Г. А. Василевич Белорусское государство

Г.А.Василевич

Белорусское государство

на рубеже веков

Минск

Г.А.Василевич

Белорусское государство

на рубеже веков

Минск

ИООО «Право и экономика»

2006

ББК

Автор:

Василевич Г.А., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

Рецензенты:

Шабайлов В.И., доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси,

Заслуженный деятель науки Республики Беларусь;

Соколов А.Н., доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Василевич Г.А.

Белорусское государство на рубеже веков. – Мн.: ИООО «Право и экономика». – 2006.

В книге исследуется развитие белорусского государства на переломе двух эпох – от окончания советской эпохи и до становления независимого белорусского государства, показана противоречивость этого процесса трансформации, трудности и конфликты в связи с данным процессом.

ISBN

© ИООО «Право и экономика», 2006

© Василевич Г.А.

ВВЕДЕНИЕ

Окончание ХХ века для европейской да и мировой цивилизации оказалось весьма необычным. Казалось бы, на мировой сцене прочно сформировались две полярные системы: социалистическая и капиталистическая. В ходу были даже термины, отражающие суть отношений, – «холодная война», «социалистический лагерь», «капиталистический лагерь» и т.п. Мировой державой был СССР с его мощным военно-техническим, сырьевым, экономическим потенциалом. Советская система, возникшая после 25 октября (7 ноября) 1917 г., просуществовала немногим более 70 лет. В конце 80-х годов ХХ столетия «апофеозом» так называемой перестройки явился распад СССР на 15 независимых государств. Начали этот процесс прибалтийские республики. Затем их примеру последовали Молдова, Армения, Грузия и др.

Изменение политической карты мира было динамичным: в каждой республике шли свои специфические процессы, однако было и много общего: упадок экономики СССР, нарастающий дефицит продовольствия, гласность, позволившая усомниться в ранее непререкаемом авторитете КПСС, неспособность ее лидеров, как это было сделано в Китае, отделить идеологические догмы от действия объективных экономических законов и другие упущения позволили республикам «взять власть» в свои руки. Начался новый этап развития государственности. Здесь тоже было много трудностей. Не все их преодолели к настоящему времени. На сегодняшний день здесь выгодно отличается белорусское государство. Хотя и оно прошло через много испытаний.

В этой связи данная книга и подготовлена для того, чтобы с историко-правовых позиций показать развитие процесса становления Беларуси как суверенного государства. Конечно, не на все вопросы даны ответы. Уделено внимание лишь наиболее важным из них. Отметим также, что название белорусского государства – БССР или Республика Беларусь, как и другие термины, как правило, используется в зависимости от того, когда принималось соответствующее решение и применялся ли на данном историческом отрезке времени соответствующий термин, определение или понятие. В этой книге, как впрочем, и других своих публикациях, автор стремился анализировать ситуацию с позиции права. Проявлять личные эмоциональные впечатления автор стремился избегать.

Автор настоящей книги ранее также касался некоторых проблем развития белорусского государства (см.: Г.А.Василевич. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект. Мн.: Право и экономика, 1995; Референдумы в Республике Беларусь и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. Мн.: Молодежное научное общество, 2002 и др.; см. также: Р.А.Васілевіч, Т.І.Доўнар, І.А.Юхо. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. Мн., Права і эканоміка. 2001). Поэтому в данной работе больше внимания уделено не столько компетенции того или иного органа, сколько динамике, процессу развития отношений в соответствующей сфере.

ГЛАВА I. ПЕРЕСТРОЙКА. ЗАКАТ СССР

Советская система, сформированная десятилетиями, в целом показывала свою жизнеспособность. Социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, дипломатическое признание, борьба с голодом, победа в Великой Отечественной войне, борьба за власть после смерти И.В.Сталина, «оттепель», развенчание культа личности, освоение целины, разрушение церквей и гонения на религию, достижения в освоении космоса, укрепление «социалистического лагеря», правление КПСС во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым – это лишь некоторые вехи в развитии советского государства к началу 80-х годов прошлого столетия. За всем этим стоял упорный труд советских людей, благодаря которым и возможны были достижения.

СССР, союзные республики в этот период прошли путь, условно говоря, от штыка, когда победа «ковалась» в битвах, до конституций, закрепивших коммунистическую идеологию в качестве господствующей1.

Социалистическое государство, основанное на марксистско-ленинской идеологии, имело свои устои. Помимо идеологии, это – социалистическая форма собственности, допускающая в некотором объеме личную собственностб, патернализм государства, уравниловку и др. Вместе с тем надо помнить и о позитивном: воспитании граждан в духе добра и справедливости, интернационализма, уважения к коллективу и его интересам, поддержке тех, кто оказался в трудной ситуации, патриотизме, преданности Родине, развитии искусства и культуры, образования. К 80-м годам ХХ столетия «выкристаллизовалась», как тогда писали, новая общность – советский народ, сложился советский образ жизни.

