Этот элективный курс для предпрофильного обучения. Он важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на Iподготовку учащихся к обучению с естественно-математическим укло­ном. Цель курса: развивать положительную мотивацию к учению

Е.А.ХОПЕРСКАЯ (Чукотская АО, «Центр обра­зования с. Лаврентия»)

Физика в твоей будущей профессии

Ж.Физика в школе, 2005, № 8

Пояснительная записка

Этот элективный курс для предпрофильного обучения. Он — важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на I подготовку учащихся к обучению с естественно-математическим укло­ном.

Цель курса: развивать положительную мотивацию к учению.

Задачи курса: формировать у учащих­ся познавательный интерес к физике и технике, понимание значения физичес­ких законов для овладения различными профессиональными умениями, подго­товить к сознательному выбору профес­сии.

В процессе изучения курса предусма­тривается система комбинированных уроков с элементами конференций, де­ловых и сюжетных игр; миниисследо-вания.

Заканчивается изучение курса защи­той реферата, раскрывающего роль фи­зики в овладении понравившейся или выбираемой профессиями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Физика на флоте (2 ч)

Условия плавания тел (судов, рыб). Физические принципы работы ледоко­ла. Физические основы устройства и история развития водолазного снаряже­ния (включая современное). Физика и подводные лодки, батискафы, батисфе­ры.

Свойства воды. Волны на воде. Закон Бернулли.

Тайны звуков моря: ультразвуки, ин­фразвуки, их использование.

Самостоятельные работы учащихся;

• подготовить сообщения: «Как видят водолазы?», «Цвета в глубине вод», «Взгляд из-под воды», «Где находятся затонувшие суда», «Как был поднят «Садко»?».

Тема 2. Физика на приеме у врача

(2 ч)

Устройство и принцип прибора для измерения кровяного давления человека.

Физика дыхания человека.

Давление и движение крови по крове­носным сосудам человека.

Тепловое расширение как источник зубной боли у курящего человека.

Радиоизотопы, попадающие в орга­низм человека вместе с табаком, — ис-

точник внутреннего радиоактивного об­лучения человека.

Строение глаза. Дальнозоркость и близорукость. Очки, Дефекты зрения, связанные с употреблением никотина.

Самостоятельные работы учащихся:

• рассчитать период сокращения серд­ца, механическую работу, совершаемую сердцем, и его мощность;

• рассчитать объем воздуха, проходя­щего через дыхательные пути ученика за 1 урок.

Тема 3. Физика и метеорология (2 ч)

Стратостат. Строение атмосферы и процессы в ней: циклоны и антицикло­ны. Центробежная сила и ее роль в фор­мировании смерчей.

Облака, их виды. Причины округлой формы некоторых видов облаков. Усло­вия возникновения грозовых облаков. Молния, ее виды. Громоотвод.

Магнитные бури: причины их появ­ления.

Самостоятельные работы учащихся:

• измерить атмосферное давление, температуру и влажность воздуха, ско­рость ветра.

Домашние эксперименты: «Грозовой ливень у водопроводного крана»; «Игол­ка — молниеотвод»; «Молния в сково­роде»;

Подготовка сообщения «Шаровые молнии и гипотезы их происхождения».

Тема 4. Физика в работе конструктора-механика (2 ч)

Самостоятельные работы учащихся:

• «придумать такую тележку, чтобы при ее движении вращались модели кло­уна, либо паруса, либо земного шара»;

• сконструировать и изготовить мо­дель катера, который мог бы передви­гаться за счет потенциальной энергии поднятой воды; указать, от чего зависит дальность движения модели;

• изготовить модель механизма, соче­тающего в себе рычаг и подвижный блок, с помощью которого силой в 1 Н можно поднять груз в 8 Н.

Тема 5. Физика в работе архитектора

(2 ч)

Учет условий устойчивости при про­ектировании архитектурных сооруже­ний. Роль перекрытий и фундамента в строительстве зданий.

Деформации элементов сооружений и их расчет.

Использование законов статики при строительстве мостов. Виды мостов.

Проектирование фонтанов: устройст­во и принцип действия.

Самостоятельные работы учащихся:

• создать модель «падающей» башни;

• сконструировать модель фонтана, напор воды в котором можно было бы менять.

Тема 6. Физика на службе у фотографа (2 ч)

Устройство простейшего фотоаппара­та. Физические основы современной фотографии. Искусство рассматривания фотографий. Увеличение фотографий.

