Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

ЛЕВИН Евгений Михайлович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита 2011

Работа выполнена в ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К.Яковлева Министерства внутренних дел Российской Федерации»

на кафедре военной педагогики и психологии

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Беловолов Валерий Александрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Санжиева Янжима Балдановна

кандидат педагогических наук, доцент

Баликоев Асламбек Владимирович

Ведущая организация: ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Защита состоится «13» декабря 2011 года в 14.30 час. на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.069.01 при Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

С диссертацией можно ознакомиться в Интеллектуальном ресурсном центре ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «3» ноября 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор Д.Ц. Дугарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Внутренние войска МВД России являются неотъемлемой частью системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах жизни России,неизбежно затрагивают и сферу деятельности внутренних войск МВД России. В условиях современного военного строительства, ориентированного на повышение качественных характеристик Вооруженных Сил, внутренних войск МВД России и других воинских формирований, всё более серьезное внимание уделяется совершенствованию системы профессиональной подготовки офицерских кадров.

В последние годы активно обсуждаются вопросы «нового облика» армии, существенно повысились нормативные требования к уровню профессиональной подготовки офицеров. Усложнение задач реформирования высшей военной школы, повышение требований к уровню профессионализма офицеров внутренних войск МВД России настоятельно выдвигают задачу всестороннего исследования образовательного процесса в военных институтах внутренних войск МВД России в целях его совершенствования в современных условиях. Главная цель происходящих реформ заключается в том, чтобы одновременно с реформированием внутренних войск МВД России сформировать адекватную систему профессиональной подготовки офицерских кадров, отвечающую новой структуре и современным задачам внутренних войск, обеспечивающую радикальное повышение профессионализма офицеров внутренних войск МВД России, способных компетентно выполнять служебно-боевые задачи.

Таким образом, формирование готовности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности рассматривается нами как одна из важнейших проблем совершенствования системы профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России и имеет существенное значение для функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В педагогической литературе различные вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов отражены в работах О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, М.Н. Ахметовой, В.П. Беспалько, Т.К. Клименко, А.К. Марковой, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Н.Ф. Талызиной и др.

Проблемы военного профессионального образования нашли отражение в исследованиях З.А.Багишаева, А.В.Барабанщикова, Л.Н.Бережновой, В.И.Вдовюка, В.А.Губина, О.Ю.Ефремова, В.П.Давыдова, В.С.Ильина, Я.Н.Мусина, Д.П.Познанского, В.Р.Сахарова, В.Я.Слепова и др.

Исторические аспекты функционирования системы подготовки офицерских кадров рассмотрены в работах Н.Н. Карпешина, В.Ю.Новожилова, А.В. Скворцова, В.И. Облецова и др. Теоретическая разработка организации военно-педагогического процесса осуществлена в исследованиях В.И. Варварова, А.Т.Иващенко, Н.И. Киряева, И.Н. Шкадова и др. Направления моделирования педагогического процесса в высшей военной школе разработаны В.П. Белгородцевым, В.И. Хальзовым и др.

Вопросы профессиональной подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России рассмотрены в работах В.А. Беловолова, С.В. Бунина, Д.М. Воронова, В.П. Гребенюка, С.В. Куготова, Н.Е. Рогожкина, В.И. Светличного и др.

Таким образом, исходя из анализа научно-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что проблема формирования готовности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности является одной из важных проблем в современной педагогической теории и практике. Однако решение данной проблемы представляется не в полной мере возможным в рамках существующих подходов к организации образовательного процесса в военных институтах внутренних войск МВД России.

Изучение опубликованных материалов показывает, что исследованы лишь отдельные аспекты профессиональной подготовки офицеров внутренних войск. В то же время в этих работах недостаточно представлен подход к формированию готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности как целостного личностного образования. Требуется уточнение содержание понятия «готовность будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности» с учетом сущности и содержания профессиональной деятельности офицера внутренних войск, а также разработка критериев и методов диагностики готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Отсутствует научно обоснованная модель формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности. Не в полной мере выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности с учетом его практико-ориентированного характера, использования педагогических возможностей интегративных учебных курсов, современных личностно-ориентированных образовательных технологий.

Исходя из вышеизложенного, актуальность проблемы исследования детерминирована противоречием между объективной потребностью общества и государства в совершенствовании системы профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, обладающих высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, выражающейся в активном положительном отношении к профессиональной деятельности офицера внутренних войск, стремлении заниматься ею, наличии адекватного представления о будущей профессиональной деятельности, представлении о себе как о её субъекте, владении способами решения профессиональных задач и недостаточной разработанностью этих аспектов в педагогической науке.

