Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

Государственная демократия как использование ее институтов в управлении государством. Понятие прямой и представительной демократии.

Выборы: понятие, социальное назначение. Отличительные черты выборов от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц. Понятие и принципы избирательного права. Стадии избирательного процесса. Избирательные системы современных государств. Понятие избирательной системы, принципы основных избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, система ограниченного вотума, кумулятивного вотума, система единственного передаваемого голоса), достоинства и недостатки.

Референдум. Отличие от процедуры выборов. Преимущества и недостатки перед представительной демократией. Стадии проведения референдума. Виды референдума. Правовые последствия референдума. Соотношение понятий «референдум», «плебесцит», «всенародное голосование», «всенародный опрос».

Тема 7. Механизм государства

Понятие и элементы механизма государства: органы государственной власти, государственные учреждения, иные государственные организации. Понятие и виды институтов государства.

Понятие института государства как его структурного компонента организационного и функционального характера для разделения управленческого труда; признаки института государства. Виды институтов: организационные и функциональные, простые и комплексные, основные и дополнительные.

Государственный аппарат. Модели государственного аппарата: монотеократическая система органов власти, моноцефальная модель, сегментарно-централизованная модель. Понятие и виды органов государственной власти. Единство государственной власти и разделение властей. Содержание и значение принципа разделения властей.

Законодательная власть. Понятие и функции законодательной власти. Органы законодательной власти. Понятие, состав, структура парламента, порядок его формирования. Значение двухпалатной структуры парламента. Функции и полномочия парламента. Основания и порядок роспуска парламента. Статус парламентария. Понятия иммунитета и индемнитета. Взаимоотношения между парламентариями и политическими партиями.

Законодательный и законотворческий процесс. Стадии законодательного процесса, их значение. Роль нескольких чтений при обсуждении законопроекта в парламенте. Санкционирование, промульгация, опубликование закона. Особенности принятия конституционных, финансовых законов, законов о ратификации и денонсации международных договоров.

Исполнительная власть. Понятие и функции исполнительной власти. Органы исполнительной власти. Особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, их компетенция. Правовой статус и компетенция правительства. Состав правительства, порядок его работы. Статус главы правительства. Место правительства при различных формах правления, взаимосвязь правительства с главой государства, парламентом, судебными органами.

Соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти при различных формах правления. Монарх как глава исполнительной власти. Порядок престолонаследия. Положение монарха в государственном механизме и его роль в жизни страны. Привилегии и полномочия монарха в дуалистической и парламентарной монархиях. Институт президентства республики. Формы президентства: индивидуальная, коллегиальная, смешанная. Условия для должности президента. Порядок избрания президента в президентских, парламентарных и смешанных республиках. Полномочия, привилегии, ответственность и порядок замещения президента. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства.

Судебная власть. Понятие судебной власти. Состав судебных органов, порядок их формирования. Разновидности судебных органов. Модели судебных систем. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. Статус судей.

Контрольная власть. Понятие и роль контрольной власти в организации государственного управления. Органы государственного контроля, их компетенция, принципы деятельности.

Тема 8. Местные органы самоуправления

Понятие местного самоуправления и местного управления. Органы местного самоуправления и управления. Основные модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная, иберийская. Полномочия местного самоуправления, его участие в решении общегосударственных вопросов. Государственный контроль в отношении местного самоуправления. Принципы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.

Семинарское занятие

Тема: Механизм государства (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат.

  2. Понятие и признаки государственного органа. Система и виды государственных органов.

  3. Принципы организации и деятельности органов государства. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

  4. Органы законодательной власти: функции и компетенция. Статус парламентария. Понятия иммунитета и индемнитета.

  5. Понятие и функции исполнительной власти. Органы исполнительной власти. Особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, их компетенция. Правовой статус и компетенция правительства. Состав правительства, порядок его работы. Статус главы правительства. Место правительства при различных формах правления, взаимосвязь правительства с главой государства, парламентом, судебными органами. Соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти при различных формах правления. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства.

  6. Судебная и контрольная власть. Состав судебных органов, порядок их формирования. Модели судебных систем. Понятие и роль контрольной власти в организации государственного управления. Органы государственного контроля, их компетенция, принципы деятельности.

  1. Государственная служба. Теория бюрократии и ее роль в изучении государственного управления.

Методические указания при подготовке к семинару

При подготовке к семинару студенту необходимо ознакомиться с материалом по теме занятия, изложенным в учебной литературе, а также изучить предложенную основную и дополнительную литературу.

При подготовке к занятию следует составлять тезисный конспект ответов по вопросам темы.

Литература:

Основная:

  1. Абросимова, Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах: конспект лекций / Е.Б. Абросимова. – Тверь, 2000.

  2. Байтин, М.И. Механизм современного российского государства / М.И. Байтин // Правоведение. – 1996. – № 3.

  3. Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления / К.С. Бельский. – М., 1990.

  4. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. – М., 1995.

  5. Клепцова, Т.Н. Функции и аппарат российского государства в рыночной экономике: учеб. пособие / Т.Н. Клепцова. – М., 1992.

