Информатика и информационные технологии.

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
для гуманитарного и лингвистического профилей
10-11 классах общеобразовательных учреждений
по учебному плану 1 часа в неделю (34 ч * 2 = 68 часов)

Учебное пособие:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика Х, Информатика ХI

Пояснительная записка

«Информатика-ХХ!» - курс информатики для старших классов (10, 10-11 кл.), изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Владение базовым курсом достаточно в объеме Обязательного минимума по информатике, рекомендуемого Министерством образования РФ

«Информатика-ХХ!» может изучаться по разным вариантам учебного плана:

34 часа (сокращенный вариант) — 1 учебный год по 1 уроку в неделю;

68 часов (полный вариант) — 1 учебный год по 2 урока в неделю или 2 учебных года по 1 уроку в неделю.

«Информатика-ХХ!» - курс, ориентированный на старшие классы общеобразовательных средних школ, специализирующихся по дисциплинам образовательных областей Обществознание (история, обществознание, география, экономика) и Филология (русский и иностранные языки, литература). Кроме того, он может изучаться и в неспециализированных (общеобразовательных) классах.

Курс «Информатика-ХХ!» состоит из двух разделов: теоретического раздела и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим двум разделам происходит параллельно.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного научного содержания. Курс продолжает, начатое базовым курсом информатики, ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область математика, информатика». Это, прежде всего, линии:

Информация и информационные процессы (информационная культура человека, информационное общество, информационные основы процессов управления);

Моделирование и формализация (Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

Информационные технологии (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц;

мультимедийные технологии).

Компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

«Информатика-ХХ!» не является узкоспециализированным курсом, привязанным к конкретному виду профессиональной деятельности, а носит общеобразовательный характер.

Учебный курс «Информатика-ХХ!» ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows -Microsoft Office. В школах, не обладающих такой техникой и программным обеспечением, данный курс (по крайней мере, в практической своей части) не применим.

В процессе выполнения лабораторного практикума ученикам предстоит поработать с операционной системой Windows, текстовым процессором Word, пакетом для подготовки презентаций Power Point, реляционной СУБД Access, табличным процессором Excel, сетевыми клиент-программами (почтовой программой и броузером Интернет). В результате первоначальные навыки, заложенные базовым курсом, должны перейти на более высокий уровень, близкий к профессиональному.

Содержание профильных курсов не является столь жестко регламентированным требованиями образовательного стандарта, как это имеет место для базового курса информатики. Учитель, преподающий профильный курс, имеет большее число «степеней свободы» в выборе тематики и методики. Поэтому в каждом конкретном случае предлагаемый в учебнике порядок и объем материала может быть изменен. Например, по каким-либо причинам учитель решит не рассматривать тему «Информационные модели планирования и управления» (Глава 5). Оказавшееся свободным учебное время может быть занято дополнительными уроками, выделенными на другие темы курса. Дополнительные задания для лабораторных работ по этим темам можно извлечь из учебного пособия «Задачник-практикум по информатике. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. Изд-во Лаборатория базовых знании, М., 2000»

Содержание сокращенного варианта курса «Информатика-ХХ!» (34 часа) включает в себя все три темы инвариантной составляющей и тему «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Здесь также возможны изменения, но за счет вариативной компоненты. Например, из-за отсутствия практической возможности работы в Интернет, учитель может заменить этот раздел темой «Информационные системы и базы данных», несколько сократив ее объем в пределах резерва учебного времени. Для школ, не имеющих выхода в Интернет, следует обратить внимание на использование ИНТРАНЕТ-технологий. Имеющийся педагогический опыт в некоторых учебных заведениях в этом направлении, дает отличные результаты.

В заключении следует отметить, что курс «Информатика-ХХ!» ориентирован на все основные педагогические цели, которые ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных документах Минобразования:

  • способствует формированию научного мировоззрения, основанного на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе;

  • развивает представления учащихся об информационных объектах и их преобразовании с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;

  • способствует формированию совокупности общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века.

