Пояснительная записка к рабочей программе по истории России и всеобщей истории с древнейших времён и до наших дней

а

Утверждено Рассмотрено

Директор ______ Методический совет

(В.В. Боровикова) протокол №___

от ____ ________ 2007г. ___ ________ 2007г.

СОСТАВИТЕЛЬ: Чуруптанова Р.Н.,

учитель истории, I КК.

с. Владимировка

2007 год

Пояснительная записка к рабочей программе

по истории России и всеобщей истории

с древнейших времён и до наших дней

Данная программа по истории России и всеобщей истории с древнейших времён и до наших дней для 6 – 9 классов разработана на основе программы по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандар­тов общего образования Министерства образования Российской Федерации, и Обязательного ми­нимума содержания общего образования по истории.

Важнейшее место в историческом познании занимает реконструкция прошлого. В основе воссоз­даваемой исторической картины лежит информация о конкретных событиях – их времени, месте, участниках и т.д. это относительно объективная часть исторического знания. В то же время при описании исторических событий их современниками и потомками высказываются разные сужде­ния о причинах и следствиях событий, множественность оценок и т.п. субъективное отношение связано с мировоззрением, определёнными индивидуальными и общественными ценностями. Оно в той или иной степени присуще как участникам событий, так и тем, кто размышляет о них столе­тия спустя. Отмеченные особенности познания истории находят отражение в многообразии зна­ний и умений при изучении данного предмета.

Программа написана на основе цивилизационного подхода. Это предполагает включение в программу вопросов исторического развития России, развития цивилизаций Древнего Востока, античной цивилизации, цивилизации доколумбовой Америки, средневековой христианской цивилизации, арабо-мусульманской цивилизации, традиционных цивилизаций средневекового Востока, индустриальной цивилизации Запада, становления современной мировой цивилизации.

Содержание отечественной и всеобщей истории изложено в программе в виде двух курсов, что важно для целостного представления в каждом из них. Это соответствует существующей ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран.

Региональный компонент представлен отдельным предметом, поэтому в данной программе на него не отводятся отдельные часы. В связи с уменьшением с 3 до 2 в неделю часов по истории в 9 классе программа претерпела значительные изменения, что привело к сокращению общего количества часов по курсу истории России ( 48 часов вместо 68) и новейшей истории (20 часов вместо 34), по­вторительно – обобщающих уроков.

Нормативными документами, определяющими со­держание подготовки школьников по истории в школе являются "Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. История. Обществознание"/ Сост.С.В. Колпаков и др. – М.: Дрофа, 2002, Обязательный минимум содер­жания исторического образования и Требования к уровню подготовки по истории выпускников основной школы «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории»/ Сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 2001.

Программа составлена по учебникам:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века».6 класс.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с конца XVI века до конца XVIIIвека». 7 класс.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России.XIXвек». 8 класс.

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира», 5 класс.

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история. 1500 – 1800 гг.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история. 1800 – 1913 гг.

О.С. Сороко - Цюпа, А.О.Сороко - Цюпа. Новейшая история. XX век.

Расчасовка полностью соответствует учебному плану школы и обязательному минимуму содержания.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути России, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, рассматривать события и явления прошлого и настоящего, раскрытию причинно – следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

- развитие гуманитарной культуры обучающихся, приобщение к ценностям национальной и мировой

культуры, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

Обучающиеся должны знать и уметь

1. Хронологические знания, умения работать с хронологией:

- называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов,

- составлять хронологические и синхронистические таблицы,

- характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

2. Знания фактов, работа с фактами:

- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду,

- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории,

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках,

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках,

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников,

- составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности,

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

5. Анализ, объяснение:

- соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы,

- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений,

- называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений,

- классифицировать исторические события и явления по указанному признаку,

- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия,

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий,

- объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

6. Версии, оценки:

- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,

- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и

личностей в истории.

Предполагаемый результат

  1. Приобретение учащимися знаний о событиях отечественной и всемирной истории, фактах, биографиях исторических деятелей прошлого и современности, основных процессах развития человеческого общества, повышение качества знаний;

  2. Развитие навыка анализа, самостоятельной работы с исторической картой, историческими источниками, компьютерными программами по истории;

  3. Воспитание патриотизма, уважения к истории народов России и мира.

Структура школьного курса истории в 6 – 9 классах

Класс

Название курса

Количество часов

Время изучения

6

История средних веков (V – XVвв.)

История государства и народов Рос­сии с древнейших времён до конца XVI века

32

36

I полугодие

II полугодие

7

Новая история (XVI - XVIII вв.)

История государства и народов Рос­сии с конца XVI века до конца XVIII века

28

40

I полугодие

II полугодие

8

Новая история (XIX в.)

