Уроки по теме «Информация. Двоичное кодирование информации»

Уроки по теме «Информация. Двоичное кодирование информации» (X КЛАСС)

Урок 1

Тема урока:Введение в предмет

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предметом информатика, показать чему должны научиться и какое значение имеет информатика в жизни;

  • Познакомить с требованиями к поведению на уроке, правилам техники безопасности.

  • повторить определение информации, ее свойства, виды информа­ции, единицы измерения количества информации,

Оборудование: призентация, учебники, тетради

Ход урока

I. Техника безопасности в кабинете информатике

1. Общие требования.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы

4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

II Изложение нового материала

  1. Вводный рассказ об окружающей картине мира

Вещество – это все, что нас окружает, это вода, земля, воздух, горы, деревья, это то из чего мы делает различные предметы, это мы сами.

Энергия – это то, что приводит наш мир в движение.

Информация – любые данные об окружающем мире и процессах в нём происходящих.

Информация — те сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень нео­пределенности, неполноты знаний о них.

Упражнение 1

Впишите пропущенные слова.

  1. Вода, которую в древности использовали для совершения механической работы, до сих пор является хорошим источником __________________.

  2. Моль – единица количества _____________________.

  3. Электронно-вычислительные машины, в отличии от устройств, преобразующих _____________ или ______________________, оперируют _______________________, которая материальна.

  4. Если бы Вселенную заполняло единое однородное __________________, то никакая __________ не существовала бы.

  1. Что такое информатика и что она изучает.

Информатика – это наука, которая изучает структуру и общие свойства информации, а также информационные процессы в живой, и неживой природе, обществе и технике.

Исходя из этого определения информатика – это наука и область практической деятельности человека.

Информатика как наука опирается на несколько фундаментальных наук физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и др.

Информатика как область практической деятельности людей оформилась с появлением компьютеров и учит применять информационные технологии в современном обществе. Сей час мы уже не представляем свою жизнь без компьютеров.

III. Задание на дом. Стр. 11-12

Урок 2

Тема урока: Понятие информацию информационные процессы

Цели урока:

  • сформировать понимание информации, информационных процессов;

  • научить приводить примеры информационных процессов в природе, технике, обществе;

  • выявить свойства информации..

Оборудование: презентация, учебники, тетради

    1. Проверка изученного материала.

Впишите пропущенные слова.

  1. Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения ____________, затем ______________, и наконец ___________________.

  2. Мир состоит на трех китах - __________, ______________, _________________. Из ____________ он слагается, ________________ движется, _______________ направляется.

  3. Молекулы ДНК или РНК являются носителями _____________.

  4. Организмы существуют в единстве с окружающей средой, так как получают из нее все необходимые элементы и ______________ в процессе обмена _________________.

II . Изложение теоретического материала с использованием презентации

Учитель обращает внимание учащихся на то, что данная тема изучалась в 8 классе и на сегодняшнем уроке необходимо будет вспомнить определение ин­формации, свойства информации и один из способов вычисления количества ин­формации.

  1. Определение информации.

Информация это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни.

Информация в информатике — те сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень нео­пределенности, неполноты знаний о них.

2.Свойства информации:

понятность;

полезность;

достоверность;

актуальность;

полнота;

точность.

Ученики поясняют, что означает каждое свойство, приводят примеры. Далее выполняют задания.

3.Виды информации.

Информация существует в виде:

  • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

  • световых и звуковых волн;

  • радиоволн;

  • электрических и нервных импульсов;

  • магнитных записей;

  • жестов и мимики;

  • запахов и вкусовых ощущений;

  • хромосом и т. д.

4.Единицы измерения количества информации.

В качестве единицы измерения количества информации используется 1 бит. Также используются следующие единицы:

1 байт = 8 бит;

1 килобайт (Кбайт, Кб) = 210байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт, Мб) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт = 220байт = 1 048 576 байт;

1 гигабайт (Гбайт, Гб) = 210 Мбайт = 1024. Мбайт = 220 Кбайт = 230 байт = 1 073 741 824 байт.