В составе КПСС в середине 80-х годов было более двадцати миллионов человек. Всего в СССР на 1 января 1991 года проживало более 290 млн. человек. Это было крупное, индустриально развитое государство, в котором сложилась жесткая партийно-советская система, где все обязаны были следовать решениям партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, имевших идеологическую направленность.

В 1982 году умер Л.И.Брежнев, который был у власти почти 18 лет. Придя на высший пост еще энергичным человеком, он покинул его одряхлевшим стариком. В последние годы правления многие люди с сожалением, а то и со злорадством из-за антипатии к существующему строю наблюдали за его публичными выступлениями, которые трудно ему давались (Л.И.Брежнев в годы войны был ранен и дикция речи по этой причине оставляла желать лучшего). Были, конечно, явные проблемы возрастного характера. Но надо отдать должное, что каких-либо «вольностей», подобных дирижированию оркестром, как это было у некоторых руководителей, он не допускал. В целом же политический «ареопаг» – Политбюро ЦК КПСС состояло в основном из руководителей достаточно преклонного возраста. Если взять за отсчет послевоенные годы правления И.В.Сталина, то с середины 80-х годов на первых ролях в руководстве страны были лица, в основном достигшие весьма солидного возраста.

После Л.И.Брежнева на высшем партийном и государственном посту побывали: Ю.В.Андропов (1982–1984), К.У.Черненко (1984–1985). Наибольшие ожидания люди связывали с Ю.В.Андроповым, в прошлом председателем КГБ СССР. На первом этапе он был очень работоспособным человеком, предложившим, как казалось многим, разумные вещи по наведению порядка и дисциплины в обществе. Однако из-за болезни его пребывание на вершине власти было недолгим.

В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается молодой по тем меркам (54 года) М.С.Горбачев, курировавший в Политбюро ЦК КПСС сельское хозяйство. Граждане СССР вначале проявляли к нему огромное восхищение, были рады встречам на улицах, когда такое случалось в поездках М.С.Горбачева по стране. Все были в восторге от его умения «говорить» с народом. На фоне прежних руководителей (особенно в последние годы жизни Л.И.Брежнева и К.У.Черненко) он выглядел весьма достойно. (Здесь, забегая вперед, уже после развала СССР, М.С.Горбачев участвовал в выборах Президента России и набрал только около одного процента голосов. Таков итог его популярности.)

В союзных республиках, как это и было определено в конституциях, руководство государственной и общественной жизнью в это время осуществляли центральные комитеты компартий во главе с первыми секретарями. Несмотря на закрепление в конституциях статусов Верховных Советов как высших органов государственной власти республик, все важные решения принимались в ЦК Компартии.

Правильно отмечается в литературе, что «в Советском государстве принцип разделения властей и многие другие правовые принципы отрицались как неприемлемые и «буржуазные». Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей – только полновластие Советов. Парадокс заключался в том, что и Советы в своей власти были ограничены. Коммунистическая партия –«руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций», путем безальтернативных выборов проводила своих представителей в Советы, а через Советы – и в другие государственные органы. Партийные организации не просто вмешивались в деятельность государственных органов, а руководили ими. Подбор кадров был за партийными органами. Для занятия ответственной должности, как правило, необходимо было быть членом КПСС. Реальной властью обладала партийная верхушка (Политбюро ЦК КПСС), а Съезды КПСС, которые по уставу КПСС являлись высшими партийными органами, и Пленумы ЦК КПСС носили парадный характер, все решения утверждали единогласно»2. Такова была система.

Верховные Советы обычно заседали два раза в год. В период между сессиями основную работу по совершенствованию законодательства выполняли Президиумы Верховных Советов и Советы Министров. Президиум Верховного Совета своими указами мог даже вносить изменения и дополнения в законы, которые затем утверждались на сессии Верховного Совета (случаи неутверждения указов депутатским корпусом в советский период неизвестны).

Следует заметить, что в начале второй половины 80-х годов Беларусь успешно развивалась. Развернув социалистическое соревнование (другого не было) за выполнение решений ХХVII съезда КПСС, трудящиеся республики перевыполнили план 1986 года по увеличению объемов производства и повышению производительности труда в промышленности. Были выполнены планы продажи государству зерна, картофеля, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции.

В 1986 году на четыре процента увеличился ввод в действие основных фондов за счет государственных капитальных вложений. Выполнены задания по вводу в действие жилых домов, детских дошкольных учреждений, школ, медицинских учреждений. Справились с планами работники железнодорожного и автомобильного транспорта, торговли, бытового обслуживания населения. Возрос уровень народного потребления, расширился объем платных услуг.

