Учебник

Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.

Основы религиоведения.

Учебник.

Под редакцией И. Н. Яблокова

ББК 86.3

0-75

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рекомендовано Государственным комитетом

Российской Федерации

по высшему образованию

Рецензенты: кафедра философии религии Ростовского государственного

университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. Н. С. Капустин); д-р филос.

наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский институт повышения

квалификации работников образования)

Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:

Высш. шк., 1994.- 368 с.

ISBN 5-06-002849-6

В учебнике представлены различные теории религии, разработанные в мировом

религиоведении. При изложении истории религии дается описание как националь-

ных религий - даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых - буддизма,

христианства, ислама. Особое внимание уделяется основным направлениям

религиозной философии и теологии - буддийской, христианской, мусульманской,

надконфессиональной. Свобода мысли, совести, религии и убеждений интерп-

ретируется в соответствии с международными правовыми документами, законода-

тельными актами в нашей стране, обеспечивающими права человека в этой области.

Для студентов и преподавателей вузов.

ISBN 5-06-002849-6 (c)Коллектив авторов, 1994

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предмет религиоведения ................................ 5

Раздел первый

ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ

Глава I. Определение религии .......................... 13

§ 1. Типы определений ............................ 13

§ 2. Сущностные характеристики религии ................. 33

Глава П. Детерминация религии ......................... 38

§ 1. Социумные основы ............................ 40

§ 2. Психологические факторы ........................ 43

§ 3. Гносеологические предпосылки ..................... 45

Гл а в а Ш.Элементы и структура религии ..................... 49

§ 1. Религиозное сознание ........................... 49

§ 2. Религиозная деятельность ........................ 54

§ 3. Религиозные отношения ......................... 57

§ 4. Религиозные организации ........................ 59

Глава IV. Религия в системе культуры ...................... 61

Глава V. Функции и роль религии ........................ 67

Раздел второй

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VI. Происхождение религии ....................... 72

Глава VII. Национальные религии ........................ 79

§ 1. Индуизм .................................. 79

§ 2. Джайнизм ................................. 86

§ 3. Сикхизм.................................. 88

§ 4. Парсизм ................... .............. 92

§ 5. Конфуцианство .............................. 95

§ 6. Даосизм .................................. 98

§ 7. Синто .................................... 101

§ 8. Иудаизм .................................. 107

Глава VIII. Буддизм ................................. 114

Глава IX. Христианство .............................. 126

§ 1. Возникновение христианства ...................... 126

§ 2. Православие ................................ 132

§ 3. Католицизм ................................ 140

§ 4. Протестантизм ............................... 147

Глава X. Ислам .................................. 159

Глава XI. Современные нетрадиционные культы ... 171

Раздел третий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава XII. Буддийская философия ....................... 177

§ 1. Философия хинаяны ........................... 177

§ 2. Философия махаяны ........................... 181

Глава ХШ. Православная философия ..................... 188

§ 1. Академическая философия ....................... 190

§ 2. Метафизика всеединства ......................... 193

§ 3. Новое религиозное сознание ....................... 198

Глава XIV. Католическая философия ...................... 201

§ 1. Неотомизм ................................. 201

§ 2. Неоавгустинизм .............................. 206

§ 3. Тейярдизм ................................. 209

Глава XV. Протестантская философия и теология ............... 212

Глава XVI. Мусульманская философия и теология .............. 222

Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия 233

§ 1. Теософия .................................. 234

§ 2. Антропософия ............................... 238

§ 3. Агни Йога ................................. 241

Раздел четвертый

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава XVIII. Свободомыслие как явление духовной культуры ........ 246

Глава XIX. Свободомыслие в древнем мире .................. 253

Глава XX. Свободомыслие в эпоху феодализма ................ 258

§ 1. Свободомыслие в средние века ..................... 258

§ 2. Свободомыслие Возрождения ...................... 267

Глава XXI. Свободомыслие в новое и новейшее время ............. 271

§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке .......... 271

§ 2. Свободомыслие в России в XVII - XX веках ............. 280

§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке ................. 289

Раздел пятый

ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Глава XXII. Мировоззрение и его типы ..................... 295

Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях . . 299

Глава XXIV. Мировоззренческое значение естествознания ......... 307

Глава XXV. Мировоззренческое значение обществознания ... 317

Глава XXVI. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрений ..................................... 323

Глава XXVII. Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном

мировоззрениях ..................................... 330

Раздел шестой.

