Зако н об утверждении Национальной стратегии развития на 2008-2011 годы

З А К О Н

об утверждении Национальной стратегии

развития на 2008-2011 годы

 

N 295-XVI  от  21.12.2007

 

Мониторул Офичиал N 18-20/57 от 29.01.2008

 

* * *

Парламент принимает настоящий ординарный закон.

 

Ст.1. – Утвердить Национальную стратегию развития на 2008-2011 годы согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью закона.

 

Ст.2. – Правительству в трехмесячный срок с даты вступления в силу настоящего закона разработать и утвердить План реализации и систему мониторинга Национальной стратегии развития на 2008-2011 годы.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА

Мариан ЛУПУ


Кишинэу, 21 декабря 2007 г.

295-XVI.

 

Приложение

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НА 2008-2011 ГОДЫ

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Национальная стратегия развития на 2008-2011 годы (далее - Стратегия) представляет собой главный внутренний документ среднесрочного стратегического планирования, определяющий цели развития Республики Молдова до 2011 года и устанавливающий приоритетные меры и действия для достижения этих целей. Стратегия служит единым инструментом интеграции существующих стратегических рамок, гармонизации с процессом бюджетного планирования (СПР) и освоения внешней технической и финансовой помощи. В целях обеспечения концентрации всех имеющихся ресурсов на выполнение задач и мероприятий, оказывающих максимальное воздействие на экономическое и социальное развитие страны, Стратегия предполагает фокусирование ограниченного числа стратегических приоритетов.

Фундаментальной целью Стратегии является создание условий для повышения качества жизни населения путем укрепления основы для непрерывного, устойчивого и всеохватывающего экономического роста. В этом смысле дух и видение Стратегии сосредоточены на приближении Республики Молдова к европейским стандартам и, таким образом, на выполнении задачи европейской интеграции. Все приоритетные направления развития, установленные в Стратегии, нацелены на гармонизацию важнейших национальных политик с европейскими. В этих целях меры по реализации Стратегии будут основываться на четырех Копенгагенских критериях, гармонизация с которыми могла бы обеспечить сближение нашей страны с европейскими ценностями и структурами. В частности, сквозь призму Стратегии Правительство будет прилагать усилия для переноса нормативно-правовой базы Европейского сообщества в национальное законодательство, обеспечивая тем самым последовательное внедрение принятого европейского законодательства. В процессе внедрения Стратегии Правительство будет уделять особое внимание проблемам, обозначенным в отчетах о достижениях, разработанных Европейской комиссией в рамках Европейской политики добрососедства.

Необходимость разработки Стратегии вытекает из потребности в продолжении реформ, начатых в двух важных документах стратегического планирования - Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности (СЭРСУБ) и Плане действий "Республика Молдова - Европейский союз", срок внедрения которых истекает в конце 2007 года и начале 2008 года (вставка 1). Реализация этих двух программ была совершенно новым для Республики Молдова процессом, поэтому он проходил неоднородно. Так, ряд предусмотренных мер был успешно внедрен, некоторые меры находятся в процессе осуществления, тогда как многие другие, по разным причинам, остались лишь на уровне пожеланий1. Результаты проводимых реформ не всегда проявляются незамедлительно, а результат внедрения указанных документов может проявиться на более поздних этапах. В этой связи целью Стратегии является дальнейшая реализация успешных реформ, инициированных ранее, и продвижение новых, последовательных политик, которые, в конечном итоге, позволят воплотить в жизнь стремление общества к лучшей жизни.

____________________

1 В пользу данного утверждения, в частности, свидетельствуют ежегодные отчеты об оценке внедрения Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности за 2005 и 2006 годы и отчеты о внедрении Плана действий "Республика Молдова - Европейский союз" на период февраль 2005 года - август 2006 года и на 2007 год.

