Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии кафедра

Уметь:

Определять основные фазы митоза; воспроизводить график клеточного цикла клеток.

Знать:

1. Строение и функции клеточного ядра.

2. Основные фазы митоза: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Содержание обучения. Ядро. Функции ядра. Строение интерфазного ядра. Кариоплазма и кариолемма. Строение ядерной оболочки. Строение и функции комплекса ядерной поры. Хроматин (эухроматин, гетерохроматин). Ядрышко. Ядрышковый организатор. Клеточный цикл и его регуляция. Митоз. Фазы митоза. Эндомитоз, полиплоидия, мейоз.

Основные источники информации:

1. Гистология./ Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с. 42 -56.

2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС, 2000, с.31 – 42.

3. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н. А., Радостиной А. И., - М: Изд-во УДН, 1989, с.35 -39.

4. Саврова О.Б., Еремина И.З., Лебедева Т.И., Медведев Д.И. Цитология. – М.: Высшее образование и наука, 2004, 115с.

5. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с.28 -38.

6. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.9 - 11.

Дополнительные источники информации:

1.Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с. 33 - 50.

2. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки, в 3т. - Мир, 1994.

3. Хэм А. Кормак Д. Гистология. Т. 1 – М.: Мир, 1983, - 272с.

4. Ченцов Ю. С. Общая цитология. 3-е издание. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 352с.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Интерфазное ядро фиксированной и окрашенной клетки. Клетки печени аксолотля. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат 2.Ядро сегминтированной формы. Нейтрофильный гранулоцит в мазке крови. Окраска по Романовскому -Гимза.

Препарат 3. Митоз растительной клетки. Срез корешка лука. Окраска гематоксилин-эозином.

  1. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Ядро животной клетки. Печень аксолотля. Окраска железным гематоксилином.

Препарат 2. Ядро бобовидной формы моноцита периферической крови. Окраска по Романовскому - Гимза.

Препарат 3. Ядро палочковидной формы. Гладкая мышечная клетка. Окраска гематоксилин-эозином.

  1. Изучение электронных микрофотографий:

  • Ультраструктура интерфазного ядра.

  • Участок мембраны с поровыми комплексами.

Текущий контроль:

  1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

Модуль 2. Эмбриология.

2.1. Модульная единица. Половые клетки, их развитие и строение. Оплодотворение и образование зиготы. Дробление и образование бластулы. Гаструляция.

Цель изучения:

Научиться давать гистофункциональную и генетическую характеристику общих и частных особенностей мужских и женских половых клеток млекопитающих и человека; определять половые клетки на микропрепаратах. Распознавать зародыши на ранних стадиях эмбриогенеза – оплодотворения, дробления, бластулы.

Уметь:

Идентифицировать мужские и женские половые клетки и определять их структуры на микропрепаратах и электронных микрофотографиях; распознавать на микропрепаратах типы бластул и гаструл.

Знать:

    1. Особенности развития мужских и женских половых клеток.

2. Микро- и ультрамикроскопическое строение спермиев, классификацию, микро- и ультрамикроскопическое строение яйцеклеток.

3. Стадии процесса оплодотворения и образования зиготы.

  1. Различные типы дробления зиготы и различные типы бластул.

  2. Особенности процесса гаструляции у зародышей хордовых (ланцетник) и низших позвоночных (амфибия) и их механизмы.

Содержание обучения. Понятие об эмбриогенезе, онтогенезе, филогенезе.Строение половых клеток, функциональные и генетические свойства. Мейоз, его особенности и основные стадии. Принципы классификации яйцеклеток. Оплодотворение, его биологическая сущность. Дробление, его механизмы и особенности. Бластула, виды бластул в зависимости от типа яйцеклетки и дробления. Понятие о гаструляции. Механизмы гаструляции.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.93 - 104.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.39 -47.

3. Юрина Н.А., Торбек В.Э., Румянцева Л.С. Основные этапы эмбриогенеза позвоночных и человека. М.: Изд-во УДН, 1984, с.4 -33.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с.38 - 47.

4. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с.11 - 12.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.54 -69.

2. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003, с.8 – 110.

3. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.463 – 521.

4. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену, в 2-х томах,- М.: Мир, 1983.

