Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология растений» Учебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра общей биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Физиология растений»

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___» ____________ 200__г.

Составитель: ассистент кафедры общей биологии Смирнова Ю.В.

Заведующий кафедрой__________________ д.б.н., профессор Д.Н. Карпов

Стерлитамак 2008

2. Оглавление

3. Выписка из государственного образовательного стандарта

3

4. Учебная программа

3

4.1. Введение

3

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

4

4.3. Содержание дисциплины

4

4.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7

4.5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

8

4.6. Критерии оценки знаний студентов

8

5. Рабочая программа

9

5.1. Цели и задачи изучения дисциплины

9

5.2. Содержание дисциплины

10

5.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

14

5.4. Методические материалы для преподавателей

15

5.5. Методические указания для студентов

15

5.5.1.Материалы для проведения промежуточного контроля

17

6. Материалы итоговых аттестаций

18

7. Летняя полевая практика по физиологии растений

20

8. Тексты лекций (в приложении)

22

3. Выписка из государственного образовательного стандарта

ДПП.Ф.03

Физиология растений

Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными. Синтетические способности растений. Физиология растительной клетки. Симбиотическая теория происхождения пластид и митохондрий. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Образование энергии при фотофизических и фотохимических процессах фотосинтеза. Ассимиляция СО2 в цикле Кальвина. Подача СО2 у С3- и С4- растений и образование метаболитов. Дыхание растений как источник энергии и ассимилятов. Водный режим клетки и целого растения. Минеральное питание. Поглотительная, проводящая и синтетическая роль корневой системы. Передвижение веществ. Донорно-акцепторные взаимоотношения и транспорт ассимилятов. Физиология роста. Меристемы. Фитогормоны. Периодичность роста. Покой. Движение растений. Физиология развития: механизмы прорастания семян, перехода к цветению, старению, опаданию. Явление яровизации, фотопериодизма. Фитохромная система. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям. Интеграция физиологических процессов и ее связь с продуктивностью растений. Культура тканей и клеток. Использование ее в селекции и биотехнологии. Гибридизация клеток. Генная инженерия.

4. Учебная программа

4.1. Введение

Изучение физиологии растений играет важную роль в образовании учителя-биолога. Физиология растений – наука о функциях растения. Изучение ее является необходимой базой для использования современных достижений молекулярной биологии в понимании жизни растений.

Физиология растений формирует естественнонаучное мировоззрение. У студентов формируется представление не только о своеобразии жизни растения, но и об общих закономерностях организации всего живого.

Понятие об общности молекулярной организации всего живого конкретизируется при изучении отдельных функций и отдельных процессов, вовлеченных в их выполнение. Это создает основу понимания организации метаболизма растения на молекулярном уровне.

В рамках данной дисциплины у студентов формируются современные представления по основным направлениям науки о физиологических функциях растительных организмов – фотосинтезу, дыханию, водному обмену, минеральному питанию, мембранному и дальнему транспорту веществ, фитогормонам, росту и развитию, размножению растений, устойчивости и адаптации растений к неблагоприятным факторам среды и патогенам, вторичному метаболизму растений, системам регуляции физиологических процессов.

Физиология растений необходима для изучения экологии, обоснования системы охраны окружающей среды, основ агрохимии и рационального сельского хозяйства, а также для применения биотехнологии в современных производствах. Программа изучения физиологии включает историю формирования отдельных представлений, описание классических экспериментов и простейших опытов и наблюдений, которые помогут наглядно продемонстрировать школьникам основные природные закономерности.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью 050101 - Химия.

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий, а также самостоятельная работа студентов.

На лекции выделяется 46 часов, на лабораторные занятия 48 часов, на летнюю полевую практику 20 часов, на самостоятельную работу студентов 78 часов.

Для студентов-заочников предусмотрено следующее распределение часов: 20 ч – лекции, 8 ч – лабораторные занятия, 6 ч – самостоятельная работа студентов, курс заканчивается экзаменов в 4 семестре.

В изучаемой программе курса сохранены основные темы физиологии растений: «Физиология клетки», «Водный режим», «Фотосинтез», «Дыхание», «Минеральное питание», «Рост и развитие», «Физиология устойчивости растений», «Интеграция физиологических процессов», «Физиология растительного покрова».

