Одобрено учебно-методическим советом факультета мировой экономики и торговли международные экономические отношения учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра мировой экономики

Одобрено
учебно-методическим советом
факультета мировой экономики и торговли

МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Для специальности 080102 – Мировая экономика

Москва
2008

Авторы-составители: д.э.н., профессор Назаров В. А.,

ст. преподаватель Бондарев С. А.

Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Основной образовательной программы) по специальности 080102 «Мировая экономика».

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» и является обязательной для изучения.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса
«Международные экономические отношения»…………………………..………………4

1. Цель, задачи и предмет дисциплины………………………………………….………..4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………...………………..6

3. Объем дисциплины……………………………………………………………………....7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..………7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..…………7

4. Содержание курса………………………………………………………………………..9

5. Темы семинарских занятий…………………………………………………………….16

6. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………..27

6.1. Разделы и темы для самостоятельного изучения……………………………….28

6.2. Тесты для самоконтроля………………………………………………………….31

6.3. Деловые ситуации для обсуждения……………………………………………...84

6.4. Задания контрольных работ……………………………………………………...94

7. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению…………...102

8. Вопросы к экзамену и зачету по всему курсу……………………………………….113

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………115

9.1. Литература………………………………………………………………………..115

9.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………………118

9.3. Аннотированный список web-ресурсов

по международным экономическим отношениям……………………………118

10. Глоссарий……………………………………………………………………………..125

11. Принятые сокращения……………………………………………………………..150

12. Приложения…………………………………………………………………………..154



Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса
«Международные экономические отношения»

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (темы № 5, 8, 9–11, 12–13, 14–15 семинарские занятия).

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (темы № 5, 8, 12–13, 14–15 семинарские занятия).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

При данном методе обучения студент вынужден самостоятельно принимать решение и обосновать его (темы № 2, 4, 8, 9–11, 14–15 семинарские занятия).

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения и подготовки студентов к самостоятельной научной работе. Учебный процесс сопровождается обязательным текущим контролем успеваемости студентов, организацией и проведением регулярных научных студенческих кружков (НСК) (см. приложение 4), научных студенческих конференций, публикацией лучших научных работ студентов в сборниках материалов студенческих конференций.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (все темы курса).

  1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Цель курса «Международные экономические отношения» состоит в том, чтобы дать студентам базовые знания о системе современных международных экономических отношений и тенденциях ее развития, а также показать роль Российской Федерации в системе международных экономических отношений. Студент также должен приобрести навыки анализа тенденций и процессов, происходящих в сфере экономических отношений между странами.

Цель курса «Международные экономические отношения» обусловила постановку и решение следующих задач:

  • объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических отношений;

  • раскрыть понятие системы современных международных экономических отношений;

  • охарактеризовать основные формы международных экономических отношений;

  • охарактеризовать основные классические и современные теории международной торговли;

  • показать роль и значение международной торговли в формировании мирового хозяйства;

  • рассмотреть регулирование международной торговли на национальном и международном уровнях;

  • показать место России в международной торговле и значение внешней торговли для экономики Российской Федерации;

  • охарактеризовать сущность и основные формы международного движения капитала;

  • рассмотреть развитие международного кредита и проблему кризиса задолженности;

  • рассмотреть основные причины, условия и последствия прямых иностранных инвестиций;

  • раскрыть роль и значение ТНК в процессе международного движения капитала;

  • раскрыть причины бегства капиталов из России и показать место Российской Федерации на международных финансовых рынках;

  • рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование на национальном и международном уровнях;

  • проанализировать интеграционные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, рассмотреть их основные формы и перспективы;

  • рассмотреть современное состояние международных экономических отношений в условиях глобализации мирохозяйственных связей и определить место России в этом процессе.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Содержание курса соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.

Программой курса определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, вопросы к экзамену (зачету). В УМК также представлен список основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения тем курса.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Мировая экономика», «Экономическая география и регионалистика», «Экономическая теория», и является основой для таких дисциплин как «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные экономические организации», «Организация и регулирование ВЭД», а также ряда курсов специализации.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Международные экономические отношения» студенты должны знать и представлять процессы международных экономических отношений, их сущность, причины и формы, а также влияние на национальные экономики и рынки.

Студенты должны хорошо ориентироваться в структуре международной торговли; основных товарных рынках и товаропотоках; основных тенденциях развития международной торговли и проблемах ее регулирования на национальном и межнациональном уровнях; понимать условия формирования внешнеторговой политики государств и инструменты и формы ее реализации; знать основные международные торговые организации и их реальные возможности в регулировании международной торговли.

Студенты должны также хорошо ориентироваться в процессе международного движения капитала, международных рынках капитала; в процессе международной миграции рабочей силы.

Студенты должны хорошо знать состояние внешней торговли России, задолженность России и ее место на мировых товарных, финансовых и других рынках, а также основы формирования российской внешнеэкономической политики.

Процесс обучения студентов по дисциплине «Международные экономические отношения» осуществляется в ходе посещения лекций, участия в семинарских занятиях, написании курсовой работы, промежуточной оценки знаний и сдачи экзамена.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Очно-заочная (сокращенная)

№№ семестров

3

4

5

3

Аудиторные занятия:

34

34

34

34

Лекции

26

26

26

26

Практические
и семинарские занятия

8

8

8

8

Самостоятельная работа

31

31

96

96

Всего часов на дисциплину

130

130

130

Курсовая работа

(№ семестра)

-

4 семестр

5 семестр

3 семестр

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

– №№ семестров

Зачет – 3 семестр

Экзамен – 4 семестр

Экзамен – 5 семестр

Экзамен – 3 семестр

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Согласовано: Рекомендовано кафедрой

    Учебно-методический комплекс
    Раздел 2. Подготовка выпускников к итоговой государственной аттестации на соответствие их подготовки нормам качества высшего образования по специальности 08.
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой) по
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  4. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (профессиональный) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный
  5. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля услугами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (основной образовательной программой)
  6. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  7. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  8. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  9. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация международного туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика».

Другие похожие документы..