Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе

На правах рукописи

КОЛЕСОВА Оксана Вячеславовна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Рязань 2007

Работа выполнена на кафедре русского языка и культуры речи

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор

Фролова Инна Алексеевна

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

Глебова Елена Фёдоровна,

кандидат педагогических наук

Шуваева Алла Вячеславовна

Ведущая организация: - Арзамасский государственный педагогический

институт им. А.П.Гайдара

Защита диссертаций состоится 8 ноября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина по адресу: 390000, г.Рязань, ул. Свободы, д. 46, аудит. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Реферат диссертации размещен на сайте университета (www.rspu.ryazan.ru).

Автореферат разослан «___5__»____октября______2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Т.И.Мишина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема развития связной речи младших школьников приобретает в современной методике всё большую актуальность. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность.

Диссертация посвящена одной из актуальных проблем теории и методики обучения русскому языку в начальной школе - развитию речевых умений младших школьников на функционально-стилистической основе.

Основной задачей обучения родному языку в школе является не только усвоение учащимися знаний о структуре и грамматическом строе языка, расширение словарного запаса, но и воспитание способности к осознанной реализации функций языка в зависимости от целей и условий общения, не ограниченного узкими рамками бытовых повседневных контактов. Реализация когнитивной функции языка учащимися не должна сводиться к созданию немногочисленного набора строго определённых школьных жанров письменной речи (сочинение, изложение, реферат), эстетическая функция - к анализу литературных произведений в соответствии с заранее заданным планом.

Выработка умения строить высказывания в зависимости от коммуникативной задачи, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку.

В соответствии с современными нормативными документами Российской Федерации (Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации») разработаны единые государственные образовательные стандарты по начальному общему образованию, призванные упорядочить и оптимизировать процесс обучения русскому языку в начальной школе.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей связной речи, в том числе стилистически окрашенной, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме.

Принцип коммуникативной целесообразности, сформулированный В.Г.Костомаровым и А.А.Леонтьевым, представляет собой основу психолингвистической характеристики высказывания в рамках деятельностного подхода к речи. Он вытекает из объективного назначения любого акта и продукта вербальной коммуникации, детерминированных экстралингвистическими факторами.

Следовательно, особенностью современного этапа развития речи младших школьников является коммуникативно-деятельностный и в частности, функционально-стилистический подход.

Формирование умений, направленных на создание высказываний, отражающих речевую ситуацию и соответствующих принципу коммуникативно целесообразной речи, обусловлено самой природой и спецификой протекания речевой деятельности. Это положение побуждает методистов активизировать исследования в области создания такой системы развития речи, которая в исходных моментах моделировала бы естественную коммуникацию, осуществляемую посредством языка.

В настоящее время не вызывает сомнений, что создание такой системы возможно лишь при условии широкого привлечения данных функциональной стилистики (М.Н. Ко-жина, В.И. Капинос, Т.И. Чижова). Поэтому вполне закономерно, что функционально-стилистический подход, благодаря многочисленным исследованиям последних лет, занял видное место в общей системе развития речи учащихся, о чём свидетельствуют требования программ по русскому языку для 5-9 классов, отдельные разделы в учебниках русского языка, посвященные данной теме.

В распоряжении методики развития речи школьников имеются исследования в области использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи (В.В. Виноградов, Т.Г. Винокур, М.Н. Кожина, О.А. Нечаева, А.В. Абрамович, Н.М. Лариохина, А.И. Мамалыга, К.А. Рогова, Н.Ю. Шведова и др.), в области стилистических ошибок в письменной речи (Н.Н. Алгазина, Н.Н. Кожина, С.Н. Цейтлин, В.И. Капинос, Б.С. Мучник, Ю.В. Фоменко, Т.И. Чижова и др.), в области языковой и стилистической подготовки к сочинениям и изложениям (Н.А. Пленкин, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Б.Т. Панов, А.П. Еремеева, В.И. Капинос, С.К. Тивикова и др.), в области осуществления взаимосвязи в изучении стилистики и синтаксиса (А.М. Пешковский, С.Н. Иконников, Л.П. Федоренко, Е.Ф. Глебова, С.Г. Ильенко, А.Ю. Купалова, Т.И. Чижова, Г.Я. Солганик и др.).

