Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

___________П.С. Чубик

«___»__________201_ г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

100700 «ТОРГОВОЕ ДЕЛО»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ

Маркетинг

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

бакалавр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

240

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

8370 часов

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

3396 часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

4056 часов

ИТОГОВАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

государственный междисциплинарный экзамен, выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩЕЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

кафедра маркетинга и антикризисного управления (МАУ)

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой мау тпу В.В. Еремин

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой мау тпу В.В. Еремин

ТОМСК 2011 г.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ООП

Основная образовательная программа по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» рассчитана на 4 года обучения и предполагает присвоение выпускникамквалификацию (степень) «бакалавр».

Актуальность разработки этой программы определяется общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном университете, прежде всего, тенденциями междисциплинарности, развития комплексного изучения торговой деятельности на рынке.

Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование. Программа включает в себя существенные элементы современной западноевропейской и американской практики высшего образования маркетингового профиля и обеспечивает реализацию широких общеобразовательных задач по подготовке специалистов, соответствующих уровню современных международных стандартов.

Целью обучения является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области торгового дела, включая: организацию, управление и проектирование процессов в области коммерческой деятельности, маркетинга, торговой рекламы, логистики в торговле, товароведения и экспертизы товаров, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности, а также владеющих методикой и навыками практической работы, прикладных и теоретических исследований, перевода и реферирования, создания баз данных и работы с ними.

Цель достигается путем использования метода комплексного преподавания всех основных предметов торгового дела в сочетании с большим набором практико-методических курсов, ориентирующих студентов на прикладное использование полученных ими знаний, умений и навыков. Изучение условий существования современных торговых предприятий в формате мировых рынков реально возможно только при знании иностранных языков. Поэтому существенное значение для достижения поставленной цели имеет преподавание основных иностранных языков (европейских, прежде всего английского).

Выпускники НИ ТПУ могут найти применение своим знаниям и умениям в качестве специалистов и менеджеров научно-исследовательских, информационных и коммерческих организаций, функционирующих в таких областях как: научно-исследовательская, организационно-управленческая, проектная, логистическая деятельности.

В отличие от большинства ныне существующих программ по данному направлению, концепция программы «Торговое дело» в НИ ТПУ предполагает комплексное усвоение знаний о природе формирования и развития рыночных отношений и специфике коммерческой и маркетинговой деятельности торговых предприятий, функционирующих в условиях различных отраслевых рынков, а также формирование на этой основе практических навыков исследовательской и прикладной работы. Такой комплексный подход позволяет, с одной стороны, эффективно использовать достижения отечественной академической мысли, с другой – обогатить учебный процесс опытом зарубежной практики преподавания.

Другой оригинальной чертой концепции является ее региональная ориентация, предполагаемая как систематическое ознакомление студентов со спецификой функционирования торговых предприятий на отдельных региональных рынках. Другой отличительной особенностью концепции является включение в программу подробных курсов по изучению социального маркетинга, трейд-маркетинга, интегрированных маркетинговых коммуникаций, технологии брендинга и специфики управления персоналом торгового предприятия.

Комплекс учебных дисциплин в плане направлен на формирование навыков работы с новыми электронными средствами в области маркетинговых исследований и электронной коммерции (создание и анализ компьютерных баз данных, видеотехника и информационные технологии в области маркетинга, отработка навыков пользования специализированными пакетами программ). Освоение этих курсов дает возможность специалистам свободно ориентироваться в современном интернет-пространстве, объединяющем крупнейшие предприятия рынка. Доступность для студентов сети интернет наполняет эти возможности реальным содержанием.

Данная программа осуществляется в тесном взаимодействии с крупными коммерческими предприятиями Томска и Томской области, в которых предполагается прохождение производственной практики студентов. Осуществлены и осуществляются в настоящее время следующие региональные специализации, обеспеченные наличными кадрами: «Сибирская аграрная группа», Торговый холдинг «Лама», ОАО «УРАЛСИБ», ОАО «Манотомь», ООО «Рекламный дайджест», Томская Промышленно-торговая палата, ОАО «Томсккабель» и ряд других. Реализация данной профессиональной образовательной программы возможна и уже частично осуществляется и на платной основе.