В то же время не был выполнен план внедрения новой техники. Медленно решались вопросы реконструкции и модернизаций производства, перехода на двух- и трехсменную работу, эффективного использования высокопроизводительного оборудования. Не был достигнут коренной перелом в повышении качества продукции. Общий объем товарной продукции высшей категории качества по сравнению с 1985 годом в республике возрос только на 0,4 процента.

При подготовке плана экономического и социального развития республики на 1986–1990 годы, который был утвержден четвертой сессией Верховного Совета БССР, в трудовых коллективах, во всех звеньях производства и управления проводилась работа по выявлению резервов ускорения роста производства, повышения его эффективности, более полного удовлетворения общественных потребностей. Углубленный анализ позволил установить на пятилетку прирост объемов промышленного производства на 26 процентов. Предполагалось, что национальный доход будет увеличен на 26 процентов вместо предусмотренных Основными направлениями 24,3 процента. В плане 1987 года ввод жилых домов установлен на 436 тыс. квадратных метров выше заданий пятилетки, а объем платных услуг – на 4,6 процента.

Советы усилили контроль за реализацией Продовольственной программы, работой органов Госагропрома по интенсификации сельскохозяйственного производства, увеличению заготовок сырья и выпуска продукции за счет более полного использования возможностей колхозов и совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий и организаций, личных хозяйств граждан.

В целях обеспечения дальнейшего развития агропромышленного комплекса были приняты меры для повышения производительности труда в сельском хозяйстве на основе внедрения экономических методов хозяйствования, перехода на хозрасчет и коллективный подряд в каждом трудовом коллективе. Изыскивались резервы для увеличения производства и закупок сельскохозяйственной продукции, развития мощностей перерабатывающей промышленности, с тем чтобы обеспечить большее удовлетворение населения продовольствием.

Предметом особой заботы являлось увеличение производства товаров народного потребления, расширение их ассортимента и улучшение качества, обеспечение сбалансированности объемов выпуска товаров и оказания услуг с денежными доходами населения. В 1986 году сверх плана было произведено товаров на 502 миллиона рублей, что на 6 процентов больше по сравнению с 1985 годом. Объем платных услуг возрос на 9,7 процента.

Однако возможности увеличения производства товаров народного потребления использовались слабо. По многим из них, в том числе таким, для которых имелись в достаточном количестве сырье и организовать производство которых было несложно, потребности населения не удовлетворялись. В 1986 году не обеспечивался спрос на некоторые виды плодоовощных консервов, кондитерских и макаронных изделий, безалкогольные напитки, фруктовые соки, минеральную воду, товары детского ассортимента, строительные материалы и инвентарь. На многих предприятиях группы «А» объем выпуска потребительских товаров не превышал 15–20 копеек на рубль фонда заработной платы. Не справились с планами 1986 года по производству товаров 47 предприятий. Оставалось низким качество многих изделий, особенно телевизоров, радиоприемных устройств, бытовых часов.

Не удовлетворялся спрос населения на многие виды платных услуг, в том числе на ремонт бытовой техники, мебели, жилья, на услуги прачечных, парикмахерских. Мало оказывалось услуг сельскому населению в обработке приусадебных участков, заготовке кормов, топлива, пастьбе скота. Медленно решались вопросы комплексного обслуживания населения по приобретению и доставке строительных материалов, обустройству садово-огородных участков.

Что изменилось в Беларуси в 1987 году в деятельности органов государственной власти?

  1. Рабочая программа по курсу "Основы идеологии белорусского государства" 2010-2011 уч год

    Рабочая программа
    Цель курса - формирование у студентов жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами.
  2. Контрольная работа. Зачет перечень семинарских занятий по идеологии белорусского государства

    Контрольная работа
    Доклад А.Г.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г.
  3. Основы идеологии белорусского государства

    Документ
    Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
  4. Планы семинарских занятий по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

    Планы семинарских занятий
    Основы идеологии белорусского государства: история и тео­рия: учеб. пособие / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князе­ва, В. И. Чуешова. - Минск, 2005.
  5. Контрольная работа по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства» вариант №2

    Контрольная работа
    Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему.
  6. Г. Г. Парфенова «Основы идеологии белорусского государства»

    Документ
    Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами
  7. Государство

    Книга
    В книге второй содержатся материалы выступлений и статьи, ранее опубликованные в периодической печати, но не вошедшие в изданную в 2 г. одноименную книгу.
  8. Кафедра теории и истории государства и права (1)

    Документ
    Статут Вялікага княства Літоўскага 1529 года – падмурак развіцця беларускай дзяржаўнасці і канстытуцыяналізму (да 480-годдзя прыняцця): сб. науч. тр. – Минск: РИВШ, 2009.
  9. Кафедра теории и истории государства и права (2)

    Документ
    Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Юбілейнае выданне / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт. Юрыдычны факультэт; Транскрыпцыя тэксту падрыхтавана С.А.

Другие похожие документы..