Автореферат диссертации на соискание ученой степени

На правах рукописи

ЖИТКОВА

Светлана Анатольевна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1928 – 1941 гг.

(НА МАТЕРИАЛАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Специальность: 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Астрахань 2007

Работа выполнена на кафедре истории России исторического факультета Астраханского государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Ишин Вячеслав Владимирович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Болотов Николай Александрович

кандидат исторических наук

Тюменов Бадма Николаевич

Ведущая организация: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

Защита состоится « ____ » _______________ 2007 года в _____ часов на заседании диссертационного совета КМ.212.009.02 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г.Астрахань, ул.Татищева, д.20, ауд. ____.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АГУ по адресу: 414056, г.Астрахань, ул.Татищева, д. 20 а.

Автореферат разослан « ____ » _______________ 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Савельева

  1. Общая характеристика работы

Актуальность диссертации связана с возросшим интересом исследователей к проблемам социального развития российских регионов. К числу наиболее значимых проблем относится модернизация образования - необходимое условие эффективного общественного развития.

На протяжении ХХ в. происходили неоднократные организационные и структурные изменения системы образования, связанные как с развитием экономической инфраструктуры страны, так и с ее политико-административным переустройством. Модернизация современного образования предполагает обращение к историческому опыту его развития, поскольку без учета этого опыта невозможно правильно решать современные проблемы в этой важной для жизни общества и страны сфере. Данное обстоятельство, безусловно, представляется важным для изучения исторического опыта функционирования образовательных учреждений в период ускоренной индустриализации 1928-1941 гг. на примере крупного региона страны – Нижнего Поволжья.

Исследование советского опыта разработки и осуществления государственной политики в сфере образования на основе комплексного анализа документов регионального уровня имеет большое значение для выяснения реальной роли государства и его структур в развитии образовательной системы. Необходимо так же отметить, что в Нижнем Поволжье в тот период, наряду с государственными преобразованиями в образовательной сфере, развернулось инициативное педагогическое движение, которое успешно реализовывало масштабные образовательные программы и содействовало успешному социально-экономическому развитию края. Этот опыт до сего дня не получил адекватной научной оценки специалистов историков. Его изучение поможет в выстраивании современной образовательной политики, призванной учитывать исторические уроки.

Степень изученности проблемы. Несмотря на устойчивый интерес исследователей, значительный объем публикаций по проблемам государственной политики в сфере образования, тема данной диссертации в контексте заявленных автором задач не стала предметом специального научного изучения.

В истории исследования образовательной политики Советского государства 1928-1941 гг. диссертант выделяет три основных периода, характеризующихся различными историографическими подходами: с 1920-х до середины 1950-х гг., с середины 1950-х гг. до 1991 г. И с 1991 г. по настоящее время.

Историография проблемы начинает формироваться в 1920-е годы. В это время вышел ряд работ, которые были тесно связаны с задачами строительства новой трудовой советской школы1.

Публикации «Воспитание народных масс» Г.Г. Шахвердова (1924г.); «Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы» Г.Е. Журавского (1926); «Рабочая книга по истории педагогики» Свадковского (1927г.) и др. носили политизированный характер и в настоящее время являются, в большей степени, отражением идеологических и педагогических дискуссий в сфере образования.

Большая работа по осмыслению школьного образования в русле методологии марксизма - ленинизма была проделана Е.Н. Медынским. Его труд оказал долговременное влияние на развитие советской историографии по исследуемой проблеме.2

Во второй половине 1930-х – начале 1950-х гг. вышли крупные работы по истории отечественной школы.3 Использование обширного фактического материала позволило авторам широко осветить проблемы дореволюционной и советской школы.

В 1950-е годы широкое распространение получила «партийно-образовательная» тематика. Предметом научного интереса стал широкий круг вопросов становления и развития школьного образования под руководством партии. Ученые Г.В. Витухновский, В.С. Штейнбук, П.П. Петровская, К.Г. Матвеева, А.А. Кокарев и др.4 анализировали проблемы народного образования в условиях однопартийной системы. Свои исследования они строили в полном соответствии с бытовавшими тогда партийными оценками.

В годы «оттепели» партийный контроль над содержанием исторических исследований несколько ослаб. Тематика историографических исследований значительно расширилась. Однако анализ, содержащий критическое осмысление партийных решений в образовательной области не допускался. Методологическая база исторических исследований изменений не претерпела.