История государства и народов Рос­сии. XIX век.

28

40

I полугодие

II полугодие

9

История государства и народов России. XX в.

Новейшая история (XX в.)

48

20

I полугодие

II полугодие

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся по истории России

6 класс

1. Указывать:

а) хронологические рамки существования Древнерусского государства;

б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.

2. Называть:

а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п.1;

б) князей, политических, общественных и военных деятелей,

в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси.

3. Называть, показывать на исторической карте:

а) территории расселения восточнославянских племён;

б) основные древнерусские города;

в) крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

г) территорию русского государства в XV – XVI вв.

4. Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.

5. Составлять описание памятников древнерусской культуры:

а) предметов труда и быта;

б) жилых построек, храмов;

в) произведений художественной культуры

6. Соотносить факты и общие процессы

а) борьбы русского народа против захватчиков;

б) становления и развития Русского государства;

в) закрепощения крестьян.

7. Называть характерные, существенные черты:

а) экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси,

б) положения русских групп населения;

в) развития русских земель под властью Орды;

г) политического устройства Древнерусского и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.

8. Объяснять значение понятий:

Древнерусское государство, монголо – татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно – представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина.

9. Сравнивать:

а) развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности;

б) деятельность Избранной рады и опричнину.

10. Излагать суждения о причинах и последствиях:

а) политической раздробленности русских земель;

б) зависимости Руси от Орды;

в) объединения русских земель вкруг Москвы;

г) социальных движений.

11. Приводить оценки:

а) значения Куликовской битвы;

б) деятельности Ивана IV.

7 класс

1. Называть даты:

а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально – экономическими преобразованиями в России XVII – XVIII вв.;

б) социальных выступлений в XVII – XVIII вв.;

в) военных походов и кампаний.

2. Называть:

а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п.1;

б) крупнейших государственных деятелей России XVII – XVIII вв.;

в) военные компании и выдающихся военачальников;

г) известных деятелей и достижения российской науки и культуры XVII – XVIII вв.

3. Показывать на карте: рост территории России в XVII – XVIII вв., крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.

4. Описывать положение и образ жизни основных сословий в России XVII – XVIII вв.

5. Составлять описание памятников:

а) жилых и общественных зданий, храмов;

б) орудий труда и предметов быта;

в) произведений художественной культуры.

6.Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; закрепощения крестьян; социальных движений XVII – XVIII вв.

7. Называть характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России в XVII – XVIII вв.;

б) политического устройства страны, российского абсолютизма;

в) развития духовной культуры России в XVII – XVIII вв.

8. Объяснять значение понятий:

смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол.

9. Сравнивать:

а) социально – экономическое развитие страны;

б) положение основных сословий в XVII – XVIII вв.;

в) крестьянские восстания и войны.

10. Излагать суждения о причинах и последствиях:

а) закрепощения крестьян;

б) социальных движений XVII – XVIII вв.;

в) реформ Петра I;

г) дворцовых переворотов;

д) военных кампаний России в XVIII в.

11. Приводить оценки:

а) реформы патриарха Никона;

б) деятельности Петра I и Екатерины II.

8 класс

1. Называть даты:

а) применяемые для периодизации истории России XIX века (годы царствований, «великих реформ»);

б) политической и социальной истории ( 1825 г., 1861г.);

в) важнейших военных кампаний (1812г., 1813-1814гг., 1853-1856гг., 1877-1878гг.)

2. Называть:

а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1;

б) крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX века;

в) основные течения, организации, участников общественного движения;

г) выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры;

д) полководцев и участников военных кампаний.

  1. Рабочая программа по «истории нового времени ( XVI xviii вв.)» (7 класс)

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по :.
  2. Рабочая программа по истории для 6 класса Составитель: учитель начальных классов

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе Государст­венного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории ,программы курса История Татарстана (В.
  3. Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (10 класс. Базовый уровень) пояснительная записка

    Календарно-тематический план
    Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный
  4. Рабочие программы по обществознанию (6-11 классы). Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данные рабочие программы разработаны на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.
  5. Пояснительная записка. Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса

    Пояснительная записка
    Для изучения курса были использованы: учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер. – М.: Просвещение,2006; универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.
  6. Рабочая программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» (6 класс)

    Рабочая программа
    Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
  7. Рабочая программа по истории для 5-9 классов 2011-2012

    Рабочая программа
    Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.
  8. Рабочая программа учебного курса «История» для 5-х классов

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. курс «История Древнего мира» и Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.
  9. Рабочая программа по предмету «русский язык» (2)

    Рабочая программа
    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального

Другие похожие документы..