Учебное пособие для вузов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Под общей редакцией Н.Н. Посысоева

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальностям 031000 «Педагогика и психология»,

031300 «Социальная педагогика»

Москва



УДК 159.922.1(075.8) БВК 88.37я73 О 75

Авторы:

Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.7), глава 3, глава 4, глава 5 (совместно с Юрасовой Е.Н.), глава 7, Юрасо-ва Е.Н.: глава 1 (параграф 1.6), глава 2, глава 5

Рецензенты:

директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, профессор, доктор пед. наук М.И. Рожков;

профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, доктор психологических наук М.М. Кашапов

Основы психологии семьи и семейного консультирования:

О 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред.

Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.

ISBN 5-305-00113-7.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В нем раскрываются основные психологические закономерности брака и семьи как особого пространства жизнедеятельности. Систематизированы основные принципы и подходы к консультированию семьи как живой развивающейся системы. Основные феномены, проблемы семейных отношений рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития семьи от добрачного ухаживания до поздней зрелости.

УДК 159.922.1(075.8) ББК 88.37я73

© Коллектив авторов, 2004

© ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

© Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление.

ООО «ИздательствоВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 © Художественное оформление. ООО «Издательство

ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 ISBN 5-305-00113-7 ® Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

Учебное издание

Жедунова Людмила Григорьевна, Можаровская Ирина Александровна, Посысоев Николай Николаевич, Юрасова Елена Николаевна

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Редактор Н.В. Менщикова; художник обложки О А. Филонова; макет и верстка О.Н. Емельяновой; корректор Т.О. Кудинова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.006153.08.03 от 18.08.2003.

Сдано в набор 15.03.03. Подписано в печать 10.09.03. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 20,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № Я-850

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98: тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@

Государственное унитарное предприятие трафическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ 4

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» 5

2. СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА 11

Соотношение понятий «брак» и «семья» 11

Семья как социальный институт 13

Семья как малая группа 14

4. ФУНКЦИИ СЕМЬИ 16

5. ТИПЫ СЕМЕЙ 23

6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СЕМЬИ 41

7. ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ 48

Контрольные вопросы 55

Литература 56

ГЛАВА 2
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 57

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 57

Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла 57

Задачи развития семьи. Стадии родительства 59

2. ЭТАП ДОБРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ 61

Задачи развития на этапе добрачного ухаживания 61

Психология влюбленности и любви 65

Мотивы выбора брачного партнера 73

3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ 75

Формирование внутрисемейной коммуникации 75

Брачное соглашение — психологическое содержание 80

Основные виды брачных сценариев 82

Типы психологических отношений в браке 83

Типы сексуальных отношений в браке 86

4. СЕМЬЯ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ 88

Подготовка семьи к рождению ребенка 88

Кризис первой беременности 88

Изменения в семье в связи с рождением ребенка 95

5. ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ 98

Психологические проблемы зрелого брака 98

Изменение отношений с детьми 99

Изменение отношений между супругами.
Психология измены, ревности 103

Изменение отношений с прародителями 108

6.СЕМЬЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ (УХОД ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ) 110

Реконструкция супружеских отношений 110

Особенности внутрисемейной коммуникации со взрослыми детьми 114

Освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки 115

7. СУПРУЖЕСТВО В СТАРОСТИ 115

Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию 115

Реакция на смерть супруга и проживание вдовства 116

Контрольные вопросы 118

Литература 118

ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ 120

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ» 120

2. СЕМЬЯ С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ 121

3. СЕМЬЯ С НАРУШЕНИЕМ ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ 122

4. СЕМЬЯ - ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СОЮЗ. 123

5. СЕМЬЯ В РАЗВОДЕ 125

6. НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ 128

7. СЕМЬЯ АЛКОГОЛИКОВ 129

8. ПОВТОРНЫЙ БРАК 130

Контрольные вопросы 132

Литература 133

ГЛАВА 4
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 133

1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 133

2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ 137

3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 139

4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 140

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА 141

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ И МОТИВОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 144

Контрольные вопросы 147

Литература 147

ГЛАВА 5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 148

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 151

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 153

3. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ 157

Контрольные вопросы 159

Литература 159

ГЛАВА 6
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 160

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ 160

2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 163

3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 165

4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 167

Структурная школа 168

Гештальт-подход 171

Модель, основанная на опыте 173

Контрольные вопросы 178

Литература 179

ГЛАВА 7
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ 180

1. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕМЬИ КАК СИСТЕМЫ 180

2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 182

Генограмма 183

Проективный тест «Рисунок семьи» 188

3. КАРТА СЕМЬИ 190

Контрольные задания 191

Литература 191

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В учебном пособии для будущих педагогов-психологов и социальных педагогов систематизированы различные отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психолого-педагогической работы с ней. Работая над пособием, авторы старались дать целостное представление о семье как предмете психологического анализа и психолого-педагогической практики. Центральная идея, положенная в его основу, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.

Пособие состоит из семи глав, каждая из которых раскрывает содержание отдельного аспекта психологического анализа семьи и описывает определенную сферу психолого-педагогического воздействия на семью.

7

В связи с тем, что Россия является многонациональным государством, один из параграфов посвящен особенностям существования и функционирования семьи, обусловленным этническими и конфессиональными факторами.

Отдельная глава посвящена относительно новому для отечественных специалистов полю деятельности — психологическому консультированию семьи. Здесь также рассматриваются подходы основных психологических школ к работе с семьей, включая опыт российских психологов.

Последняя глава посвящена средствам психолого-педагогической диагностики проблемного поля семьи и способам работы с ним. В ней предложены методики и технологии, применяемые на различных этапах работы с семьей, которые могут быть использованы для отработки практических навыков будущих специалистов.

В конце каждой главы предлагаются вопросы для обсуждения и приводится список рекомендуемой литературы для более глубокого изучения данной темы.

8

ГЛАВА 1
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ


  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..