Тем не менее, автор отмечает, что очевидный поворот к исследованиям проблем образования уже к концу 1950-х - в 1960-е годы обусловил появление целого ряда работ, в которых нашли отражение актуальные проблемы развития народного образования.5 В это время было опубликовано большое количество статей, монографий защищены диссертации, посвященные проблемам появившимся в ходе проведения образовательных реформ. Авторы видели свою цель в представлении общей картины развития системы образования.6 Содержавшиеся в их трудах критические замечания носили частный характер. Многие работы данного периода представляли собой скорее научно – публицистический отклик на актуальные социально – политические темы и обеспечивали оперативную разработку историками вопросов современной политики.7 В этой связи, на наш взгляд, немалый интерес представляют работы, посвященные экономике образования.8

Значительно возрос интерес исследователей к проблемам образования в 1970-е-1980-е годы. Причем, исследования велись по широкому кругу вопросов, охватывающих исторический, социологический и педагогический аспекты этих проблем. В данной связи отметим общетеоретическое значение публикаций, посвященных проблемам истории интеллигенции, в том числе вопросам, связанным с подготовкой и деятельностью такого ее отряда, как работники системы образования.9 Особое внимание исследователи уделяли общеобразовательной школе.10 Данной проблеме посвящены кандидатские и докторские диссертации.11 При известной идейной заданности, указанный блок работ содержит ценный фактический материал, помогает яснее представить реальные проблемы и трудности, встречавшиеся в учебно-воспитательном процессе.12 В этот же период был подготовлен ряд статей, монографий, диссертационных исследований по развитию среднего специального образования в различных регионах и республиках.13 Важный вклад в исследование вопроса внесли историко-педагогические труды К. Воеводского.14

В статьях партийных и советских работников в монографиях, диссертациях педагогов, ученых – обществоведов, наряду с пропагандой передового педагогического опыта, появляются характеристики количественных показателей развития системы образования,15 усиливается внимание к концептуальному осмыслению перспектив развития образования, исходя из задач, диктуемых научно-техническим прогрессом.16

Наибольшее число публикаций советских историков непосредственно затрагивало проблемы партийного руководства системой народного образования17. Одной из характерных черт подобного рода литературы, явилось, прежде всего, обращение к авторитету партийных форумов.18 Эти работы достаточно адекватно, на наш взгляд, отразили партийное руководство сферой образования как целостной системы.

В середине 1980-х годов появляются работы Кривошеева В.Ф., Леднева В.П., ознаменовавшие начало выхода исследователей на уровень обобщения исторического опыта подготовки педагогов в условиях советского общества.19

Историография 1970-1980 гг. демонстрирует повышение научно – теоретического уровня, расширение источниковой базы и проблемно – тематического поля исследований, однако анализ проблем развития сферы образования в этот период ограничен идеологическим контролем со стороны партийных органов.

Историография исследуемой проблемы после 1991 года характеризуется утверждением научного плюрализма, современных методологических подходов и методик исследования. Что касается проблемных и тематических направлений, то следует выделить появление обобщающих работ, позволяющих проследить эволюцию отечественной образовательной политики.20

Начало 2000-х гг. ознаменовалось появлением публикаций, выполненных на высоком научном уровне. Среди них необходимо выделить исследования Е.Г. Тимофеевой, результаты которых были обобщены в докторской диссертации по проблеме государственной политики по развитию вузовского обществознания в 50-90-е годы ХХ века21.

Необходимо упомянуть также труды В.П. Жукова, в которых предлагаются варианты модернизации образовательного сектора, на основе сочетания отечественных традиций и иностранного опыта.22

В 1990-е-2000-е годы осуществлен достаточно широкий спектр исследований в области регионализации образования. Эти вопросы освещались в трудах калмыцких ученых, под редакцией Д.Б. Дорджиевой и Г.М. Борликова, астраханских, саратовских, волгоградских исследователей таких как Рубан Л.С., Попкова Н.В., Трещева А.М., Ушакова Н.М. и др.23

Проблемы образования в России привлекали не только отечественных, но и зарубежных ученых. В 1990-е гг. появились работы Р. Пайпса, Н. Верта, Д. Боффа, в которых были затронуты некоторые проблемы российской сферы образования.24

Основываясь на общем анализе имеющейся литературы можно сделать вывод, что тема: «Государственная политика в сфере народного образования и ее реализация в Российской Федерации в 1928 – 1941 гг. (на материалах Нижнего Поволжья)» до настоящего времени не рассматривалась в рамках отдельного диссертационного исследования.

