Программа курса «концепции современного естествознания»

ПРОГРАММА курса

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

История естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое. Неорганическое естествознание (неживая природа) и органическое естествознание (живая природа). История естествознания: непосредственное созерцание природы (труды Пифагора, Геродота, Эратосфена, Птолемея, Аристотеля (естествознание древнего мира), аналитическое расчленение (XV–XVIII вв.), гелиоцентрическая система Коперника, открытия Галилея, законы Ньтона. Переход от абсолютизированного естествознания к синтетическому (XVIII–XIX вв.). Кризис естествознания в начале XX в., современное естествознание.

Структура естествознания

Структура естествознания, классификация наук, взаимосвязь и различие естественных наук. Связь естествознания и общественных наук. Тенденция развития наук как составной части естествознания. Технические науки. Математика – основа наук. Система, открытые, закрытые и изолированные системы, системный подход. Взаимодействие естествознания и философии. Естествознание и сознание. Роль кибернетики в развитии естествознания. Специфика естествознания. Преимущества естествознания. Роль эксперимента в естествознании.

Естественно-научное описание природы

Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Вещество и поле.

Концепции описания природы – корпускулярная и континуальная. Взаимодействие микро-, макро- и мегамиров, дальнодействие, близкодействие. Микросостояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Пространство и время. Соотношение пространства и времени, теория относительности Эйнштейна. Следствия из теории Эйнштейна. Необратимость времени. Математическое, физическое, химическое, биологическое пространство и время. Многомерное пространство.

Законы сохранения энергии в макроскопических системах. Космические циклы. Динамические и статистические закономерности в природе.

Понятие порядка и беспорядка в природе. Энергия. Виды взаимодействий, гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное взаимодействия. Теории Большого объединения и Суперобъединения. Виды энергии. Взаимосвязь массы и энергии. Закон сохранения энергии. Энтропия как фактор возрастания беспорядка, принципы возрастания энтропии. Энтропия закрытых и открытых систем. Самоорганизация систем (синергетика) Энтропия в обществе. Энтропия и здоровье. Термодинамика и общественные отношения. Энтропия и информация, негэнтропия.

Эволюция Вселенной

Понятие Вселенной. Галактика. Состав Галактик. Звезды. Теория Большого взрыва. Образование и эволюция звёзд. Источник энергии звезд. Образование и эволюция Солнечной системы. Состав Солнечной системы. Образование планет. Образование химических элементов и их соединений в процессе развития Вселенной.

Географические системы

Земля. Строение Земли. Теории образования Земли и Луны. Строение Земли. Географическая оболочка Земли. Атмосфера, гидросфера, литосфера, тропосфера.

Химические системы

Энергетика химических процессов, влияние энтропийного и энтальпийного факторов на протекание химических процессов. Возникновение химических элементов в природе, распространенность химических элементов в космосе и на Земле. Химическая эволюция. Уровни химической организации материи. Зарождение жизни на Земле. Особая роль углерода в живой природе.

Биологические системы

Особенности биологического уровня организации материи. Отличие живой природы от неживой. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Теории происхождения жизни на Земле. Теории эволюции. Ламаркизм. Основы теории дарвинизма. Доказательства эволюции организмов. Неодарвинизм и неоламаркизм. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Основные понятия генетики: ДНК, РНК, ген, код наследственности, мутации.

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Наследственность, генетика, вмешательство человека в генетику, результаты нарушения кода наследственности, инженерная генетика. Искусственный биосинтез. Законы Менделя. Взаимосвязь математики, кибернетики, физики, химии в решении задач молекулярной биологии. Бионика.

Человек и среда его обитания

Человек – высшее творение природы. Теории происхождения человека. Эволюция человека. Отличие человека от животных. Основы физиологии человека, здоровье человека, его эмоции, творчество, работоспособность. Геологическая роль человека. Биоэтика. Биосфера и ноосфера. Учение Вернадского о ноосфере.

Экологические проблемы естествознания

Взаимоотношение биологических объектов. Экология, экологические системы. Проблема охраны окружающей среды и взаимоотношения с ней как проблема выживания человека и человеческого сообщества. Экология как один из путей к созданию единой культуры. Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Основные загрязняющие компоненты воздушной среды. Парниковый эффект. Смог. Шумы. Загрязнение гидросферы, почв. Методы оценки качества природной среды. Понятие ПДК, ПДН. Рациональное использование природных ресурсов.

Контрольные вопросы И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о развитии представлений о пространстве и времени.

2. В чем суть идей Ньютона об «абсолютном» пространстве и времени?

3. Какие экспериментальные факты опровергли идеи «абсолютного»

пространства и времени?

4. Какова роль А. Эйнштейна в разрешении проблемы пространства и

времени?

5. Какую величину имеет скорость света?

6. Приведите уравнение, связывающее массу и энергию.

7. Приведите два основных следствия из теории относительности.

8. Каково значение открытий физики ХХ в. для жизни человеческого

общества?

9. Каковы координаты пространства?

10. Каковы координаты времени? Может ли время течь вспять?

11. Дайте определения реального, перцептуального и концептуального

пространства и времени.

12. Какие науки изучают концептуальное пространство и время?

13. Как решаются проблемы пространства и времени в физических и

химических системах?

14. Как решаются проблемы пространства и времени в биологических

системах?

15. Дайте определение понятий «энергия» и «энтропия».

16. Перечислите виды энергии. Какие виды энергии непосредственно

использует человек?

17. Как связаны масса и энергия?

18. Поясните выражение «энтропия – это мера рассеянной энергии».

19. Поясните выражение «энтропия – это мера беспорядка в системе».

20. Как изменяется энтропия в системе для самопроизвольных процессов?

21. Что понимают под информационной энтропией?

