Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

Учебно-тематический план курса

по направлению: 030500 –

«Юриспруденция»

Наименование темы

Количество часов

Лекции

Семинары

Самост. работа

Всего

Предмет и методология сравнительного государствоведения

1

-

10

11

Возникновение и основные тенденции развития государства

1

-

10

11

Понятие и признаки государства. Государственная власть

1

-

10

11

Функции государства

1

-

10

11

Форма государства

2

-

10

12

Прямая и представительная демократия

1

-

10

11

Механизм государства

-

2

10

12

Местные органы самоуправления

1

-

10

11

Всего:

8

2

80

90

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет и методология сравнительного государствоведения

Место сравнительного государствоведения в системе общественных наук. Предмет государствоведения: закономерности структуры, развития и деятельности государства, позитивные и негативные стороны его деятельности. Государство и государственность.

Методы сравнительного государствоведения. Понятие метода. Понятие методологии. Общенаучные методы. Специальные методы.

Марксистский и немарксистские подходы в изучении государственности.

Сравнительное государствоведение как наука, ее задачи. Основные научные направления в истории и современном государствоведении.

Сравнительное государствоведение как учебный курс. Значение сравнительного государствоведения для юридической практики.

Тема 2. Возникновение и основные тенденции развития государства

Способы происхождения государства: первоначальный, производный, создание государства в колониальной несамоуправляющейся стране.

Характеристика основных теорий происхождения государства, их оценка. Теологическая теория. Патриархальная теория. Теория насилия. Договорная теория. Марксистская теория.

Причины и закономерности возникновения государства. Анализ экономических, внутри- и внешнеполитических, социальных факторов, способствовавших появлению государственной власти. Власть в первобытном обществе и государственная власть.

Тенденции развития государства. Демократическое и недемократическое развитие. Закономерности развития государства: волнообразное движение. Признание общечеловеческих ценностей; правовое государство и гражданское общество.

Тема 3. Понятие и признаки государства. Государственная власть

Признаки государственной власти, отличие ее от власти в первобытном обществе: публичная власть, распространение ее по территориальному, а не по кровно-родовому принципу; внутренний и внешний суверенитет, полномочие на формирование права и установление налогов. Государство как особая суверенная организация политической власти в обществе.

Легализация государственной власти как юридическое провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Роль правовых актов в легализации власти.

Легитимация государственной власти как фактическое признание существующей власти обществом. Формы легитимации власти: традиционная, харизматическая, рациональная.

Социальное назначение государства. Правовая и социальная политика государства

Тема 4. Функции государства

Функции государства как основные направления его деятельности. Классификация функций. Функции государства и функции органов государства.

Внутренние функции государства: экономическая, политическая, социальная, культурная, экологическая, правоохранительная, оборонная.

Внешние функции государства: интеграция государства в мировое сообщество, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем, поддержание миропорядка и др. Формы межгосударственного сотрудничества. Формы внешнеполитической деятельности государств.

Основные формы и методы осуществления функций государства. Правовые формы: законодательная деятельность, управление (правоприменительная деятельность), осуществление правосудия, контрольная деятельность. Неправовые формы как формы осуществления деятельности, неурегулированные правом. Методы осуществления функций: экономические, административные, идеологические.

Тема 5. Форма государства

Понятие формы государства как внешнего выражения его признаков через сочетание характеристик формы правления, территориального устройства, политического режима. Виды современных форм государства: монократическое, поликратическое, сегментарное.

Понятие формы правления как способа организации высших государственных органов их взаимосвязи между собой. Факторы, влияющие на форму правления.

Монархия: понятие, характерные черты. Виды монархий: абсолютная и ограниченная (дуалистическая, парламентарная). Порядок престолонаследия, взаимоотношение главы государства с правительством и парламентом. Роль института контрасигнатуры.

Республика: понятие, характерные черты. Виды республик: президентская, парламентарная, смешанная. Советская республика. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.

Отличие монархии от республики. Выборная монархия и республика с пожизненным президентством. Сходство и различие между парламентарной монархией и парламентарной республикой.

Форма государственного (территориального) устройства как внутренне деление государства, правовое положение его частей (соотношений с центром и между собой). Географическое положение государств.

Простое (унитарное) государство: понятие, отличительные признаки. Порядок установления компетенции территориальных единиц в унитарном государстве. Единая система законодательства, единая система государственной администрации, единая судебная система. Территориальная автономия, формы территориальных автономий (политическая, административная). Культурно-националь­ная автономия.

Сложное (федеративное) государство: понятие, отличительные черты. Объединение относительно самостоятельных политико-территориалных единиц; разделение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации; двухуровневая система законодательства; двухуровневая система органов государственной власти; двухуровневая система налогообложения.

Соотношение федерации и унитарного государства. Соотношение политико-административной единицы и субъекта федерации.

Федерация и конфедерация: общие черты и различия. Понятие конфедерации. Цели создания конфедераций. Конфедерация – территориальное устройство государства или межгосударственное образование? Признаки конфедерации: объединение государств; сохранение суверенитета объединившихся государств; наличие общих органов управления; ограниченный круг предметов ведения общих органов власти; рекомендательный характер принимаемых ими решений; регламентация отношений между государствами нормами международного права.

Особенности европейских федераций и США. Германия: симметричная федерация; наличие в землях собственной системы правосудия; наличие в отдельных землях собственного гражданства. Швейцария: тенденции централизации (одобрение конституций кантонов центром), различный порядок формирования органов управления в кантонах; наличие в кантонах собственного гражданства. США: ассиметричность (многообразие экономических, политических и культурных форм самих штатов, вхождение в состав федерации ассоциированных государств и федерального округа); эволюция от дуалистического федерализма до кооперативного; отсутствие споров о территории.

Особенности Российской Федерации. Этнический характер федерализма: наличие национальных республик и регионов, образованных по территориальному принципу. Слабость традиции автономной региональной администрации и гражданских ассоциаций в регионах. Проблемы равноправия субъектов.

Классификация федераций. Основные критерии классификации. Договорные и конституционные федерации. Порядок образования. Право выхода субъекта из состава федеративного союза без согласия остальных субъектов. Союзные и автономные федерации. Виды федеральных территорий. Централизованные и относительно децентрализованные. Понятие компетенции субъектов федерации. Федерации, созданные по национальному или территориальному признакам. Национальный вопрос. Право народов на самоопределение. Понятие сецессии. Экономические, исторические, географические факторы при территориальном подходе к образованию федерации. Симметричные и асимметричные федерации. Виды асимметричных моделей федерации: структурно асимметричная федерация (наряду с субъектами в федерацию входят другие территориальные образования), федерация с неоднопорядковыми субъектами, скрытая асимметрия. Достоинства и недостатки моделей. Условия образования симметричных федераций.

Политический режим как отношение населения к государственной власти и методы управления населением. Государственный и политический режим. Формы военного и гражданского государственного режимов. Демократический политический режим. Исторические типы демократии. Формы демократии: представительная и плебесцитарная. Антидемократические режимы: авторитарный, тоталитарный, деспотический, тиранический.

Тема 6. Прямая и представительная демократия

  1. Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501 «Юриспруденция» Направление 030500. 62 «Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методический комплекс включены общие цели и задачи курса, тематический план, содержание курса, краткий курс лекций, задания для самопроверки и самостоятельной работы (по темам), планы семинарских занятий, примерный перечень
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (7)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (9)

    Учебно-методический комплекс
    Коммерческое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Т.Н.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений; история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические
  6. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (11)

    Учебно-методический комплекс
    История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт-сост.
  7. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция, по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правоохранительные органы: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.

Другие похожие документы..