобраться в основных этапах гистогенеза и регенерации хрящевой ткани.

Уметь:

Отличать на микропрепаратах, ретикулярную, белую и бурую жировые ткани.

Определять разновидности хрящевых тканей по структуре межклеточного вещества.

Знать:

1. Морфологию и функцию ретикулярной, жировой и слизистой тканей.

2. Классификацию, источник развития и особенности структурной организации хрящевых тканей.

3. Морфофункциональные особенности строения клеток и межклеточного вещества хрящевых тканей.

Содержание обучения. Морфофункциональная характеристика соединительных тканей со специальными свойствами: ретикулярная, белая и бурая жировые, слизистая ткани. Развитие хрящей. Классификация хрящей. Строение клеток хрящевой ткани, их функции. Особенности организации межклеточного вещества в разных типах хрящей. Надхрящница и ее значение. Типы роста и регенерация хрящей.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.220 - 233.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.97 - 110.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.: МИА, 2002, с.80 - 83.

4. Юшканцева С. И., Быков В. Л. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.29.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.166 -174.

2. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.72 –79.

3. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.327 – 358.

4. Гистология./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001, с.143 -149.

5. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. - М.:, МИА, 2006, с.147 -152.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать препараты:

Препарат 1. Ретикулярная ткань лимфатического узла. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2. Белая жировая ткань сальника. Окраска судан III-гематоксилином.

Препарат 3. Гиалиновый хрящ ребра. Срез ребра кролика. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 4. Эластический хрящ ушной раковины. Окраска орсеином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Волокнистый хрящ межпозвоночного диска. Окраска гематоксилин-эозином.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..