Учебная рабочая программа дисциплины возрастная психология севастополь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

«Утверждаю»

Проректор ______________ Л.М.Гура

_____ _________________ 2009 г.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Севастополь

2009

  1. Описание учебной дисциплины

Предмет: Возрастная психология

Курс:

Подготовка специалистов

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов – 3

Модулей –

Содержательных модулей – 3

Общее количество часов – 108

Недельных часов:

Шифр и название направления: 7040101

Образовательно-квалификационный уровень: специалист

Обязательная

Год подготовки: 1

Семестр II

Лекции (теоретическая подготовка): 30

Семинарские занятия:

Практические занятия: 6

Самостоятельная работа: 78

Индивидуальная работа:11

Контрольная работа: 1

Вид контроля: экзамен

  1. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный курс «Возрастная психология» предназначен для студентов, получающих профессиональную подготовку по практической психологии на уровне специалиста.

В рамках данного курса предполагается :

ознакомить будущих практических психологов с основными положениями современной возрастной психологии и психологии развития применительно к практике деятельности психолога-консультанта, психолога системы образования, психолога-специалиста по кадровой работе;

дать студентам представление об актуальных проблемах современной психологии развития личности и возможных психологически целесообразных способах их решения;

мотивировать студентов к дальнейшему психологическому образованию – основе успешной самореализации в профессиональной деятельности.

  1. ПРОГРАММА

Введение.

Возрастная психология – одна из важнейших учебных дисциплин в курсе подготовки практических психологов. Знание закономерностей становления психики человека в онтогенезе позволит психологу целостно подходить к диагностике психического развития, адекватно выбирать и эффективно осуществлять коррекционные, развивающие, консультативно-просветительские мероприятия.

Ключевой характеристикой современного образования является его гуманизация и личностная ориентация. Сейчас можно считать общепринятым положение о том, что главной целью педагогического процесса является развитие моральной и творческой личности, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе и реализации профессиональной, общественной, семейной карьеры. Указанные характеристики отражают сущностное качество личности – субъектность. Стать полноценным субъектом собственных отношений и деятельности человек может только при наличии позитивного социально поддержанного опыта самостоятельной субъектной активности в разнообразных ситуациях жизнедеятельности. Создать условия (или эфективно способствовать их созданию) для проживания такого опыта в актуальных сферах жизнедеятельности – главная задача практического психолога на всех этапах работы с клиентами. Установка на инициацию субъектной активности клиента обусловливает качественное изменение системы взаимоотношений участников коммуникативного (образовательного, консультативного, терапевтического) процесса – переход от субъект-объектных отношений между психологом и реципиентами психологических (психотерапевтических) влияний к субъект-субъектным отношениям между партнерами по взаимодействию. Причем ключевым моментом этого взаимодействия является содействие позитивным личностным изменениям его участников. Способность организовать субъект-субъектное взаимодействие с клиентами относится к базовым компетентностям современного практического психолога. Принципиальной установкой деятельности психолога является опора на самостоятельную субъектную активность клиента – исходя из его индивидуально-типологических, прежде всего возрастных, особенностей.

Указанная – гуманистическая – направленность современной практической психологии предъявляет особые требования к личности и профессиональным умениям профессионального психолога. В мировом психологическом сообществе, в связи со становлением субъект-субъектной парадигмы оказания психологической помощи, всё более укрепляются представления о психологе как о фасилитаторе, то есть специалисте, который активно содействует развитию индивидуальности клиентов, выявлению и становлению их способности к творческой самореализации в любых доступных сферах жизнедеятельности. Реализация фасилитативной профессионально-личностной позиции требует от психолога знания основных психологических закономерностей развития личности в онтогенезе, владения гуманистическими развивающими психотехнологиями и, главное, личностной готовности осуществлять поддержку личностного роста клиента. Способствовать решению упомянутых задач призван предлагаемый учебный курс.

Курс предназначен для создания у студентов целостного представления о психическом развитии человека и психологических особенностях каждого возраста от младенчества до старости. В основу курса положены:

  • сложившиеся в отечественной психологии теории психического развития ребёнка, которые опираются на положение о «присвоении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством,

  • зарубежные теории развития личности,

  • положения современной гуманистической психологии о присущем каждому человеку потенциале личностного развития (актуализирующей тенденции), о позитивной, конструктивной и социальной сущности человека, о фасилитации свободного развития личности как смыслообразующей детерминанте профессиональной деятельности психолога,

  • описание структуры, динамики и особенностей всех возрастов в контексте становления личности как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности.

Концептуальное ядро программы составляет учение Л.С.Выготского о культурно-историческом развитии психики, о структуре и динамике психологического возраста. Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития человека, ведущего типа деятельности и центральных психических новообразований на определённом этапе развития. В процессе изучения курса студенты должны будут понять динамику перехода от одного возраста к другому; усвоить специфическую роль стабильных и критических периодов в общей логике индивидуально-типологического становления личности; понять механизмы и последовательность этапов интериоризации социального опыта как основного пути развития высших психических функций; осознать принципы и способы фасилитации личностного развития на разных этапах социализации.

