Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии

ФИЛОСОФИИ

Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии»

Мурманск

2009

Авторы: - Василий Онуфриевич Гошевский, доктор филос. наук, профессор, Ольга Дмитриевна Мачкарина, канд. филос. наук, доцент

Программа и методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии « » января 2009г. Протокол №______.

Рецензенты: Сергеев А.М. доктор филос.наук, профессор,

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 4

Основная литература по курсу………………………………………………………8

Программа курса……………………………………………………………………..9

Тема 1: Философия, ее предмет и место в культуре человечества……………….9

Тема 2: Философия Древнего мира ……………………………………………….12

Тема 3: Античная философия ……………………………………………………..14

Тема 4: Средневековая философия………..………………………………………18

Тема 5: Философия эпохи Возрождения…….............................................………21

Тема 6: Философия Нового времени XVII – XVIII веков………………………..24

Тема 7: Классический этап философии Нового времени ………………………..28

Тема 8: Современная западная философия……….………….……………………31

Тема 9: Русская философия………...…………………..………………………….39

Тема 10: Идея бытия (онтология)………..… .……………………………………43

Тема 11: Идея материи…………………………………………………….………48

Тема 12: Идея развития..…………………………………………………...……….50

Тема 13: Природа человека и смысл его существования ……………………….54

Тема 14: Учение об обществе (социальная философия)…………………………58

Тема 15: Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)………..63

Тема 16: Идея сознания ……………………………………………………………65

Тема 17: Идея познания………………………………………………………….…68

Тема 18: Идея науки………………………………………………………………...72

Тема 19: Идея творчества…………………………………………………………..75

Тема 20: Философские проблемы науки и техники………………………………77

Тема 21: Будущее человечества (философский аспект)…………………………80

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия». Составляя данную программу, авторы исходили из того, что соискатели и аспиранты, изучавшие в вузах философию, обладают основами философских знаний.

Программа построена по проблемному принципу и включает в себя три раздела: историко-философский, теоретический и социально-философский. В ходе освоения историко-философского раздела слушатели знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи и образы мышления которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.

Второй раздел – теоретический - посвящен онтологической и гносеологической проблематике. Особое внимание уделено философии научного познания, так как данная программа рассчитана на людей, занимающихся научными исследованиями, и является частью кандидатского минимума. Ученые должны знать основы методологии и логики научного познания, разрабатываемые в рамках философии. В центре внимания — научное познание.

Третий раздел программы — социально-философский, он особенно важен для ученых-обществоведов. Его цель — знакомство слушателей с современной социальной философией, включающей в себя как проблематику рефлективной теории, изучающей способ общественного существования человека, универсальные законы строения и функционирования общества, механизмы, способы и формы его исторического изменения, так и проблематику ценностной философии, рассуждающей о смысле человеческого существования в обществе и истории, наилучших способах устройства общественной жизни.

Задачи социально-философского раздела курса — дать слушателям целостное систематическое представление о современных концепциях социума, общества и истории, конкурирующих в рамках единого предметного поля социальной философии. При этом, как и в первой части курса, сохраняется приоритет проблемного принципа изложения материала над историко-философским. Взгляды крупнейших теоретиков излагаются и комментируются не в порядке их хронологического появления, а в связи с основными проблемами, конституирующими предмет социальной философии.

Цели курса Философии: осмысление современности, стимулирование слушателя к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности, осознанное творчество личной истории; формирование культуры научного мышления.

Основная задача курса - способствовать формированию целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Задачи курса:

- изучение важнейших понятий и принципов философии и философской аргументации;

- анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;

- выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;

- формирование понимания проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

- способствование созданию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

- обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

- развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.

Изучение курса должно способствовать:

а) выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направле­ний и школ;

б) формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучения вопросов;

в) развитию умений логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

г) овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данные методические материалы включают в себя: программу курса, методические рекомендации, списки рекомендуемой литературы, перечень вопросов для самопроверки.

Составители данных методических указания обращают вниманием на то, что основной задачей философии является осмысление действительности, поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну работу, в которой раскрыта проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае можно запутаться в огромном философском материале, требующем для своего понимания специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: “Многознание уму не научает”.

В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.

