Программа по обществознанию и методические указания для поступающих в ргу им. И. Канта Калининград



  1. АБИТУРИЕНТУ–2010

  2. Программа по обществознанию

  3. и методические указания

  4. для поступающих в РГУ им. И. Канта









Калининград


2010

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Вступительный экзамен по обществознанию предусмотрен для це­лого ряда специальностей Российского государственного университе­та им. И. Канта. Перечень вступительных испытаний для соответст­вующих специальностей можно уточнить на официальном сайте уни­верситета: http://www.kantiana. ru

2. Вступительный экзамен по обществознанию для абитуриен­тов при приеме в Российский государственный университет им. И. Канта про­водится с целью определения возможности усвоения ими основ­ных образовательных программ высшего профессионального образо­вания в соответствии с государственными образовательными стан­дартами.

3. Программа вступительного испытания по обществознанию раз­рабатывается на основе примерной программы, рекомендованной фе­деральным органом управления образованием, утверждается на за­седании приемной комиссии РГУ им. И. Канта и является единой для всех специ­альностей, на которые Правилами приема в РГУ им. И. Кан­та на текущий год пре­дусмотрено данное вступительное испыта­ние.

4. Вступительное испытание по обществознанию проводится в форме письменного экзамена.

5. Пписьменный экзамен по обществознанию оценивается по стобалльной шкале.

6. Содержание письменного экзамена по обществознанию опре­деляется на основе:

• нормативных документов:

— обязательного минимума содержания основного общего обра­зования по обществознанию (утвержденного федеральным органом управления образованием),

— обязательного минимума содержания среднего (полного) об­щего образования по обществознанию (утвержденного федеральным органом управления образованием),

— примерной программы по обществознанию для основной и средней школы (рекомендованной федеральным органом управления образованием),

— примерной программы вступительных испытаний в образова­тельные учреждения высшего профессионального образования по обществознанию (рекомендованной федеральным органом управле­ния образованием),

• с учетом требований к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки (см.: Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию / сост. Л. Н. Бо­голюбов. М.: Дрофа, 2002; Оценка качества подготовки вы­пускников средней школы по обществознанию / сост. Л. Н. Боголю­бов. М.: Дрофа, 2002).

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Продолжительность выполнения письменной экзаменацион­ной работы по обществознанию составляет 3 астрономических часа (180 минут).

2. Экзамен проводится в подготовленных аудиториях универси­тета в соответствии с расписанием, утвержденным председателем приемной комиссии или его заместителем.

3. Абитуриенты допускаются в корпус и аудиторию для сдачи эк­замена при наличии паспорта или иного документа, удостове­ряющего личность, и экзаменационного листа. При отсутствии у абитуриента необходимых документов решение о его допуске к экза­мену принимается ответственным секретарем приемной комиссии.

4. При проведении экзамена в аудитории должно присутствовать не менее двух членов предметной комиссии, которые обеспечивают проверку документов абитуриентов; их размещение по местам; раз­дачу каждому вариантов заданий, бланков для выполнения заданий, а также проводят краткий инструктаж по правилам поведения во время испытания, по процедуре испытания и заполнению листа-вкладыша к письменной работе. Не допускается консультирование абитуриентов по содержанию экзаменационных заданий.

5. В исключительных ситуациях допускается выход абитуриента из аудитории в сопровождении преподавателя. На время отсутствия абитуриента экзаменационная работа сдается преподавателям.

6. Абитуриент во время письменного экзамена по обществозна­нию должен:

 соблюдать тишину и не разговаривать с другими экзаменующи­мися;

 работать самостоятельно;

 не пользоваться средствами оперативной связи и справочными материалами;

 использовать для записей только выданные бланки, имеющие печать приемной комиссии.

7. При нарушении указанных правил экзаменаторы вправе уда­лить абитуриента с экзамена с составлением акта и проставлением неудов­летворительной оценки.

8. При опоздании абитуриента на экзамен не более чем на 30 ми­нут по решению ответственного секретаря приемной комиссии он может быть допущен в аудиторию, при этом время продолжительно­сти экзамена не продлевается, о чем абитуриент предупреждается под роспись. При опоздании по неуважительной причине более чем на 30 минут абитуриент считается неявившимся на экзамен.

9. Вместе с вариантом каждый абитуриент получает бланк для выполнения письменной работы и бланк-вкладыш к письменной работе. Под руководством членов предметной комиссии абитуриенты заполняют бланк-вкладыш, куда вносятся основные сведения о по­ступающем.