Существуют и более крупные единицы измерения количества информации, ко­торые используются реже, чем перечисленные выше:

1 терабайт (Тбайт, Тб) = 210 Гбайт = 1024 Гбайт = 220 Мбайт = 230 Кбайт = 240байт;

1 петабайт (Пбайт, Пб) = 210 Тбайт = 1024 Тбайт = 220 Гбайт = 230 Мбайт = = 240 Кбайт = 250байт.

Упражнение.

Задача 1. Сравните (поставьте знак отношения <, >, =) 1,5 Кбайт и 1536 бит.

Задача 2.

Решить уравнение: 8х бит = 32 Кб.

Решение.

8х = 32*1024*8, (23)х = 25*210*23, 2=218 3х = 18 х = 6.

Задача 3.

Решить систему уравнений: 2х+2 бит = 8у-5 Кб

22у-1 Мб = 16х-3 бит

.

Решение.

2х+2 = (23)у-5'*210*23, х + 2 = 3(у-5) + 13, х+2 = Зу-2, у=5

22У-1*220923 = (24)х-3 2у-1 + 23 = 4(х-3) 2у+ 22 = 4х – 12 х=11

5. Информационные процессы.

Передача информации происходит по следующей схеме

Источник информации --- Канал связи --- Приемник информации

Обработка информации – происходит по следующей схеме

Исходная информация Обработка (преобразование) новая информация

Хранение информации – это ее накопление на различных носителях. Носитель информации – среда для записи и хранения информации.

Приведите примеры носителей информации.

Упражнение

Заполни таблицу.

Процессы

В - вещество

Э - энергия

И - информация

П - передача

Х - хранение

О - обработка

П - природа

О - общество

Т - техника

Идет дождь

Прием факса

В

И

П

П

П

Т

1. Запасы газа под землей

2. Светит солнце

3. Идет популярная телепрограмма

4. Работа банкомата

5. многие животные используют запахи, чтобы отметить свою территорию

III. Задание на дом: 2.1

Урок 3

Тема урока:Содержательный подход к измерению количества информации.

Цели урока:

  • сформировать понимание вероятности, равновероятностных событий, не равновероятностных событий;

  • научить находить количество информации по формуле содержательного под­хода к измерению количества информации;

  • закрепить материал решением задач на данную тему.

Оборудование: призентация, учебники, тетради

  1. Рабочая программа по информатике и икт разработана на основе программы Информатика и икт

    Документ
    Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации
  2. Тесты проверяют как теоретические знания, так и практические навыки учителей по компьютерной и информационной грамотности. Для удобства работы учителя тесты разбиты по темам.

    Тесты
    Содержание тестов предназначены для определения компьютерной и информационной грамотности педагогов в условиях информатизации образования. К этим разделам тестов относятся:
  3. Поурочное планирование курса «Информатика и икт» для 8 классов по учебнику Макаровой Н. В. Учитель: Кузнецов Г. В

    Планирование курса
    К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания учителя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
  4. Урок Что изучает информатика? (1)

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  5. Урок Что изучает информатика? (2)

    Урок
    История становления информатики и пути ее развития. Информация и информационная деятельность человека. Человек как биологическая систе­ма обработки информации.
  6. Урок Что изучает информатика? (3)

    Урок
    Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования. Носитель информации как необходимое средство реализации информационных процессов.
  7. Уроков по теме: обработка текстовой информации

    Урок
  8. Урок по теме «Самораспаковывающиеся и многотомные архивы»

    Урок
    Самораспаковывающийся (SFX, от англ. SelF eXtracting) архив – это архив, к которому присоединён исполняемый модуль. Этот модуль позволяет извлекать файлы простым запуском архива как обычной программы.
  9. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,

Другие похожие документы..