Целью диссертации является комплексное исследование предпосылок, особенностей разработки и осуществления государственной образовательной политики Российской Федерации в конце 1920-х - начале 1940-х гг. в Нижнем Поволжье.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

  • на основе широкого круга источников выявить основные тенденции, методы и механизмы осуществления школьной политики советского государства в Нижнем Поволжье, рассмотреть деятельность местных партийных и государственных органов по созданию материальных условий развития школьного образования, показать изменение его содержания в соответствии с изменениями социально-экономических факторов развития общества;

  • исследовать эволюцию системы государственного управления по развитию сети и учебно-материальной базы средних специальных и высших учебных заведений Нижневолжского региона:

  • обобщить и критически переосмыслить опыт работы партийных и государственных органов в Нижнем Поволжье по подготовке педагогических кадров и повышению их квалификации.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

Основу диссертации составили материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ): Ф.17; Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ): Ф 2306; Ф 5451; Государственного архива Астраханской области (ГААО): Ф.1; Ф.6; Ф.1359; Ф.1362; Ф.2045; Ф.2150; Ф. 2522; Ф.2364; Государственного архива современной документации Астраханской области (ГАСДАО): Ф.6; Ф.9; Архива Астраханского государственного университета: Оп.9, Центра документации новейшей истории Саратовской области (ЦДНИСО) Ф.1; Ф.55; Ф.594; Ф. 6123; Государственного архива Саратовской области: (ГАСО) Ф.522; 2905. Энгельского филиала Государственного архива Саратовской области (ЭФГАСО): Ф.Р – 847; Национального архива Республики Калмыкия (НАРК): Ф.А – 1; Ф.Р – 1; Ф.Р – 3; Государственного архива Волгоградской области (ГАВО): Ф.37; Ф.313; 2059; Центра документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО): Ф.20; Ф.71; Ф.76; Ф.113.

В комплекс опубликованных источников вошли работы видных руководителей партии и советского государства,25 документы органов государственной власти и управления (ЦК КПСС, Совета Министров и Верховного Советов СССР и РСФСР, правительства Российской Федерации),26 статистические сборники, справочники, ежегодники, отражающие процесс реализации государственной политики в области образования и ее восприятие педагогической общественностью.27

Важное значение для диссертационного исследования имеет центральная и местная периодическая печать. Журналы: («Вестник образования»; «Воспитание школьников», «Высшее образование сегодня»; «Начальная школа»; «Народное образование»; «Наука и школа»; «Педагогика», «Педагогическое образование и наука»; «Политическая агитация»; «Диалог» и др.). Газеты: («Правда», «Известия», «Советская Россия», «Учительская газета», «Российская газета», «Комсомолец Каспия», «Коммунист», «Волга», «Волгоградская правда», «Астраханские известия» и др.).

Часть этих материалов ранее имела гриф «для служебного пользования» и ограниченную форму допуска исследователей. Директивы центральных органов власти и ЦК КПСС и документы по их выполнению, протоколы коллегий, планы и отчеты органов управления образованием, статистические справки, стенограммы совещаний деятелей народного образования и другие материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, содержат ценную информацию о процессе подготовки государственных решений в области образования, механизме и результатах их реализации.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1928 по 1941 год. В это время в СССР шел трудный и противоречивый процесс формирования экономических основ социалистического общества. Исходный хронологический рубеж нашего исследования определяется переходом от новой экономической политики к ускоренной индустриализации и массовой коллективизации. По сути, новый рубеж в развитии общества обозначил задачи ликвидации неграмотности, развития школьного образования, подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием. Разработка и реализация этой государственной установки составила главное содержание образовательной политики на протяжении всего исследуемого периода. Однако во многом этот созидательный процесс был прерван началом Великой Отечественной войны в 1941 г., и что определило верхние рамки исследования.

Территориальные рамки исследования определяются границами Нижнего Поволжья (современные Астраханская, Волгоградская, Саратовская области, республика Калмыкия). Выбранный регион позволил проследить особенности реализации образовательной политики советского государства в 1928 – 1941 гг.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые, применительно к изучению крупного региона Российской Федерации – Нижнему Поволжью, с опорой на существенный комплекс документов регионального уровня, исследуются основные направления государственной политики в сфере образования и воспитания советской молодежи, что позволило автору рассмотреть научную проблему в контексте с общим курсом проводимых в стране реформ в сфере образования.

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (57)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится "__ " 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.17 в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (35)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2007 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.210.018.01 в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.
  3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (123)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 сентября 2010 г. в часов минут на заседании Совета Д.212.199.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата исторических наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  4. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (172)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  5. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (379)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится " " 2008 г. в аудитории М-611 в час. __ мин. на заседании диссертационного совета Д 212.157.02 при Московском энергетическом институте (Техническом университете) по адресу: ул.
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (459)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования определяется необходимостью глубокого научного анализа причин и характера эмиграции россиян в страны Северной Америки в ХХ веке, в результате которой страна потеряла значительную часть своих наиболее активных сограждан.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (157)

    Автореферат диссертации
    Диссертация выполнена в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре правового обеспечения рыночной экономики
  8. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (200)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «16» октября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте языка, литературы и искусства им.
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (277)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2006 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 002.026.01 при Всероссийском институте научной и технической информации РАН по адресу: 125190, Москва, ул.

Другие похожие документы..