 

Вставка 1. СЭРСУБ и План действий Республика Молдова - Европейский Союз

Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности на 2004-2006 годы была разработана в ходе широкого консультационного процесса как правительственный инструмент для достижения средне- и долгосрочных целей по экономическому развитию и обеспечению благосостояния населения. Цель СЭРСУБ заключалась в изменении парадигмы и качества экономического роста за счет привлечения новых источников и факторов роста, которые, в свою очередь, воздействуют на снижение уровня бедности. Для этого посредством СЭРСУБ Правительство направило свои усилия на достижение следующих среднесрочных целей: i) устойчивый и всеобъемлющий экономический рост; ii) снижение уровня бедности и сокращение неравенства; увеличение степени участия бедных в экономическом развитии и iii) развитие человеческих ресурсов. Внедрение данной стратегии фактически началось в 2005 году, после утверждения нового Правительства, то есть с опозданием на один год, вследствие чего часть предусмотренных мер не была выполнена. Это стало основной причиной для продления сроков реализации СЭРСУБ до конца 2007 года.

План действий Республика Молдова - Европейский Союз (ПДРМЕС) представляет собой политический документ, заключенный между Европейским союзом и Республикой Молдова, который определяет стратегические цели и приоритеты отношений между данными сторонами на 2005-2007 годы. ПДРМЕС не заменяет собой ныне существующую договорную основу между ЕС и Республикой Молдова, которой остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а дополняет его, придавая большее значение важности и срочности процесса экономических и политических преобразований, предусмотренных СПС. Так, ПДРМЕС - не только "путевой лист" для сближения нашей страны с ЕС и достижения стратегической цели европейской интеграции, но и программа внутренних политических и экономических реформ, которые молдавские органы власти обязались воплотить в жизнь.

Исходя из системных трансформаций, происходивших в Республике Молдова на протяжении переходного периода и в условиях нехватки ресурсов, для достижения заявленных целей реализация этих двух важных документов оказалась серьезным испытанием. B Республике Молдова реализация этих документов стала беспрецедентной и основывалась на принципе "обучение на собственном опыте" (learning by doing process). В последствии трудности возникали как на этапе разработки, так и на этапе внедрения. Это в значительной мере было обусловлено отсутствием опыта создания функциональных институциональных основ, адекватного согласования стратегических мер с бюджетным процессом и эффективной корреляции приоритетов секторальных политик.

 

В настоящее время в Республике Молдова существует целый ряд документов, определяющих национальные средне- и долгосрочные политики, и целый ряд секторальных стратегий, не согласованных последовательно с национальными политиками. Опыт внедрения документов национального значения доказывает, что попытка охватить множество приоритетов при наличии ограниченных финансовых средств усложняет их реализацию, а получаемые результаты оказываются ниже ожидаемых. Так, задача Стратегии состоит в том, чтобы сфокусировать внимание общества на ограниченном числе приоритетов и сосредоточить имеющиеся ресурсы на их строгом использовании.

Инициативы, включенные в Стратегию, найдут свое отражение в национальном публичном бюджете и в Среднесрочном прогнозе расходов (СПР). Вместе Стратегия и СПР служат основой для выделения ресурсов под приоритеты на протяжении нескольких лет, а также для переориентации публичных расходов на достижение национальных целей. Гармонизация этих двух документов и более эффективная корреляция процедур планирования и бюджетных процедур являются непрерывным процессом.

Наряду с параллельным функционированием целого ряда документов национального уровня существует еще и множество нормативных актов и инструкций, регулирующих процесс мониторинга и отчетности, которые ввиду недостаточной согласованности затрудняют, а порой делают этот процесс невозможным. Таким образом, возникает необходимость в упрощении и повышении эффективности процесса мониторинга и отчетности с целью его ориентации на оценку результатов внедрения. Это станет одним из приоритетов административной реформы, проводимой как на центральном, так и на местном уровне.

В основе документа лежат следующие принципы:

участие - Стратегия разработана, внедряется, контролируется и оценивается в процессе консультаций со всеми заинтересованными сторонами;

согласование существующих национальных стратегий и программ с национальными приоритетами - документ содержит специфические цели и унифицирует секторальные подходы с точки зрения приоритетов Стратегии;

подтверждение внешних обязательств - Стратегия включает мероприятия и обязательства, оговоренные с партнерами по развитию.