Тематическое планирование учебного материала

10 класс

№ урока

Теоретические занятия

Раздел учебника

Практическая работа на ЭВМ

1

Введение. Структура информатики

Предисловие,

§1.1

2

Работа в среде MS Windows 95/98: работа с окнами, папками, файлами, объектами

3

Теоретическая информатика

§1.2

4

Работа с MS Word. Ввод, редактирование и форматирование текстов

5

Средства информатизации и информационные технологии

§1.3, §1.4

6

Работа с MS Word. Шрифты, оформление текста

7

Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы России

§1.5, §1.6

8

Работа с MS Word. Вставка объектов. Работа с таблицами

9

Итоговая работа с текстовым процессором MS Word

10

История и развитие компьютерных телекоммуникаций. Технические и программные ресурсы Интернет

§2.1, §2.2

11

Оформление конспекта по теме «Компьютерные телекоммуникации» средствами MS Word

12

Как работает Сеть. Информационные услуги Интернет

§2.3, §2.4

13

Работа с электронной почтой и телеконференциями

14

Основные понятия World Wide Web. Работа с броузером WWW

§2.5, §2.6

15

Работа с броузером, просмотр Web-страниц

16

Поисковая служба Интернет

Поиск информации в WWW

§2.7,§2.8

17

Сохранение загруженных Web-страниц

18

Работа с поисковыми системами

19

Создание Web-сайтов

§2.9

20

Создание Web-сайта

21

Итоговое творческое задание на работу с Интернет

22

Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии

§3.1,§3.2

23

Знакомство с пакетом презентаций Power Piont

24

Оформление презентации на тему «Модели и системы»

25

О типах связи и системах управления

§3.3

26

Инструментальные средства для рисования в MS Word

27

Графы и сети. Иерархические структуры и деревья

§3.4, §3.5

28

Построение моделей систем на графах

29

Описание иерархических систем

30

Табличная организация данных

§3.6

31

Построение табличных информационных моделей средствами MS Word

32

Социальная информатика. Понятие информационного общества. (Выдать тему для реферата)

§6.1, §6.2, §6.3

33

Вопросы информационной безопасности и правые акты в информационной сфере

§6.4 §6.5

34

Защита рефератов по вопросам социальной информатики

Тематическое планирование учебного материала

11 класс

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика (номера)

1. Информационные системы. Локальные компьютерные сети (5.1—5.2)

3

2

1(№1)

2.Основные понятия баз данных. СУБД (5.3—5.4)

2

1

1(№2)

3.Проектирование информационной системы (5.5)

1

1

 

4.Создание структуры БД и ее заполнение(5.6—5.7)

2

0

2(№3.4)

5.Использование базы данных. Запросы. (5.8—5.13)

7

3

4(№5.6.7.8

6. Отчет как итоговый документ работы информационной системы (5.14 — 5.15)

2

1

1(№9)

7. Геоинформационные системы (5.16)

2

1

1(№10)

8. Задачи планирования и управления. Табличный процессор как инструмент для их решения (6.1—6.3)

3

2

1(№11)

9. Деловая графика и ее реализация в табличном процессоре (6.4—6.5)

2

1

1(№12)

10. Представление зависимостей между величинами. Регрессионные модели и прогнозирование (6.6—6.11)

5

3

2(№13.14)

11. корреляционные зависимости (6.12)

2

1

1(№15)

12. Оптимальное планирование (6.13—6.14)

3

2

1(№16)

  1. Информатика и информационные технологии (1)

    Документ
    Информатика и информационные технологии. Конец XIX — начало XX в. был отмечен научно-технической революцией, связанной с появлением и развитием квантово-механических представлений о материи и энергии.
  2. Информатика и информационные технологии (2)

    Документ
    Поколения, живущие в конце XX — начале XXI в., являются свидетелями (и участниками) новой научно-технической революции, вызванной противоречием между ограниченными возможностями человека и огромным объемом существующей и вновь появляющейся
  3. Информатика и информационные технологии в образовании

    Документ
    Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования,
  4. «Информатика и информационные технологии» (1)

    Реферат
    Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. В первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло)
  5. «Информатика и информационные технологии» (3)

    Документ
    История хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. До наших дней в некоторых местах сохранились наскальные письмена древнего человека, выполненные 25-20 тысяч лет назад; лунный календарь, выгравированный на кости 20 тысяч лет назад.
  6. «Информатика и информационные технологии» (4)

    Реферат
    Для предотвращения несанкционированного доступа к данным, хранящимся на компьютере, используются пароли. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль.
  7. «Информатика и Информационные технологии» (2)

    Документ
    Первая массовая эпидемия компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус Brain «заражал» дискеты для первых массовых персональных компьютеров. В настоящее время известно несколько десятков тысяч вирусов, заражающих компьютеры
  8. Представление об информатике и информационных технологиях (1)

    Документ
    РР: Информатика связана с применением компьютеров, разработкой и применением информационных моделей. Это – информационные технологии. Новые информационные технологии: добавляются системы связи (телекоммуникации) — интернет.
  9. Представление об информатике и информационных технологиях (2)

    Документ
    08: Информатика - дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности её создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Другие похожие документы..