В работах М.Н. Кожиной, В.И. Капинос, С.Н. Молодцовой, С.Н. Иконникова, Т.И.Чижовой и других исследователей содержится общая и детальная разработка предмета стилистики в школьном курсе развития речи, основных понятий этой науки, стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, а также приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Это даёт основание утверждать, что применительно к средним классам работа над специальными умениями проводится в целом успешно. Но чем шире и полноправнее утверждается функциональная стилистика в 5-9 классах, тем очевиднее становится потребность внедрения её отдельных положений в практику развития речи учащихся начальных классов.

Между тем специальные исследования показывают, что младший школьный возраст характеризуется повышенной сензитивностью к усвоению языка как средства общения на базе осознанного действия учащихся в рамках соотношения формы и содержания различных языковых единиц.

Кроме того, не следует забывать, что принцип преемственности, предполагающий взаимную корректировку смежных учебно-методических концентров сверху вниз и снизу вверх, предопределяет разработку специального направления в развитии речи учащихся начальных классов, которое должно иметь пропедевтическое значение по отношению к пятому классу, где начинается систематическое изучение отдельных положений функциональной стилистики.

Чтобы учить языку как средству общения, необходимо формировать стилистические умения в ранние годы школьной жизни. В начальных классах выделение стилистики как особого раздела программы по развитию речи представляется затруднительным; практическое ознакомление учащихся с основными её положениями целесообразно совмещать с формированием у них коммуникативно-речевых умений, направленных на создание текста, поскольку не существует речи вообще, а только речевые высказывания, принадлежащие тому или иному функционально-стилистическому типу речи.

Поскольку данных о специальных исследованиях по формированию функционально-стилистических умений у младших школьников чрезвычайно мало, данная проблема продолжает оставаться одной из малоразработанных.

Недостаточностью разработки проблем формирования функционально-стилистических умений (ФСУ) у учащихся начальной школы обусловлена актуальность исследования.

Несмотря на широкий аспект рассмотрения особенностей речевого развития младших школьников, мы не обнаружили в психолого-педагогической и лингвометодической литературе конкретных данных по проблеме формирования у учеников начальной школы ФСУ. Вместе с тем изучение этой проблемы имеет в отечественной науке глубокие гуманистические традиции, когда обучение родному языку и развитие речи рассматривается в неразрывной связи с общими проблемами развития и становления личности. Всё это приводит к ограничению функций, реализуемых в речевой деятельности, а следовательно, и к ограничению сфер деятельности, в которых личность может реализовать свои возможности.

Исследования, проведенные с целью изучения возможностей младших школьников в плане формирования у них функционально-стилистических умений, показывают, что специально созданные условия, методы и формы организации учебной деятельности младших школьников, в качестве которых в нашем исследовании выступают групповые виды работ, дают продуктивные результаты.

Можно выявить объективное противоречие между информационно- ориентированной моделью обучения младших школьников и необходимостью использования коммуникативного метода, без которого невозможно развитие речевой деятельности школьников, в том числе и формирование у них функционально- стилистических умений.

В связи с этим возникает проблема: какой должна быть методика обучения младших школьников русскому языку, чтобы обеспечить возможность адекватно выражать в создаваемом письменном тексте мысли, чувства, потребности ребенка, проходящего процесс социализации и активно усваивающего ценности общества?

Цель исследования - разработать методически обоснованную систему развития у младших школьников речевых умений на функционально-стилистической основе.

Объект исследования - процесс развития речи младших школьников на функционально-стилистической основе.

Предмет исследования - методическая система диагностических заданий и упражнений, формирующая у младших школьников умения создавать стилистически ориентированные высказывания.