Стратегия продвигает динамичный подход к процессу стратегического планирования и состоит из двух компонентов:

1) собственно Стратегия, представляющая ориентировочные направления мероприятий, которые предстоит выполнить в среднесрочной перспективе, определяющая порядок и механизмы выполнения установленных целей; и 2) план мероприятий по внедрению Стратегии, в котором намечены конкретные задачи по реализации установленных целей. Стратегия будет пересматриваться каждые четыре-пять лет для подтверждения либо изменения основных целей и направлений. План мероприятий по внедрению Стратегии будет пересматриваться ежегодно с добавлением мероприятий на следующий год в соответствии с СПР, с тем, чтобы данный план мог модифицироваться сразу по достижении результатов в контексте внедрения Стратегии. Результаты мониторинга процесса внедрения Стратегии будут оцениваться в рамках годового оценочного отчета, в котором будут отражены способы выполнения целей Стратегии за предыдущий год и динамика установленных показателей оценки достижений.

 

I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ2

____________________

2 Анализ ситуации, SWOT-анализ и анализ ограничений, проведенные в рамках Программы всеобъемлющей помощи COMPACT по инициативе Корпорации "Вызовы тысячелетия", служат инструментами для определения приоритетов страны на долгосрочный и среднесрочный периоды. Анализ обоснован в ежегодных отчетах о внедрении СЭРСУБ и отчетах по оценке внедрения Плана действий Республика Молдова - Европейский Союз.

 

1. Географические детали

Республика Молдова расположена в Юго-Восточной Европе (в северо-восточной части бассейна Черного моря, между Румынией и Украиной, в бассейне рек Прут и Днестр). Общая площадь территории страны, протяженностью 350 км с севера на юг и 150 км с запада на восток, составляет 33846 км2. Население Республики Молдова - 4,1 млн. жителей3, а плотность населения составляет 121 житель/км2.

____________________

3 Включая население приднестровского региона.

 

Республика Молдова является территорией с очень высоким уровнем антропогенного освоения природного пространства. Около 10% национальной территории занято населенными пунктами.

Общая площадь земельных ресурсов составляет 3,385 млн. га, из которых 1,952 млн. га - сельскохозяйственные земли, в том числе 1,659 млн. га - пахотные площади, 242 тыс. га - площади многолетних насаждений, 335 тыс. га - луга и 9807 тыс. га - пастбища. Площадь лесов и других угодий с лесной растительностью составляет 433 тыс. га. Чернозем покрывает почти 80% территории страны (2,5 млн. га).

В административном плане Республика Молдова состоит из 1679 населенных пунктов, в том числе 5 муниципиев (Кишинэу, Бэлць, Бендер, Комрат и Тирасполь), 60 городов, 39 населенных пунктов в составе городов (муниципиев), 917 сел-резиденций (сел, в которых расположен сельский совет или коммуна), 658 населенных пунктов в составе коммун (за исключением сел-резиденций).

 

2. Демографическая ситуация4

____________________

4 Демографический анализ основывается на данных, не охватывающих районы левобережья Днестра и муниципий Бендер.

 

Данные переписи населения 2004 года подтверждают тенденцию сокращения населения страны, обусловленную, в частности, снижением рождаемости и миграцией населения. На 1 января 2007 года постоянное население страны составляло 3,58 миллиона жителей. В период 2000-2006 годов численность населения сократилась на 62,0 тыс. человек. Республика Молдова продолжает оставаться страной с самым низким в Европе уровнем урбанизации: 41,3% населения живет в городах и 58,7% - в селах. Около половины городского населения проживает в муниципии Кишинэу. Согласно классификации по половому признаку, мужчины составляют 48%, женщины - 52% от общей численности населения.

Анализ возрастной структуры населения указывает на интенсификацию процесса демографического старения общества. Средний возраст населения страны увеличился с 33,4 лет в 2000 году до 35,6 лет в 2007 году, сместив Республику Молдова в группу стран со "взрослым" населением. Снижение рождаемости обусловило абсолютное и относительное сокращение молодого населения. По отношению к 2000 году в 2007 году доля населения в возрасте 0-14 лет сократилась с 23,8% до 18,2%, а доля населения в возрасте старше 65 лет увеличилась с 9,4% до 10,3%. Взрослое население (15-64 лет) составляет 71,4% от общей численности, что на 126,3 тыс. человек больше по сравнению с состоянием на начало 2000 года. В составе взрослого населения увеличилась доля возрастных групп 15-34 и 45-59 лет и сократилась доля возрастных групп 35-44 и 60-64 года.

