Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и психологии

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей

Москва

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и психологии

Одобрено
учебно-методическим советом факультета управления

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей

Москва

2007

Авторы-составители: доктор философских наук, профессорВ. А. Титов,

кандидат философских наук, доцент А. В. Галухин

Учебно-методический комплекс по философии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических наук.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2007

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании
курса «Философия» 5

3. Объем дисциплины 7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7

4. Содержание курса 10

4.1. Общие методические указания к изучению дисциплины 10

4.2. Методические указания к изучению отдельных тем 18

5. Темы практических и семинарских занятий 58

6. Задания для самостоятельной работы студентов 87

7. Темы рефератов 99

8. Темы контрольных работ и методические указания
по их выполнению для студентов заочной формы обучения
всех специальностей 102

9. Вопросы для подготовки к экзамену 108

10. Учебно-методическое обеспечение 110

10.1. Литература 110

10.1.1. Основная 110

10.1.2. Дополнительная 110

10.2. Методическое обеспечение дисциплины 113

10.3. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины 113

1. Цели и задачи дисциплины

Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и понимания безусловной ценности человеческой личности.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе философии, отношении ее к религии и мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности.

Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.

Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблем, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умения использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.

Дисциплина «Философия» закладывает мировоззренческие и методологические основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем философия предполагает умение студента осуществлять рефлексию, вырабатывать обобщенную картину мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению философии должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания».

Изучение курса «Философия» рекомендуется на 2-ом или 3-ем курсах при очной форме обучения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать историю становления философии, так как смысл и значение философских проблем раскрываются полностью в генезисе их историко-философского развития; уметь вычленять логику становления философских идей и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл философии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать категориальный аппарат философии, понимать смысл мировоззренческой и методологической функции философии; знать основные философские проблемы бытия, познания, развития, социальной структуры и динамики общества; ориентироваться в вопросах развития человеческой личности, ее основных ценностей и путей реализации человеческого предназначения.

Студент должен владеть навыками культуры философского мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторических анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.

2.1. Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса «Философия»

При изучении курса преподаватели широко используют инновационные технологии. Среди них большой популярностью пользуются такие формы, как:

выделение оппонентов выступающимстудентам – метод учебной работы, вырабатывающий у оппонентов способность критической оценки выступления студента, а у выступающего навыки четкого формулирования ответов на критические замечания. Данный метод способствует выработке у студентов полемических навыков. Эта форма работы будет использоваться на семинарских занятиях при назначении выступающих с докладами (такая форма занятий планируется в тех случаях, когда преподаватель поручает студенту выступить с докладом по сложной теме семинарского занятия);

 проведение «круглых столов» по философским проблемам, наиболее созвучным нашему времени. Это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных философских вопросов. Для проведения «круглых столов» рекомендуются темы № 6, 9–11;

вхождения в дух эпохи – метод культурологического моделирования той эпохи, в которую творил обсуждаемый философ или философское направление. Этот метод рекомендуется использовать при изучении темы «Исторические типы философии и философствования»;

дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою оценку философских направлений с точки зрения отнесения их к софийному, эпистемному или технемическому образу философии. Эта форма работы наиболее эффективна при изучении темы «Исторические типы философии и философствования»;

создание кроссвордов, способствующих лучшему освоению философского глоссария;

 подчеркивание гуманистической направленности философской мысли.

Некоторые преподаватели используют «деловые игры» – метод имитации, когда студенты делятся на две подгруппы с исходными заданиями по отстаиванию своей философской или мировоззренческой позиции (материалисты и идеалисты, объективные и субъективные идеалисты, агностики и их оппоненты, диалектики и «метафизики», либералы и государственники и т. п.). Эта форма работы рекомендуется при изучении тем № 1, 2, 5, 7, 9.

В качестве средства замера знаний студентов часто используется тестирование – контроль знаний с помощью тестов, набор которых имеется по всем темам. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

для всех специальностей с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Очная, сокр.

Очно-заочная, сокр.

Заочная, сокр.

№№ семестров

3–6

3–6

3–6

1–2

1–2

3–4

Аудиторные занятия:

72–51

36–17

14–12

34–17

26–17

8–6

лекции

36–32

18–9

10–8

18–10

14–10

6–4

практические и семинарские занятия

32–17

18–8

6–2

16–7

12–7

2

тематические дискуссии и деловые игры

18–6

8–4

2

8–2

6–3

Самостоятельная работа

85–56

123–93

126–106

106–123

114–103

132–114

Всего часов на дисциплину

140–120

140–127

140–120

140–120

140–120

140–120

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

2 контр. раб.

1 контр. раб.

1 контр. раб.

2 контр. раб.

1 контр. раб

1 контр. раб.

Виды итогового контроля

(экзамен)

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

3.2.Распределениечасов по темам и видам учебной работы

  1. Учебно-методический комплекс для всех специальностей Форма обучения очно-заочная

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к экзамену и зачету, тематику контрольных работ и список рекомендуемой литературы, вопросы для усвоения
  2. Учебно-методический комплекс для гуманитарных специальностей Москва 2004 г

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс (УМК) по курсу “История науки” предназначен для студентов гуманитарных специальностей очной формы обучения. В него входят программа курса, рабочая тетрадь студента (РТС) и другие методические
  3. Учебно-методический комплекс для всех специальностей и направлений подготовки Москва 2010 г

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по
  4. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (3)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного
  5. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны освоить информацию учебной дисциплины - этика и этикет деловых отношений, овладеть ее знаниями и рекомендуемыми нормами и технологиями делового общения, на этой основе выработать навыки практической деятельности, которые
  6. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны овладеть знаниями в области этики деловых отношений и выработать навыки практической деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и этнодизайна института изобразительных искусств и музейных технологий ФГОУ ВПО "Тюменская государственная академия культуры,
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 Музыкальное образование Тюмень

    Учебно-методический комплекс
    В государственном стандарте сказано: «выпускник, получивший квалификацию учителя музыки, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию

Другие похожие документы..