Самостоятельная работа учащихся:

• сконструировать и изготовить ка-меру-обскура как прообраз фотоаппа­рата.

Тема 7. Физика в работе службы пожарной охраны (2 ч}

Короткое замыкание электропровод­ки — частая причина пожара.

Физические основы методов тушения пожара. Датчики, предупреждающие о начале возгорания.

Самостоятельная работа учащихся:

• подготовить сообщения: «Почему пламя не гаснет само собой?», «Почему вода гасит огонь?», «Как тушат огонь с помощью огня?», «Как тушат огонь с использованием пены?»

Тема 8. Физика и цирковое искусство

(2 ч)

Свойство вращающихся тел сохранять направление оси вращения, его исполь­зование в работе жонглеров.

«Чертовы» качели и петли. Расчет скорости велосипедиста в момент, ког-

да он достигает самой верхней точи круга.

Миражи в цирке.

Самостоятельные работы учащихся:

• поставить опыт «Вращение на нити ведерка с водой в вертикальной плоско сти» (вода не должна выливаться), рассчитать минимальную скорость вращения.

• смоделировать движение велосипеда та по «мертвой петле», рассчитать скорость велосипедиста в верхней точке петли;

• приготовить для демонстрации любой физический фокус и объяснить его секрет.

Тема 9. Физика в работе биологов и зоологов (2 ч)

Тот, кто изучает летучих мышей, дол­жен знать принцип действия ультра звукового локатора. Работающие и змеями — должны иметь представле­ние о термолокаторе. Реактивные дви­гатели и кальмары. Как действуют живые предсказатели погоды и живые сейсмографы?

Тема 10. Физика в творчестве мастеров детской игрушки (2 ч)

Игрушки, действие которых основа­но на существовании архимедовой силы,

Заводные механические игрушки, инерционные игрушки, звуковые. Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести. Игрушки, действие которых связано с третьим законом Ньютона. Аэродинами­ческие игрушки. Электрические и маг­нитные игрушки.

Самостоятельная работа учащихся:

• придумать и сконструировать лю­бую игрушку, действие которой связано с физикой.

Тема 11. Физика в работе энергетиков (2 ч)

Экскурсия на местную дизельную электростанцию (устройство и принцип действия ее генератора переменного тока); управление генератором; транс­форматор, линия электропередач.

Самостоятельная работа учащихся: подготовить отчет об экскурсии по заранее предложенному плану.

Л ИТЕРАТУРА

1. Балашов М.М. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. — М.: Про­свещение, 1994.

2. Перельман Я.И. Занимательная физика. — М.: ACT, 2004.

3. Л а н и н а И. Я. Внеклассная работа по физи­ке. — М.: Просвещение, 1977.

4. Малафеев Р.И. Творческие задания по фи­зике: Пособие для учителей. — М.: Просвеще­ние, 1991.

5. Шабловский В. Занимательная физика. — С.-Петербург: Тригон, 1997.

  1. Программы и содержание курсов по выбору (элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х классах)

    Реферат
    Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы.
  2. «Теория и методика организации профильного обучения Санкт-Петербургский опыт»

    Документ
    С.В.Кривых, О.А.Абдуллаева, И.Ю.Алексашина, Е.А.Марковская. «Теория и методика организации профильного обучения - Санкт-Петербургский опыт». Учебно-методическое пособие для специалистов по управлению образованием.
  3. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.
  4. Банк педагогической информации и ппо отдела образования администрации Пичаевского района за 2005 год актуальные проблемы образования

    Документ
    Астафьева Н.Г., Шешерина Г.А. Развитие системы образования Тамбовской области в условиях модернизации российского образования. Основная идея данной статьи: образование - главный приоритет развития социально-экономической сферы Тамбовской области.
  5. 1. 1 Российское образование и тенденции мирового развития.

    Документ
    Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического
  6. «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий
  7. Образовательная программа на 2007 2010 учебные годы с. Чистая Поляна, 2007 год

    Образовательная программа
    Повышение качества образования за счет разработки единой логики построения общего образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, освоение и внедрение
  8. Постановление от 27 июня 2008 г. N 472/2 об утверждении ведомственной целевой программы развития образования города ижевска на 2009 2011 годы вцелях реализации

    Постановление
    В целях реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования до 2011 года и повышения эффективности управления системой образования,
  9. Комитет общего и профессионального образования ленинградской области (3)

    Документ
    О преподавании предметов естественно-математического цикла в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году: Математика.

Другие похожие документы..