Различия в возрастной структуре населения более выражены в территориальном разрезе и определяются территориальными колебаниями демографических явлений и миграционного перемещения населения. Доля взрослого населения в сельской местности больше, чем в городской среде в 1,4 раза. Около 12% сельского населения превысило возраст 65 лет, а в общей численности женского сельского населения доля пожилых женщин составляет 14%. В городах средний возраст женского населения на 2,9 года больше среднего возраста мужского населения, а в селах разница составляет 3,3 года.

Миграция рабочей силы играет особую роль в изменении демографической ситуации и продолжает оставаться серьезной проблемой в средне- и долгосрочной перспективе. По данным Национального бюро статистики, в 2006 году численность лиц, декларированных как выехавших в другие страны на работу или в поисках работы, составила около 310 тыс. человек, или 22,8% от всего трудоспособного населения в возрасте от 15 лет и старше. Две трети декларированных в качестве выехавших составляли мужчины. Такая же квота приходится и на долю лиц, уехавших из сельской местности. Внешняя миграция характеризуется массовым переселением людей детородного и экономически активного возраста. Наибольший процент мигрантов приходится на долю людей в возрасте 20-29 лет (40,3%), затем следуют люди в возрасте от 30 до 39 лет (22,1%).

 

Рисунок 1. Население, выехавшее на работу в другие страны в 2000-2006 годы (%)

 

  

 

Источник: Национальное бюро статистики, расчеты Министерства экономики и торговли

 

Сокращение численности трудоспособного населения и увеличение среднего возраста работающих в национальной экономике оказывает комплексное влияние на социально-экономическое развитие с прямым воздействием на общее предложение рабочей силы, инвестиции, распределение доходов, государственные расходы на социальное страхование и др. Продолжение процесса старения населения влечет за собой появление серьезных недостатков в сфере человеческого капитала, необходимого для устойчивого развития страны.

 

  1. Утверждена Стратегия развития страны на 2009-2011 годы

    Документ
    Указом главы государства в целях обеспечения комплексного решения социально-экономических проблем, а также учитывая особую значимость Стратегии развития страны на 2009—2011 годы, одобренную Национальным советом по Стратегическому развитию
  2. «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников учреждений культуры»

    Решение
    Библиотечное обслуживание населения Пермского края в условиях реформы местного самоуправления: сб. норматив.-правов. док.: вып. 5 / Перм. гос. краев. универс.
  3. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за сентябрь 2011 года

    Документ
    3.Разработка поправок в законодательство, устанавливающих уголовную и административную ответственность за распространение информации об участии в уголовном деле несовершеннолетних 66
  4. «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году»

    Доклад
    Предлагаемый вниманию читателей доклад Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан «О ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2011 году» (далее - доклад) посвящен анализу ситуации с правами человека
  5. Кыргызстане сегодня формируется новая экономическая модель, основанная на мак­симальном и эффективном использовании, прежде всего, имеющихся ресурсов и тех воз

    Документ
    Для реализации стратегических целей, стоящих перед страной, прежние социально-политические отношения, прежние способы хозяйствования не достаточны, нужны новые подходы.
  6. Основная образовательная программа начального общего образования Городской округ Орехово-Зуево 2011 год

    Основная образовательная программа
    Под образовательной программой нами понимается нормативно-правовой документ, определяющий образовательные услуги, предоставляемые лицеем. Она разработана в соответствии с Уставом и Программой развития лицея.
  7. Программа развития школы на 2011-2015 годы современная образовательная среда как условие гармоничного развития личности школьника

    Программа
  8. На 28. 06. 2011г. Таблица мониторинга исполнения Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009

    Документ
    исполнения Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.
  9. Средства массовой информации за 20-21 апреля 2011 года Федеральные и инорегиональные сми более 20 сообщений в сми

    Документ
    В Пермском крае экс-министр выплатит 1,6 млн рублей и отсидит 7 лет в колонии. Экс-министр должен отдать полученные незаконно деньги. Решением суда требования прокурора края удовлетворены в полном объеме.

Другие похожие документы..