Обозначенное противоречие определяет актуальность проблемы исследования, заключающейся в проектировании модели формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза внутренних войск МВД России; в обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Объект исследованияготовность будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.

Цель исследования – проектирование модели, разработка, обоснование и реализация в образовательном процессе военного вуза педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Обосновать положения, определяющие теоретико-методологическую основу исследования процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности.

2. Уточнить содержание понятия «готовность будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности» как целостного личностного образования.

3. Разработать и экспериментально реализовать модель формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности с учетом особенностей образовательного процесса военного вуза внутренних войск МВД России.

4. Определить совокупность критериев и показателей результативности процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

5. Выявить и экспериментально обосновать эффективность системы реализации в образовательном процессе военного вуза педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности – это целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в военном институте внутренних войск МВД России, обеспечивающее развитие целостного личностного образования будущих офицеров внутренних войск – готовности к профессиональной деятельности. Эффективность данного процесса возможна, если в образовательном процессе военного вуза внутренних войск МВД России будут реализованы следующие педагогические условия:

- внедрение в образовательный процесс военного вуза личностно-ориентированных педагогических технологий;

- реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск»;

- практико-ориентированная направленность процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются основные положения диалектики, теории познания, а также диалектический метод исследования. В качестве специальной методологии выступают основные положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Э.Г. Юдин и др.), положения методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.), теоретические основы моделирования (Б.А. Глинский, В.С. Леднев, В.А. Штоф и др.);

Теоретическую основу исследования составили основные положения теории деятельностного подхода (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); технологический подход в обучении и воспитании (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.); теория поэтапного формирования действий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); концепции личностно-ориентированного образования и личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); основные закономерности развития профессионального образования (Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.); идеи совершенствования профессиональной подготовки военных специалистов (А.В. Барабанщиков, С.В. Бунин, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, И.В. Шевченко, Н.Е. Рогожкин, В.И. Киселев и др.).

В ходе исследования учитывались требования нормативных документов по реформированию внутренних войск МВД России, системы военного образования, образовательной практики военных вузов внутренних войск МВД России.

Для достижения поставленной цели и решения задач исследования применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретических (анализ философской, военно-исторической, психолого-педагогической литературы, директивных, нормативных документов и программно-методических материалов, изучение и систематизация педагогического опыта, моделирование) и эмпирических (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности, педагогический эксперимент), математические методы обработки экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России», всего более 250 курсантов.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа, с 2007 по 2011 гг.

Первый этап (2007 – 2008 гг.) – поисково-аналитический: анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования, определение методологических подходов к проблеме, формулировка рабочей гипотезы и разработка программы исследования.

Второй этап (2008 – 2010 гг.) – экспериментальный: разработка модели формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности, выявление педагогических условий ее формирования; определение критериев результативности процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности; экспериментальная работа по реализации в образовательном процессе военного вуза внутренних войск МВД России разработанной модели и педагогических условий формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности.

Третий этап (2010 – 2011 гг.) – обобщающий: обработка и обобщение результатов исследования, интерпретация полученных данных, формулировка выводов, оформление материалов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено определение понятия «готовность будущего офицера внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности» как целостного личностного образования, выражающегося в активном положительном отношении к профессиональной деятельности офицера внутренних войск, стремлении заниматься ею, наличии адекватного представления о будущей профессиональной деятельности, представлении о себе как о её субъекте, владении способами решения профессиональных задач;

- спроектирована модель формирования готовности будущего офицера внутренних войск к профессиональной деятельности, включающая в себя взаимосвязанные блоки: целевой (совокупность иерархически взаимосвязанных целей); содержательный (система знаний, умений, опыта деятельности и опыта отношений, усвоение которой обеспечивает формирование готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности); организационно-деятельностный (совокупность организационных форм, методов и технологий обучения и воспитания, реализуемых в целях формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности); оценочно-результативный (система критериев и показателей результативности процесса формирования готовности будущих офицеров внутренних войск к профессиональной деятельности);

  1. Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Формирование адаптивного правового поведения в экстремальных ситуациях будущих офицеров внутренних войск мвд россии 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России»
  5. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  6. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза будущих офицеров рвсн 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД РФ», доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях учебно-методического комплекса «Специальная тактика»
  7. Формирование готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации на основе использования компьютерных средств обучения 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «8» октября 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  8. Формирование экологической ответственности в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 марта 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  9. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты

Другие похожие документы..