Бланк для выполнения письменных экзаменационных зада­ний не должен содержать никаких пометок и сведений, раскры­вающих ав­торство работы.

10. После окончания выполнения всех заданий (но не позднее окончания продолжительности испытания) абитуриент лично сдает эк­заменаторам работу, вариант заданий, бланк-вкладыш и экзамена­цион­ный лист. При обнаружении нарушений (наличии посторонних записей, листов, не имеющих печати и пр.) экзаменаторами составля­ется акт.

11. Результаты проверки заносятся экзаменатором одновре­менно в экзаменационный лист абитуриента и экзаменационные ведомо­сти.

12. Результаты экзамена доводятся до сведения абитуриентов на следующий день после проверки, при этом для желающих органи­зуется просмотр работ в установленное время в подготовленных ау­диториях под руководством председателя предметной комиссии (либо его заместителя).

13. Апелляции по результатам письменного экзамена по обще­ствознанию принимаются в день сообщения оценки в соответствии с Правилами приема в РГУ им. И. Канта и Положением об апелляции.

ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Программа вступительных испытаний по обществознанию соответст­вует федеральному стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и примерной программе всту­пительных экзаменов в высшие учебные заведения Российской Феде­рации, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендуемой Министерством образования Россий­ской Федерации (см. Примерные программы вступительных испыта­ний в высшие учебные заведения Российской Федерации. М., 2003.)

Раздел 1. Общество

Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита при­роды. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важ­нейшие институты общества. Общественные отношения.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Дея­тельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эво­люция и революция. Революция и реформы. Возможность альтерна­тивности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные циви­лизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постинду­стриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоре­чивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленно­сти исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимо­связь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стра­тегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Раздел 2. Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духов­ные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая дея­тельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предна­значение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудо­вая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и вос­питание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегу­ляция. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Ос­новные типы жизненных стратегий в современном обществе: страте­гии благополучия, успеха и самореализации. Проблема смерти в ду­ховном опыте человечества.

Раздел 3. Познание

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и отно­сительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Нау­ки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на че­ловека. Целостное постижение человека.

Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Со­циальное и гуманитарное знание. Самопознание.

Раздел 4. Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разно­видности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средст­ва массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки.

Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Возрастание роли нау­ки в условиях НТР.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и кра­сота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Мораль­ный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероиспове­даний.

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы обра­зования. Образование как ценность. Самообразование. Значение обра­зования для самореализации.

Раздел 5. Экономика

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономи­ческих отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Эконо­мический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собст­венность на землю и ее экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы про­изводства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общест­ва. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Об­мен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи госу­дарства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Госу­дарственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регу­лирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономи­ческих отношений. Международное разделение труда и международ­ная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Право потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработи­ца.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравствен­но-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная от­ветственность хозяйственного субъекта.

  1. Зовы времени материалы X международной научно-практической конференции Часть 1 Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта 2011

    Документ
    C568 Учиться и учить по-новому: вызовы времени: материа­лы X Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. А. П. Кле­ме­шев. — Калининград: Изд-во РГУ им.
  2. К. И. Поляков уполномоченный по правам человека

    Документ
    Ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2006 год" принять к сведению.
  3. Мониторинг региональных сми по теме: «образование» (21)

    Документ
    Строящуюся в г. Зеленоградске школу уже сегодня многие специалисты называют уникальной и первой в своем роде. Строительство ведется в рамках национального проекта "Образование".
  4. Образовательная программа маоу «сош г. Зеленоградска» на 2011-2012 учебный год г. Зеленоградск 2011 год

    Образовательная программа
  5. Образовательная программа моу сош №8 г. Приморск 2011-2012 учебный год. Введение (1)

    Образовательная программа
    Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности школы.
  6. Образовательная программа моу сош №8 г. Приморск 2011-2012 учебный год. Введение (2)

    Образовательная программа
    Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
  7. Бюллетень новых поступлений в библиотеку ргпу за 4 квартал 2006 г

    Бюллетень
    Концепции современного естествознания [Текст] : учебник / под ред. В.К.Лавриненко, В.П.Ратникова . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 317 с.
  8. Полное наименование оу в соответствии со свидетельством о регистрации (2)

    Документ
    направление образовательной деятельности: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование, среднее (полное) общее образование; образовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по профилям:
  9. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.

Другие похожие документы..