При подготовке к экзамену по философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с содержанием программы курса. Затем, обратиться к методическим указаниям, где расписана последовательность действий в рамках изучаемой темы, к учебникам и учебным пособиям, рекомендуемых в курсе, к конспекту лекций. Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю.

Для достижения успеха в изучении дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Во-вторых, аргументация устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора.

В ходе подготовки необходимо определить круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу, ознакомившись с литературой, нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, при этом, стараясь уяснить последовательность смысловых частей, и выработать план изложения.

После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.

Изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:

1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Рекомендации помогут избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии.

Основная литература по курсу «Философия»:

Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. –– 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 588с. (Серия "Классический университетский учебник").

Балашов, Л. Е.Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - М. : изд-во «Дашков и К», 2004. - 605 с.

Бессонов, Б. Н. Философия. История и современные задачи : учебник для вузов: в 2 частях / Б. Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006.

Войтов, А. Г. Философия : учеб. пособие для аспирантов. - 2-е изд. - М. : .Дашков и К, 2006 - 512 с.

 Гуревич П. С. Философия : учебник для вузов. - М. : Юнити, 2005. - 399 с. - (Учебники профессора П. С. Гуревича) (Познание. Вера. Свершение

Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учеб. пособие для вузов / В.Т. Звиревич. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2002. - 348 с.

Ильин, В. В. История философии: учебник для вузов / В.В. Ильин. – СПб: Питер, 2003. -732с.

Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб: Питер, 2007.

Мананникова, Е. Н. Философия: учеб. пособ. /Е.Н. Мананникова. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- .

Миронов, В. В. Философия : учебник для вузов / В.В. Миров [и др.] ; под общ. ред. В.В. Миронова. – М. : Норма, 2005. – 911с.

Налетов, И. З.Философия : учебник для вузов / И.З. Налетов. - М. : изд-во «Инфра-М», 2007. - 399, [1] с.

Спиркин, А.Г. Философия : учебник для техн. вузов / А.Г. Спиркин. - М. : изд-во «Гардарика», 2006. – 365 с.

Соколов, В.В. Историческое введение в философию История философии по эпохам и проблемам : учебник для высшей школы / В.В. Соколов. – М., 2004. – 910 с.

Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проспект; Тринста, 2004. – 445с.

Философия и ее место в культуре : сборник науч.трудов / отв.ред. О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - Новосибирск : Наука, 1990. - 241 с.

Философия для аспирантов : учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Ф. Фатхи. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002. - 448 с. - (Серия "Высшее образование").

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1.Философия, ее предмет и место в культуре человечества

Понятие мировоззрения. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Культурно-исторические предпосылки рождения философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родо-племенного уклада жизни и мифологического миропонимания. Осевое время и переход к универсальности. Смысл термина философия. Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений человек мир, я другой; предельные основания культуры и др. Рефлексия, рациональность. Истина. Проблемы философии: природа существования, познание, разум, основания социальной реальности, смысл общественных институтов, смысл и цель исторического процесса, проблема ценностей, мораль и нравственность, добро и зло, принципы чувственной выразительности, прекрасное и безобразное, назначение человека и смысл жизни и др. Структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др. Основной вопрос философии: И.Кант, Ф.Энгельс и марксизм, А.Камю, Б.Рассел и др. Основные философские направления: идеализм и материализм; эмпиризм, рационализм, критицизм.

  1. Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «Философии» Мурманск (2)

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  2. Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (1)

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  3. Методические указания и программа для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по курсу «История философии» для специальности 09. 00. 03 история философии Мурманск (2)

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета по специальности 07. 00. 02 Отечественная история кафедра истории России с древнейших времен до ХХ века

    Программа
    Монгольское нашествие и иго: историографическая ситуация. Нашествие монголов. Улус Джучи. Русь и Орда - характер экономических и политических отношений.
  5. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  6. Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга».

    Документ
    Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных злободневным проблемам реформы российского образования.
  7. Программа послевузовского профессионального образования по специальности 05. 22. 19 «Эксплуатация водного транспорта, судовождение»

    Программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  8. Программа послевузовского профессионального образования по специальности 05. 11. 06 «Акустические приборы и системы»

    Программа
    Настоящая основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной
  9. Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями развития российского образования. Целью программы является

    Программа

Другие похожие документы..