5. Кнорре А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека. – Л.: Медицина, 1967.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Сперматозоиды морской свинки. Окраска гематоксилином.

Препарат 2. Яйцеклетка млекопитающего. Срез яичника кошки. Окраска гематоксилин-эозином.

Препарат3. Полное неравномерное дробление зародыша амфибии. Окраска пикрофуксином.

Препарат 4. Бластула амфибии. Окраска пикрофуксином.

Препарат 5. Гаструляция по типу инвагинации и эпиболии. Гаструла амфибии. Окраска пикрофуксином.

Препарат 6. Нейрула лягушки. Окраска пикрофуксином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Оплодотворение. Стадия синкариона. Срез яйцевода аскариды. Окраска железным гематоксилином.

3. Изучение муляжей различных стадий развития ланцетника и лягушки.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

2.2. Модульная единица. Эмбриональное развитие птиц.

Цель изучения:

Изучить основные этапы эмбрионального развития птиц.

Уметь:

Распознать зародыш зародыш птицы на ранних стадиях эмбриогенеза; различать зародышевые листки и осевые зачатки органов.

Знать:

  1. Особенности строения половых клеток птиц и процесса оплодотворения.

  2. Процессы дробления зиготы и строение бластулы птиц.

  3. Особенности процессов гаструляции у птиц, образование эпибласта и гипобласта, презумтивных зон.

  4. Процессы образования осевых зачатков органов.

  5. Основные направления дифференцировки зародышевых и внезародышевых эктодермы, мезодермы, энтодермы и мезенхимы у птиц.

  6. Развитие, строение и функции внезародышевых (провизорных) органов у птиц.

Содержание обучения. Яйцеклетка птиц. Дробление зиготы, бластула у птиц. Гаструляция, ее механизмы. Дифференцировка эктодермы, мезодермы, энтодермы и мезенхимы. Внезародышевые (провизорные) органы: амнион, серозная оболочка, желточный мешок и аллантоис.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.93 - 104.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М: Изд-во УДН, 1989, с.47 - 53.

3. Юрина Н.А., Торбек В.Э., Румянцева Л.С. Основные этапы эмбриогенеза позвоночных и человека. М.: Изд-во УДН, 1984, с.33 - 43.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. М.: МИА, 2002, с. 46 - 54.

4. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. СПб.: 2006, с. 12 - 13.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с. 74 - 81.

2. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003, 231с.

3. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. М.: Медицина, 1996, с.463 – 521.

4. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену, в 2-х томах,- М.: Мир, 1983.

5. Иванов И.Ф., Ковальский П.А. Гистология с основами эмбриологии домашних животных. М.: Колос, 1976, с.44.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучение и зарисовка микропрепаратов:

Препарат 1. Зародыш курицы на стадии первичной полоски. Окраска гематоксилином.

Препарат 2. Зародыш курицы на стадии образования осевых зачатков. Окраска гематоксилином.

Препарат 3. Зародыш курицы на стадии образования туловищной и амниотической складок. Окраска гематоксилином.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Зародыш курицы на стадии 3-4 сомитов. Тотальный препарат. Окраска гематоксилином.

Препарат 2. Зародыш курицы на стадии смыкания амниотических складок. Окраска гематоксилином.

Текущий контроль:

1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

2.3. Модульная единица.Эмбриология человека.

Цель изучения:

Научиться распознавать зародыш человека на ранних стадиях эмбриогенеза. Распознавать осевые зачатки органов и объяснять особенности их развития. Определять основные источники развития тканей и органов, формирующихся в процессе дифференцировки зародышевых листков, провизорные органы и их функцию.

Уметь:

Определять на микропрепаратах и схемах основные этапы эмбриогенеза человека.

Знать:

1.Особенности развития и строения яйцеклетки и сперматозоида человека. Морфологию процесса оплодотворения, дробления, образования бластоцисты, раннюю и позднюю стадии гаструляции человека.

2. Особенности дифференцировки зародышевой и внезародышевой эктодермы, энтодермы, мезодермы у человека.

3. Строение и значение эмбриобласта и трофобласта, бластоцисты.

4. Развитие, строение и функцию хориона, плаценты, амниона, желточного мешка и аллантоиса в эмбриогенезе человека.