Гипотеза исследования - развитие речи младших школьников будет более эффективным, если

- вырабатывать у учащихся представление о модели текста как абстрактной (графической) форме существенных отношений между его компонентами,

- привлекать внимание учеников к стилистическим особенностям речевого высказывания,

- регулярно проводить упражнения, направленные на формирование функционально-стилистических умений,

-на основе принципа соединения знания и действия тренировать учащихся в анализе и создании текстов разной жанрово-стилистической принадлежности при организации групповой и парной работы,

В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать лингвистические, психолого-педагогические и методические основы создания системы развития функционально-стилистических умений.

2. Определить совокупность функционально-стилистических умений, отражающих способность младших школьников создавать речевые высказывания в соответствии с ситуацией общения.

3. Разработать содержание экспериментальной системы, направленной на развитие функционально-стилистических умений учащихся начальной школы.

4. Определить основные направления работы, связанные с подготовкой учащихся к созданию стилистически ориентированных высказываний на основе моделирования текстов.

5. Проверить эффективность разработанной экспериментальной системы в ходе методического эксперимента.

Методологические основы исследования составили следующие положения: диалектическая концепция о всеобщей связи и развитии явлений действительности; философское понимание единства «язык – мышление – речь», которое определяет творческий характер усвоения языка; идея триединства «форма – значение – функция».

Теоретической основой исследования являются теория речевой деятельности, исследования психофизиологических механизмов формирования связной речи (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, Т.М. Дридзе); исследования, направленные на оптимизацию языкового образования в учебных заведениях всех типов, поиск принципиально новых подходов к содержанию и организации курса русского языка в общеобразовательной школе (М.Т. Баранов, Е.Ф. Глебова, Н.А. Ипполитова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, С.К. Тивикова, Н.И. Демидова); положения о принципах и методах развития речи младших школьников (К.Д. Ушинский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский, М.С. Соловейчик, В.А. Синицин), исследования в области функциональной стилистики (Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, Г.О. Винокур, В.Г. Костомаров, Ю.С. Степанов, М.Н. Кожина, Т.И. Чижова, С.Н. Молодцова, Н.А. Асташов, Н.А. Плёнкин, Д.Н. Шмелёв и др.).

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по данной проблеме, анализ действующих учебных программ и учебно-методического материала по развитию речи в начальных классах. В качестве дополнительных методов использовались наблюдение, анкетирование, беседа, изучение и анализ продуктов речевой деятельности детей.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими понятиями нашего исследования являются следующие: «стиль», «функциональные стили», «функционально-стилистические умения», «текст».

Стиль– одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема с своеобразным словарём, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих её элементов и обычно связанная с определёнными сферами употребления речи (рабочее определение).

Функциональные стили – системы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, различающиеся лингвистическими и экстралингвистическими факторами (сфера общения, характер речевой ситуации, количество участников речевого акта и т.д.); системы, характеризующиеся наличием как нейтральных, так и стилистически окрашенных языковых средств (рабочее определение).

Функционально-стилистические умения – такие учебные действия, которые осуществляются на основе совокупности знаний и характеризуются способностью различать стилистически направленный языковой материал в процессе восприятия и продуцирования речевых высказываний (рабочее определение).

Текст – это объединённая смысловой связью последовательность вербальных знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь).

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана совокупность положений для решения педагогически значимой проблемы формирования стилистических умений у младших школьников, а именно:

  1. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 7 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  2. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (2)

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Реферат диссертации размещен на сайте университета (www.
  3. Совершенствование письменной монологической речи младших школьников при обучении абзацу на уроках русского языка в начальной осетинской школе 13. 00. 02. «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в национальной школе)»

    Урок
    Защита диссертации состоится 2008 года в часов на заседании диссертационного совета К 212.248.02 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  4. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » 2007 г. в часов на заседании диссертационного Совета К 212. 136.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Московском государственном открытом педагогическом университете им.
  5. Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.
  6. Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса при обучении русскому языку средствами фольклора 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» декабря 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 02 «формирование коммуникативной компетенции младших школьников в условиях полилингвизма»

    Учебно-методический комплекс
    Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи.
  8. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 17 октября 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, г.
  9. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования (2)

    Автореферат диссертации
    Современная система непрерывного образования рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития личности. Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на «вертикальную интеграцию», т.

Другие похожие документы..