СВОБОДА СОВЕСТИ

Глава XXVIII. Формирование и развитие представлений о свободе совести 339

Глава XXIX. Свобода совести в истории Отечества .............. 347

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник "Основы религиоведения" издается в нашей стране впер-

вые. Его содержание соответствует программе курса религиоведения

в высших учебных заведениях. Книга написана на основе фундамен-

тальных исследований, проведенных в последние годы; авторы

стремились отразить достижения, полученные в отечественной и за-

рубежной науке.

Современное религиоведение содержит огромный объем теоретиче-

ской и эмпирической информации, поэтому авторы приняли опреде-

ленные ограничения, которые реализовывались при отборе

используемых данных. Строение книги, последовательность изложения

материала не вполне соответствуют сложившимся в религиоведении

разделам. При изложении основ теории религии дается синтез фило-

софского, социологического, психологического рассмотрения объекта.

Очерк истории религии включает описание основных вех эволюции

ныне существующих религий, преимущественное внимание уделяется

мировым религиям.

Было признано целесообразным предложить вниманию студентов,

в том числе и нефилософских специальностей, анализ основных на-

правлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся

на основе мировых религий - буддийской, христианской, мусульман-

ской - и их конфессий, а также надконфессиональной синкретической

философии - теософии, антропософии, Агни Йоги.

Не остались без внимания и традиции свободомыслия в истории

духовной культуры. Раскрыто содержание диалога религиозных и не-

религиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он скла-

дывался исторически и развертывается ныне. Прослежен процесс

формирования и развития представлений о свободе совести, в том

числе и в истории Отечества. Показаны состояние и эволюция

религиозных организаций в нашей стране в современных условиях.

Учебник подготовлен кафедрой философии религии и религиове-

дения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно

с учеными исторического отделения Института стран Азии и Африки

при МГУ им. М. В. Ломоносова, других подразделений университета

и ряда вузов страны.

Авторы учебника: предисловие, "Предмет религиоведения", гл.

I, II, III, IV, V - д-р филос., наук И. Н. Яблоков; в гл. I § 1 (о

концепциях К. Г. Юнга и Э.Фромма) - канд. филос. наук

Е. В. Рязанова; гл. VI - канд. филос. наук А. Н. Красников; в гл.

VII § 1 - канд. ист. наук Б. А. Иванов, канд. ист. наук

А. В. Лихачева, М. Г. Мокринский, канд. ист. наук А. Л. Сафронова,

§ 2 - М. Г. Мокринский, § 3 - А. В, Лихачева, § 4 - Б. А. Иванов,

§ 5, 6 - д-р ист. наук 3. Г, Лапина, § 7 - д-р ист. наук

Г. Б. Навлицкая, § 8 - канд. ист. наук А. В. Крылов; гл. VIII -

Б. А. Иванов, А. В. Лихачева, А. Л. Сафронова, д-р ист. наук

Н. Н. Бектемирова, Б. Китинов; в гл. IX § 1, 2 -д-р филос.

наук [Н. П. Новиков], § 3 - д-р филос. наук И. Я. Кантеров,

д-р филос. наук Ф. Г. Овсиенко, § 4 - д-р филос. наук

К. И. Никонов; гл. X - д-р филос. наук А. И. Абдусамедов, д-р

филос. наук Р. Г. Балтанов, канд. ист, наук Ф. М. Ацамба, канд.