  6. Копейчиков, В.В. Механизм государства / В.В. Копейчиков. – М., 1968.

  7. Оболонский, А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия / А.В. Оболонский. – М., 2002.

  8. Радько, Т.Н. Механизм государства: лекция / Т.Н. Радько. – М., 2002.

  9. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2000.

  10. Чиркин, В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М., 1997.

Дополнительная:

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 г. // Российская газета. 2007. 27 апр. (№ 90).

  2. Маклаков, В.В. Парламенты стран-членов Европейского союза / В.В. Маклаков. – М., 1994.

  3. Очерки парламентского права (зарубежный опыт). – М., 1993.

  4. Парламенты мира. – М., 1991.

  5. Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.

  6. Государственное управление и государственная служба за рубежом. – СПб., 1998.

  7. Оболонский, А.В. Бюрократия и государство / А.В. Оболонский. – М., 1996.

  8. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. – М., 1994

  9. Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире / Н.А. Сахаров. – М., 1994.

  10. Судебные системы европейских стран: справочник. – М., 2002.

  11. Судебные системы западных государств. – М., 1991.

  12. Штайнбергер, Г. Модели конституционной юрисдикции / Г. Штайнбергер. – Страсбург, 1994.

Контрольные работы

Методические рекомендации

по написанию контрольных работ

Написание контрольной работы способствует углубленному усвоению материала курса, выявляет способности студентов к самостоятельной работе над литературой, вырабатывает навыки анализа и обобщения государственно-правовой практики.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с программой курса, усвоить основные понятия сравнительного государствоведения. Тему следует выбирать с учетом интереса к определенным вопросам курса, доступности соответствующей литературы, возможности использования личного опыты при подготовке работы.

Написанию работы должно предшествовать глубокое изучение всей рекомендуемой к теме литературы. Для того чтобы иметь полное представление об избранной теме, целесообразно сначала изучить предлагаемые работы.

При изучении литературы необходимо делать выписки, относящиеся к каждому вопросу плана для того, чтобы можно было их использовать при изложении материала к контрольной работе.

Одновременно с изучением литературы следует подбирать и анализировать примеры из государственно-правовой практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. Студент должен показать в работе, что теоретические положения связаны с жизнью и находят в ней отражение.

Объем контрольной работы – 12-15 машинописных страниц. Абзацный отступ равняется 5 знакам; размер шрифта – 13-14 (Тimes New Roman).

На титульном листе указывается название учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы.

На второй странице размещается план работы. Текст каждого раздела (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Работа должна содержать ссылки на научные работы (монографии, статьи, учебники). Они обозначаются цифрами, а в сносках указывается цитируемый источник.

Список литературы должен включать в себя учебную литературу, монографии, научные статьи.

Контрольная работа должна быть представлена в деканат в установленный срок.

Темы контрольных работ

  1. Предмет, методы, задачи сравнительного государствоведения.

  2. Причины и закономерности возникновения государства.

  3. Проблемы суверенитета в Федерации: национальный и государственный суверенитет Федерации и ее субъектов.

  4. Принцип разделения властей в современных государствах.

  5. Государственная власть и государственный аппарат.

  6. Соотношение государственного механизма и государственного аппарата.

  7. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства.

  8. Сравнительная характеристика территориального деления унитарного и федеративного государств.

  9. Современный федерализм в зарубежных странах.

  10. Форма правления на примере 2-3 государств.

  11. Сравнительный анализ дуалистической монархии и суперпрезидентской республики.

  12. Империя как форма государства.

  13. Государственный и политический режим: сравнительный анализ.

  14. Сравнительный анализ политических режимов.

  15. Страны англо-саксонской и романо-германской правовых систем: сравнительный анализ.

  16. Судебные системы демократических государств на примере 2-3 стран.

  17. Формы участия граждан в управлении государством.

  18. Основные модели местного самоуправления на примере 2-3 стран.

  19. Формы осуществления функций государства.

  20. Правовой статус личности в зарубежных странах.

  21. Гражданство и подданство современных государств.

  22. Сравнительная характеристика взаимоотношений главы государства с законодательной, исполнительной и судебной властью при различных формах правления.

  23. Ответственность правительства и ответственность главы государства на примере 2-3 стран.

  24. Правовое и социальное государство.

  25. Формы межгосударственного сотрудничества.

  26. Проблемы обеспечения государственного суверенитета в условиях глобализации.

  27. Организация законодательной, исполнительной власти и судебной власти в субъектах федерации.

  1. Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501 «Юриспруденция» Направление 030500. 62 «Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методический комплекс включены общие цели и задачи курса, тематический план, содержание курса, краткий курс лекций, задания для самопроверки и самостоятельной работы (по темам), планы семинарских занятий, примерный перечень
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (7)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (9)

    Учебно-методический комплекс
    Коммерческое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Т.Н.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений; история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические
  6. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (11)

    Учебно-методический комплекс
    История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт-сост.
  7. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция, по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правоохранительные органы: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.

Другие похожие документы..