Систематический курс философии 57 основания философствования 57 учение о бытии 58 проблема существования и виды бытия 58

В.А.КАНКЕ


Электронный учебник "Философия"

2001

В.А.КАНКЕ 1

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕБНИКОМ? 1

ВВЕДЕНИЕ. 2

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 2

Раздел 1 7

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 7

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 7

1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ 7

1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 10

1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 15

2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 21

3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 26

3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 26

3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XVIII ВВ.) 27

3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX В.) 30

4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ 37

4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 37

4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 37

4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА 39

4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 40

4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ 46

4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 47

4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 50

Раздел 2 56

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 56

5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 56

6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 57

6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ 57

6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ 58

6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ 59

7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 62

7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 62

7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 64

7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 66

8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ 69

8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 70

8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА 72

8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ 74

9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ 82

9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ 82

9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 88

10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 95

11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 100

12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 104

ПРИЛОЖЕНИЯ 109

КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ 109

ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ 118

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕБНИКОМ?

Электронный учебник "Философия" предназначен для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Учебник открывает содержание-меню, состоящее из названий 13 тем. При совмещении курсора с названием темы на экране дисплея возникает страница текста. Кроме шестой все темы представлены в форме системных обучающих модулей. Каждый модуль состоит из основного текста темы и дополнений, куда включены такие элементы, как "основные выводы", "основные термины" в вопросах и ответах на них, "тест", "примерные темы рефератов", "дополнительная литература", "ответы на вопросы теста". Вызов элементов модуля на дисплей осуществляется курсором. Тематика учебника в полной мере отвечает действующим государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования и примерным образовательным программам, одобренным Минобразованием России. Благодаря модульной композиции текста электронное издание создает условия для изучения студентами курса философии в той последовательности тем, которая установлена в конкретном учебном заведении. Учебник особенно полезен при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, позволяя выбрать для повторения и изучения именно тот круг вопросов, который вынесен на занятие или выделен для контроля знаний. После изучения основного текста непременно необходимо ознакомиться с содержанием элементов меню и проверить свой уровень знаний посредством теста. Если в результате тестирования получается оценка ниже трех баллов, рекомендуется еще раз изучить соответствующую тему.

Канке В.А. "Философия. Исторический и систематический курс". Электронный учебник.- М.: Логос, 2001. Цена с доставкой 50 руб.

Цена с приложением книги Канке В.А. "Философия. Карманная энциклопедия студента": Учебное пособие.-М.: Логос, 2001 — 272 с. — 87 руб.

Заказы принимаются службой "Книга-почтой" издательско-книготоргового дома "Логос". 105318, Москва, Измайловское шоссе, дом 4 Тел./факс (095) 369-5668; 369-7727 Электронный адрес: universitas@

ВВЕДЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

СМЫСЛ СЛОВА "ФИЛОСОФИЯ"

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

ДВА ПРИМЕРА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.

Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшинское "Что с нами происходит?" и извечное российское "Что делать?" опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: "Быть или не быть?"...

Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.

Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5).объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!

Итак, еще раз. Что такое философия? Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.

НАУЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позволит углубить понимание философии.

Что такое наука? Систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, доказательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой.

Но почему же многие отказываются признать за философией статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от философии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но, может, наука необязательно должна быть безличной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за будущим.

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. "...Философия есть искусство, а не наука",- подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность науки — истина, главная ценность искусства — красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до того, красива ли Земля в качестве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.

Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым "да" или "нет". И вот почему. Философия намного меньше, чем наука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а художественно значимого.

ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛИ МОРАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это?

Практика — это действия, поступки людей. Действуя, человек преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но главный практический ориентир — это ценность добра. Если в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (Заметим в скобках, что беда преступников определяется не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским пониманием добра.)

Человек, в отличие от животного, прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос "Что я могу и что я должен делать?", человек занимается разрешением типичной философской проблемы.

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственности. Философы сознательно выступают против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного.

Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая философия. Человек — существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей.

На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственные решения, он вынужден становиться философом. Кажется, это правило не знает исключений. Читателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для этого следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения.

К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сартру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хотелось стать участником "Сражающейся Франции", но его беспокоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего старшего сына. Что делать,- вопрошал юноша,- остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: "Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте". Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,- полноценное философствование. Другого пути нет.

Таким образом, хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность.

ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  1. Систематический курс философии 59 основания философствования 59 учение о бытии 60 проблема существования и виды бытия 60

    Документ
    Заказы принимаются службой "Книга-почтой" издательско-книготоргового дома "Логос". 105318, Москва, Измайловское шоссе, дом 4 Тел./факс (095) 369-5668; 369-7727 Электронный адрес: universitas@
  2. Систематический курс философии 57 основания философствования 57 учение о бытии 58 проблема существования и виды бытия 58 (2)

    Документ
    Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи.
  3. Современный курс философии Томск 2005 ббк 87. 3 (2)

    Документ
    Философия: В 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л.С. Сысоевой, А.А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005.
  4. Философи я

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В нем дается изложение взглядов на предмет философии в ее историческом становлении и развитии.
  5. Систематический курс

    Учебное пособие
    Целью работы является сжатое, систематическое изложение вузовского курса философии. Основное внимание уделено формированию у слушателей целостного конструктивного мышления и мировоззрения, развитию строгости и точности в осмыслении
  6. Учебное пособие. Содержание Предисловие Введение. Западная философия в первой половине XX века Глава Прагматизм Д. Дьюи Глава Реалистические течения неореализм > Критический реализм (1)

    Учебное пособие
    Предлагаемая вашему вниманию работа была подготовлена профессорами философского факультета МГУ, ведущими курс по истории современной зарубежной философии в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов.
  7. Учебное пособие. Содержание Предисловие Введение. Западная философия в первой половине XX века Глава Прагматизм Д. Дьюи Глава Реалистические течения неореализм > Критический реализм (2)

    Учебное пособие
    Наиболее современные философы здесь еще не представлены — и не только потому, что с прошлого издания прошло три года, но в значительной мере потому, что прежде чем стать учебным предметом, философская концепция проходит стадию «адаптации»,
  8. Учебное пособие. Содержание Предисловие Введение. Западная философия в первой половине XX века Глава Прагматизм Д. Дьюи Глава Реалистические течения неореализм > Критический реализм (3)

    Учебное пособие
    Наиболее современные философы здесь еще не представлены — и не только потому, что с прошлого издания прошло три года, но в значительной мере потому, что прежде чем стать учебным предметом, философская концепция проходит стадию «адаптации»,
  9. Коплстон Ф. История философии. XX век / Фредерик Коплстон; пер с англ. П. А. Сафронова

    Документ
    В книге рассмотрены доминирующие интеллектуальные течения британской и континентальной философии первой половины XX века. Известный английский ученый, доктор философии, профессор, автор многочисленных книг и монографий знакомит читателей

Другие похожие документы..