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, самостоятельное выполнение студентами практических работ и ведение лабораторных журналов.

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

172

5-6

Аудиторные занятия

48

5

Лекции

24

5

Лабораторные занятия

24

5

Самостоятельная работа

39

5

6 семестр

Аудиторные занятия

46

6

Лекции

22

6

Лабораторные занятия

24

6

Самостоятельная работа

39

6

Контрольная работа

-

-

Курсовая работа

-

-

Дипломная работа

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

4.3. Содержание дисциплины

Распределение объема часов дисциплины по видам учебных занятий.

№№ п-п

Тема

Количество часов

лекция

Лабораторное занятие

Самостоятельная работа студентов

1

Введение

2

2

2

Физиология клетки

2

8

4

3

Симбиотическая теория происхождения пластид и митохондрий.

2

2

4

Культура изолированных клеток и тканей, использование ее в биотехнологии и селекции.

4

5

Водный режим. Поглощение воды корнем.

2

8

4

6

Транспирация, ее значение для растений.

2

4

7

Фотосинтез как процесс питания растений.

2

2

4

8

Пигментный аппарат фотосинтеза.

2

2

2

9

Фотофизические процессы в фотосинтезе.

2

2

10

Образование кислорода. Доказательство водного происхождения кислорода при фотосинтезе. Влияние внешних условий на фотосинтез.

2

2

4

11

Дыхание. Процессы окисления в энергетическом обмене. Анаэробный и аэробный типы энергетического обмена.

4

4

4

12

Пентозофосфатный путь дыхания. Локализация процессов дыхания в клетке.

4

4

2 полугодие

13

Рост и развитие растений

4

12

4

14

Фитогормоны, их физиологическое действие и практическое применение

4

4

15

Периодичность роста. Состояние покоя у растений.

2

16

Движения растений. Тропизмы и настии, их физиологические механизмы и адаптивная роль.

2

2

17

Развитие растений. Типы онтогенеза: моно- и поликарпики.

2

18

Минеральное питание

4

4

4

19

Азотный обмен растений. Ассимиляция аммиака, нитратов, фосфора, серы,

2

2

20

Физиологические основы применения удобрений.

2

4

21

Физиология устойчивости растений. Представление о стрессе и стрессорах.

4

4

4

22

Интеграция физиологических процессов в растении

4

23

Физиология растительного покрова

4

  1. Сычёва Т. В. Внеклассная учебно-воспитательная работа по химии в сельской школе (методические рекомендации)

    Методические рекомендации
    Внеклассная учебно-воспитательная работа, являясь средством мобилизации познавательной активности обучающихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «биотехнология растений» Учебно-методический комплекс Составитель: д б. н

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Биотехнология растений" имеет своей целью дать студенту целостное представление о культуре клеток высших растений, которая является уникальной экспериментально созданной биологической системой - популяцией дедифференцированных
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология растений» Учебно-методический комплекс Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Экология растений, с одной стороны, является разделом общей экологии, рассматривающей действие факторов на растения, с другой, - разделом ботаники, рассматривающей адаптации растений к факторам среды, морфологические образования, причины
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200. 62. “ Бакалавр”

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «биологическая химия» Учебно-методический комплекс Составитель: к б. н

    Учебно-методический комплекс
    Биохимия как базовая составляющая современной физико-химической биологии. Методы биохимических исследований. Химический состав организмов. Потребность различных организмов в химических элементах.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Молекулярная биология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Современные теоретические и практические задачи молекулярной биологии. Важнейшие достижения. Методы молекулярной биологии. Основы генетической инженерии: рестрикционный анализ, клонирование, гибридизация, определение нуклеотидных последовательностей
  7. Программа обучения студентов ( Sillabus ) по дисциплине Физиология растений для специальности 050113 «биология» форма обучения дневная Всего 3 кредита

    Программа
    6. Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с современными и прикладными представлениями о физиолого-биохимических процессах в растительном организме, механизмами регуляции и основными закономерностями взаимоотношений растительного
  8. Рабочая программа по дисциплине «Физиология растений» рассмотрена и утверждена на методической комиссии агрономического факультета (протокол № от )

    Рабочая программа
  9. А. М. Новиков

    Документ
    В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии как учения об организации деятельности (научной, практической, художественной, учебной и игровой).

Другие похожие документы..