Содержание обучения. Тип яйцеклетки человека. Капацитация. Оплодотворение. Акросомальная реакция. Кортикальная реакция. Оболочка оплодотворения. Дробление и образование бластулы. Имплантация (адгезия и инвазия). Гаструляция и образование зародышевых листков. Дифференцировка зародышевых листков и формирование комплекса осевых зачатков органов. Ворсинчатый хорион. Внезародышевые органы, их формирование и функция. Типы плацент. Плацента гемохориального типа. Особенности плацентарного кровообращения. Гистофизиология плацентарного барьера. Структуры и ткани пуповины. Критические периоды развития. Система мать-плод.

Основные источники информации:

1. Гистология. / Под редакцией Афанасьева Ю. И., Юриной Н. А. – М.: Медицина, 1999, с.93 - 137.

2. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии./ Под редакцией Юриной Н.А., Радостиной А. И. – М.: Изд-во УДН, 1989, с.53 -59.

3. Юрина Н.А., Торбек В.Э., Румянцева Л.С. Основные этапы эмбриогенеза позвоночных и человека. - М.: Изд-во УДН, 1984, с.53 - 69.

3. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров И.Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М..: МИА, 2002, с.55.

4. Юшканцева С. И., Быков В. А. Краткий атлас. Гистология, цитология и эмбриология. - СПб.: 2006, с.12.

Дополнительные источники информации:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М.: Медицина, 1978, с.84 -106.

2. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003, 231с.

3. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас под ред. Волковой О.В. и др. - М.: Медицина, 1996, с.463 – 521.

4. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену. Пер. с англ.- М.: Мир, 1983.

5. Кнорре А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека. – Л.: Медицина, 1967.

Материально-техническое оснащение:

1. Микроскоп для светооптического исследования.

2. Микропрепараты для изучения.

3. Электронные микрофотографии.

4. Таблицы и схемы.

5. Мультимедийная установка.

6. Электронный атлас по гистологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Изучение источников информации.

Виды учебной деятельности студента на занятии:

1. Изучить и зарисовать схемы:

Схема 1. Дробление, гаструляция и имплантация у зародыша человека.

Схема 2. Развитие зародыша человека с момента имплантации до образования провизорных органов.

Схема 3. Зародыш человека на срок 7,5 суток.

Схема 4. Зародыш человека на срок 15 суток.

Схема 5. Плацента человека.

2. Изучение демонстрационных препаратов:

Препарат 1. Сперматозоиды человека. Окраска железным гематоксилином.

3. Изучение макропрепаратов эмбрионов и плодов человека от 6 до 32 недель развития.

Текущий контроль:

    1. Выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач.

Модуль 3. Общая гистология.

3.1. Модульная единица. Эпителиальные ткани. Железы.

Цели изучения:

Получить понятие об особенностях строения эпителиальной ткани; получить представление об органной специфичности эпителиальной ткани. Научиться характеризовать основные микроскопические, ультрамикроскопические и гистохимические особенности эпителиальных тканей.

Уметь:

Определять эпителиальные ткани на микроскопическом уровне. Уметь сопоставлять особенности строения различных видов эпителиальных тканей с выполняемой ими функцией. Определять тип экзокринных желез по их строению и характеру выделяемого секрета.

  1. Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

    Программа
    Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов.
  2. Рабочая программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для специальности: 060105 (040400) Стоматология факультет: Стоматологический

    Рабочая программа
  3. «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий»

    Документ
    Название: «Инновационная система обучения студентов медицинского вуза гистологии, цитологии и эмбриологии на основе достижений современных цифровых технологий».
  4. Рабочая программа по курсу гистология, цитология и эмбриология для студентов, обучающихся по специальности 040200 “ Педиатрия” Реквизиты

    Рабочая программа
    Системы: нервная, сенсорная, сердечно-сосудистая, иммунная, эндокринная, пищеварительная, дыхательная; кожный покров, мочеполовая система и эмбриология человека
  5. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  6. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060101-Лечебное дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  7. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  8. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060104-Медико-профилактическое дело (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Перечень наглядных и других пособий, методических указаний попроведению конкретных видов учебных занятий, а такжеметодических материалов к используемым в учебном процессетехническим средствам.
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Другие похожие документы..