  1. ЦЕЛИ ООП

Цели образовательной программы по направлению 100700 «Торговое дело» определяют получение профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в выбранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Механизм формирования целей ООП «Торговое дело» определяется требованиями ФГОС ВПО, стандарта ООП ГБОУ ВПО НИ ТПУ, концепцией программы, критериями аккредитации основных образовательных программ, требованиями работодателей в рамках Миссии ТПУ и соответствуют запросам потенциальных потребителей программы. Цели определяются компетенциями, приобретаемыми выпускниками, а также уровнем их использования через 3-5 лет после освоения программы, и дают потребителям информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности выпускников.

Целью образовательной программы в области воспитания личности является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, толерантности, повышения общей культуры и т. д.

Цели образовательной программы разрабатываются с использованием широких формулировок, что достаточно при взаимодействии с основными потребителями программы для информации об областях профессиональной подготовки выпускников, профиле программы, видах профессиональной деятельности выпускников и т.д.

Учет запросов потребителей образовательной программы и заинтересованных сторон в постановке целей обеспечивается использованием соответствующих исходных данных. При этом требования потенциальных работодателей являются для разработчиков программы приоритетными.

При формулировании целей образовательной программы приняты следующие положения:

  • каждая цель соответствует одному или более запросу потребителей,

  • цель должна пониматься и разделяться той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять,

  • цель должна подчеркивать уникальность программы,

  • формулировка цели должна быть краткой и ясной,

  • цель должна быть достижимой,

  • цель должна иметь более широкую формулировку, чем требования к результатам обучения,

  • каждой цели должен соответствовать как минимум один результат обучения.

При определении целей ООП, в соответствие с требованиями Критерия 1 АИОР, проводится их широкое обсуждение, как в группе разработчиков, так и в подразделениях вуза, которые принимают участие в реализации программы. Цели в составе ООП утверждаются на Ученом совете ТПУ и публикуются для информирования всех заинтересованных сторон, мониторинга и проходят регулярную экспертную оценку.

Через оценивание результатов обучения проверяется достижение целей ООП, а проведение анализа удовлетворенности потребителей является основанием для корректировки целей программы. ТПУ организует и постоянно поддерживает связь с представителями рынка труда и работодателями, обеспечивая их участие в проектировании и методическом обеспечении ООП, учебном процессе, оценке качества высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Университет обеспечивает активное участие студентов в процедурах формирования, мониторинга, экспертной оценки и планирования изменений в основных образовательных программах.

Томский политехнический университет в соответствии с требованиями ФГОС ежегодно обновляет основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в ходе этой процедуры при необходимости производится корректировка целей ООП.

Бакалаврская программа «Торговое дело» имеет следующие основные цели в области обучения и воспитания:

Таблица 1.

Цели образовательной программы

Код

цели

Формулировка цели

Требования ФГОС и/или заинтересованных работодателей

1

2

3

Подготовка выпускников к:

Ц1

научной деятельности в области маркетинговых исследований по отдельным разделам, этапам или заданиям в соответствии с утвержденными инновационными методиками

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров РАН, Роснауки, отраслевых НИИ, исследовательских центров и фондов

Ц2

проектной деятельности в области разработки и реализации проектов торгово-технологических и логистических процессов и систем.

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий

Ц3

выбору инноваций в области маркетинговой, торговой, рекламной, логистической и товароведной деятельности

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности российских предприятий

Ц4

организационно-управленческой деятельности в области маркетинга или коммерции при составлении отчетной документации, соблюдении законодательства, существующих требований и нормативов, заключении договоров, разработки и реализации стратегий и тактик

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы работодателей

Ц5

полноценной социальной и профессиональной деятельности путем ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, владения методами физического воспитания и укрепления здоровья

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы работодателей

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ООП

3.1. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: организацию, управление и проектирование процессов в области коммерческой деятельности, маркетинга, торговой рекламы, логистики в торговле, товароведения и экспертизы товаров, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности.

3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: товары потребительского и производственного назначения, услуги по торговому, логистическому и рекламному обслуживанию покупателей, коммерческие, товароведные, торгово-технологические, маркетинговые, логистические процессы, выявляемые и формируемые потребности, средства рекламы, методы и средства испытания и контроля качества товаров, материальные потоки, логистические цепи и системы.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..