Формами обучения в ходе овладения студентами данного курса являются аудиторные лекционные и практические (консультативно-тренинговые) занятия, индивидуальные занятия.

Овладение содержанием курса предполагает преимущественное использование интерактивных форм обучения, а также активную самостоятельную работу студентов, направленную на рефлексивное усвоение знаний по основам современной возрастной психологии. В ходе практикумов и самостоятельной работы студенты, помимо изучения теории, имеют возможность освоить некоторые диагностические и коррекционно-развивающие методики.

Текущий анализ усвоения содержания программы осуществляется в ходе коллективной рефлексии на лекционных и практических занятиях и в процессе консультаций. Промежуточный контроль основан на оценке результатов выполнения контрольной работы и заданий для самостоятельной работы. Итоговый контроль предусматривает проведение экзамена.

Содержание данной программы опирается на действующие программы подготовки практических психологов и непосредственно связано с содержанием курсов «Общая психология», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психологическое консультирование», «Психология фасилитативного взаимодействия в образовательном процессе», «Психодиагностика».

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: теоретические положения, психологические категории, лежащие в основе содержания каждой темы курса; общие закономерности психического развития человека; формирование личности на разных этапах онтогенеза; ведущие виды деятельности на разных возрастных этапах; специфические новообразования, стабильные и критические периоды в развитии личности; особенности психологии дошкольника, школьника, юноши, взрослого и пожилого человека.

Уметь: самостоятельно работать с научной психологической литературой, применять конкретные методы возрастной психологии при проведении экспериментальных исследований в учреждениях образования; находить более оптимальные условия для формирования устойчивых свойств личности человека.

Ознакомиться: с современными отечественными и зарубежными теориями психического развития человека, особенностями возрастного и психического развития человека на каждом возрастном этапе.

Содержание программы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.Методологические основы возрастной психологии.

Тема 1. Предмет возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Разделы возрастной психологии: пренатальная психология, психология дошкольного возраста, психология младшего школьного возраста, психология подросткового возраста и юности, психология взрослой личности, геронтопсихология. Разработанность каждого из разделов. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Соотношение биологического, хронологического, социального и психологического возраста. Закон гетерохронности (неравномерности) развития.

Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, психодиагностикой, педагогикой, психологией индивидуальных различий и другими науками. Определение понятия развития. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой возрастной стадии, психологический анализ хода и динамики психического развития, фасилитация психического развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Историческое возникновение возрастной психологии. Значение идей Ж.Ж.Руссо для становления детской психологии. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина для возникновения и развития детской психологии (середина 19 века)ю. Начало систематического изучения детского развития (В.Прейер, Ст.Холл).

Тема 2. Методы возрастной психологии.

Связь между пониманием предмета возрастной психологии и методами исследования психического развития.

Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы.

Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдный метод.

Биографические методы.

Обучающий эксперимент и его место в возрастной психологии.

Метод анализа продуктов деятельности.

Возможности использования проективных методов в исследовании развития.

Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии.

Математические методы в возрастной психологии.

  1. Учебная и рабочая программы дисциплины «Организация и руководство дошкольным воспитанием» группа днм6 з

    Руководство
    Курс «Организация и руководство дошкольным воспитанием» ставит своей целью вооружить студентов знаниями, умениями в области организации работы по дошкольному воспитанием, управлению им в различных его звеньях; обеспечить научную и
  2. Учебно-методический комплекс к дисциплине проблемы психологии трудновоспитуемых детей

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» является составной частью фундаментальной подготовки специалиста - практического психолога. Учебная дисциплина «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» помогает студенту понять
  3. Рабочая программа по истории для 8-11 классов.

    Творческая работа
    Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по истории.
  4. Рабочая учебная программа дисциплины «методика организац ии художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста» отрасль

    Рабочая учебная программа
    • со структурой, образной основой художественно-речевой деятельности, ее содержанием в разных возрастных группах с особенностями художественно-эстетического восприятия художественных произведений детьми разного возраста;
  5. Учебное пособие состоит

    Учебное пособие
    Вы приняли ответственное решение стать юрис-тами. Первый шаг на пути к осуществлению этоймечты вам поможет сделать настоящее учебное по-собие, которое по своему содержанию соответствует какшкольным программам, так и программам всту-пительных
  6. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (2)

    Программа дисциплины
    освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”.
  7. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (3)

    Программа дисциплины
    дать студентам целостное представление о сумме объективных политических и социально – экономических взаимовлияющих процессов, одновременно находящихся под воздействием широкой гаммы внешних факторов и тенденций, проходящих на постсоветском пространстве.
  8. Программа дисциплины «Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301. 65 (4)

    Программа дисциплины
    «Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ.
  9. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..