ист. наук С. А. Кириллина; гл. XI - канд. филос. наук

Т.Н. Семенова; гл. XII - канд. ист. наук А. Н. Игнатович; гл.

XIII-[М П. Новиков;] в гл. XIV § 1 - Ф. Г. Овсиенко, § 2 - д-р

филос. наук А. А. Радугин, § 3 - Ф. Г. Овсиенко, А. А. Радугин; гл.

XV - К. И. Никонов; гл. XVI - Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина; гл.

XVII -канд. филос. наук В. А. Трефилов; гл. XVIII, XIX, XX -

д-р филос. наук 3; А. Тажуризина; в гл. XXI § 1 -

3. А. Тажуризина, канд. филос. наук А. С. Попов, § 2 -

3. А. Тажуризина, канд. филос. наук Н. К, Дмитриева, А. С. Попов,

§ 3 - канд. филос. наук 3. П. Трофимова; гл. XXII - д-р филос.

наук Ю. Ф. Борунков; гл. XXIII- К. И. Никонов; гл. XXIV -

Ю. Ф. Борунков, д-р филос. наук С. В. Девятова, канд. филос. наук

В. В. Винокуров; гл. XXV - Ю. Ф. Борунков; гл. XXVI -

А. С. Попов; гл. XXVII -д-р филос. наук В. С. Глаголев; гл. XXVIII

- канд. филос. наук В. Н. Савельев, 3. А. Тажуризина; гл. XXIX

- В. Н. Савельев, канд, филос. наук С. М. Орлов, канд. филос. наук

А. С. Ярцева, 3. А. Тажуризина.

4

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого се-

бя, отдельных явлений и процессов в окружающем мире неиссякаемо

и вечно. Огромен массив накопленной научной информации, велико

число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс поз-

нания продолжается. Невозможно охватить весь объем накопленных

человечеством знаний. Но, осваивая основные принципы, положения,

понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир,

находит для себя в нем ориентиры, чтобы затем воспользоваться

приобретенным в своей практической жизни, в собственных духовных

исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успеш-

ной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи,

теории, факты, освоение которых важно для становления каждого че-

ловека как личности, для формирования его духовной культуры. К

отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.

Определение предмета Религиоведение как комплексная относитель-

но самостоятельная отрасль знания складыва-

лось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались

в течение веков. Оно конституировалось на стыке общей и социальной

философии, истории философии, социологии, антропологии, психо-

логии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и

других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения,

развития и функционирования религии, ее строение и различные ком-

поненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории

общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей

культуры. Главным в нем является философское содержание, что обус-

ловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что

центральное место в нем занимает разработка наиболее универсальных

понятий и теорий объекта. Поэтому религиоведение выполняет мето-

дологическую функцию по отношению к конкретным наукам - лите-

ратуроведению, фольклористике, языкознанию, правоведению,

этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу

религии со своей частной точки зрения.

Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к фило-

софско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При

рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие

философской мысли, на историю естественных и общественных наук,

особенно на достижения современной научно-технической революции,

на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины,

психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики,

биологии, космологии, экологии и других наук служат основой

решения соответствующих мировоззренческих проблем.

5

Основные разделы. Религоведение сегодня включает ряд разделов,

основными среди которых являются философия,

социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии - совокупность философских понятий,

принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти

концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется

под углом зрения какого-то субординирующего принципа - ма-

териализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, праг-

матизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.

Социология религии изучает общественную детерминированность

религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и

функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль

в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой

системы и специфику обратного воздействия данной общественной

системы на религию.

Психология религии исследует психологические закономерности

возникновения, развития и функционирования религиозных явлений

общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребно-

стей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру,

направленность этих явлений, их место и роль в религиозном ком-

плексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности обще-

ства, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели,

мотивы практически взаимодействующих, находящихся в ком-

муникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и

смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений

религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир

религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных

религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет инфор-

мацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

Философия раскрывает глубинные сущностные свойства религии;

социология, психология, феноменология, история позволяют увидеть,

как она предстает в разных ипостасях и на разных уровнях, как она

обнаруживается в различных религиозных феноменах*.

Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий знания

о свободомыслии в отношении религии, В этом разделе раскрываются

содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в

обществе и в жизни личности, исследуются его различные проявления,

В учебном пособии не представляется возможным строго развести материал по всем

указанным разделам. Поэтому в ходе теоретического анализа религии (гл. I -V) дается

синтез философского, социологического, психологического, феноменологического и

другого рассмотрения.

6

описываются его история, типы и этапы развития, представленность

его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании,

в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.

Классы понятий В религиоведении выделяется ряд групп

и терминов понятий и терминов:

1. В нем используютсяобщефилософские и социально-философские

категории - "бытие", "сознание", "познание", "отражение", "символ", "истина", "заблуждение", "фантазия", "общество", "материальное и духовное производство", "культура", "отчуждение".

2. 2. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: "знак", "значение", "смысл", "совесть", "ответственность", "милосердие", "сострадание", "красота".

3. Класс общенаучных понятий, таких, как: "система", "структура", "функция", "роль", "закон" и др. Они применяются в области различных наук (в том числе и нашей) и требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта.

4. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как "эпоха", "право", "иллюзия", "вера", "чувство", "настроение", "страдание", "общение", "язык", "жизнь", "смерть". Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются

соответствующим конкретным содержанием.

5. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия - "религия", "теология", "религиозный культ", "церковь", "конфессия", "храм", "молитва", "теизм", "деизм", "пантеизм", "атеизм", "скептицизм". Особое место занимают понятия и термины "Бог", "ангел", "ад", "рай", "бодхисаттва", "провидение", "карма" и т. п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозные значения.

  1. Учебника (4)

    Список учебников
    Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Кожина О.А., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд для 6 класса
  2. Учебник истории в работе учителя истории (из опыта работы)

    Документ
    Данная работа посвящена анализу возможностей, которые открывает для учителя истории использование учебника. Следует особенно остановиться на том, что вопросам работы с учебником, самим учебникам посвящено много книг, статей, исследований.
  3. Учебники федеральных перечней по математике, рекомендованные

    Учебники
    Новый УМК. Он отражает современные методические и педагогические тенденции преподавания математики. Обновлены подходы к изложению традиционных вопросов, позволяющие учесть возрастные особенности 5-классников, повысить развивающий эффект обучения.
  4. Учебники биологии Федеральных перечней для использования в общеобразовательных учреждениях в 2010- 2011 учебном году

    Учебники
    Интегрированный курс «Естествознание» предназначен для развития у школьников целостного понимания всего многообразия природы, формирования у них ориентировочной основы системного мышления, развитии экологического сознания.
  5. Учебники географии, рекомендованные (допущенные)

    Учебники
    УМК «Полярная звезда»(6-9классы ) создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования.
  6. Учебники для обучающихся 5-9 классов. 2011–2012 учебный год

    Литература
    Уважаемые родители, прежде чем покупать те или иные учебники, обратитесь к классному руководителю, спросите о наличии бесплатных учебников в библиотеке.
  7. Учебники для апробации в сети «Эврика»

    Учебники
    Ведущая идея учебно-методического курса «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой – языковое, духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие младшего школьника.
  8. Учебники для обучающихся 10-11 классов. 2011-2012 учебный год

    Учебники
    1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10 – 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2008.
  9. Учебники на 2011-12 учебный год в моу сош №4 г. Аши. 1 класс «Перспектива»

    Учебники
    3.Климанова Русский язык Iкл. Рабочая тетрадь “Перспектива” —-М.,Просвщение, 20114.Климанова. Азбука Iкл. Учебник в 2-х ч. Часть 1,2 “Перспектива” М.,Просвещение, 20115.
  10. Учебники издательства «дрофа», вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) (1)

    Учебники
    вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

Другие похожие документы..