22. Каково соотношение энтропийного и энтальпийного факторов процесса?

23. Возможна ли «тепловая смерть» Вселенной?

24. В чем проявляется различие открытых и закрытых систем?

25. Как называются материальные структуры, способные рассеивать

энергию?

26. Как происходит процесс самоорганизации в открытых системах?

27. Что изучает синергетика?

28. На основе каких химических реакций И.Р. Пригожин заложил основы

нелинейной термодинамики?

29. Возможна ли самоорганизация в неорганических системах?

30. Каковы условия самоорганизации систем?

31. Как связана энтропия с информацией?

32. Каково проявление энтропии в человеческом обществе?

33. Расскажите о развитии представлений о пространстве и времени.

34. В чем суть идей Ньютона об «абсолютном» пространстве и времени?

35. Какие экспериментальные факты опровергли идеи «абсолютного»

пространства и времени?

36. Какова роль А. Эйнштейна в разрешении проблемы пространства и

времени?

37. Какую величину имеет скорость света?

38. Приведите уравнение, связывающее массу и энергию.

39. Приведите два основных следствия из теории относительности.

40. Каково значение открытий физики ХХ в. для жизни человеческого

общества?

41. Каковы координаты пространства?

42. Каковы координаты времени? Может ли время течь вспять?

43. Дайте определения реального, перцептуального и концептуального

пространства и времени.

44. Какие науки изучают концептуальное пространство и время?

45. Как решаются проблемы пространства и времени в физических и

химических системах?

46. Как решаются проблемы пространства и времени в биологических

системах?

47. Дайте определение понятий «энергия» и «энтропия».

48. Перечислите виды энергии. Какие виды энергии непосредственно

использует человек?

49. Как связаны масса и энергия?

50. Поясните выражение «энтропия – это мера рассеянной энергии».

51. Поясните выражение «энтропия – это мера беспорядка в системе».

52. Как изменяется энтропия в системе для самопроизвольных процессов?

53. Что понимают под информационной энтропией?

54. Каково соотношение энтропийного и энтальпийного факторов процесса?

55. Возможна ли «тепловая смерть» Вселенной?

56. В чем проявляется различие открытых и закрытых систем?

57. Как называются материальные структуры, способные рассеивать

энергию?

58. Как происходит процесс самоорганизации в открытых системах?

59. Что изучает синергетика?

60. На основе каких химических реакций И.Р. Пригожин заложил основы

нелинейной термодинамики?

61. Возможна ли самоорганизация в неорганических системах?

62. Каковы условия самоорганизации систем?

63. Как связана энтропия с информацией?

64. Каково проявление энтропии в человеческом обществе?

65. Что мы называем Вселенной?

66. Каковы размеры Вселенной?

67. Какие единицы для измерения расстояний во Вселенной мы используем?

68. Что означает выражение «световой год»?

69. Какие теории возникновения Вселенной Вам известны?

70. Как рассматривается проблема образования Вселенной в Библии?

71. Поясните суть теории Большого взрыва.

72. Какие основные этапы развития Вселенной произошли после Большого

взрыва?

73. Какие экспериментальные факты можно привести в доказательство

теории Большого взрыва?

74. Как Вы понимаете эффект Допплера?

75. Могут ли образовываться звезды во Вселенной в наше время?

76. Какие известные галактики входят в нашу Вселенную?

77. Сколько звезд может видеть человек невооруженным взглядом?

78. Какие приборы применяют астрономы для исследования космоса?

79. Какие ученые-астрономы Вам известны?

80. Как Вы считаете, есть ли космический разум?

81. Есть ли жизнь на других планетах в Космосе, кроме Земли?

82. Какие теории образования планет Солнечной системы Вы знаете?

83. Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Назовите их.

84. Какие космические тела, кроме планет, входят в состав Солнечной

системы?

85. Какие ученые разработали геоцентрическую систему?

86. Какой ученый доказал, что Солнце является центром Солнечной

системы?

87. Какие реакции служат источником энергии Солнца?

88. Какие химические элементы обнаружены на Солнце?

89. Какой элемент был впервые обнаружен на Солнце?

90. Какой вклад внесли советские и российские ученые в исследование

Солнечной системы?

91. Чем отличаются планеты земной группы от планет-гигантов?

92. Почему Земля оказалась наиболее пригодной для возникновения и

развития жизни?

93. Какова форма Земли?

94. Какие оболочки Земли известны?

95. Какие элементы составляют основу земной коры?

96. Какие элементы называют редкими, а какие – рассеянными?

97. Почему в основе всех живых организмов лежит углерод?

98. Каковы особенности химии углерода?

99. Какие элементы относят к органогенам?

100. Каковы основные этапы химической эволюции?

101. Каковы концептуальные уровни развития химической формы движения

материи?

102. В чем проявляется естественный отбор в химической эволюции?

  1. Программа курса: «концепции современного естествознания»

    Программа курса
    В системе мировоззренческих знаний и деятельности современ-ного специалиста важное место занимает комплекс естественнонауч-ных знаний. Любой специалист дол-жен обладать целостным научным мировоззрением, в его сознании должна сложиться
  2. Программа курса «Концепция современного естествознания»

    Программа курса
    Данную программу разработал доктор философ­ских наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, профессор Института международных экономических связей
  3. Программа курса «Концепции современного естествознания» (2)

    Программа курса
    Основной задачей данной дисциплины является формирование, на примере достижений естественных наук, представления о том, что такое научное знание, что такое научная методология и чем знание , полученное с помощью научной методологии,
  4. Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания». Специальность История

    Рабочая программа
    Толстопятов А.А. Три столпа учения Побиска Кузнецова Инженерия истории. Материалы Международного симпозиума «Пространство и Время в эволюции глобальной системы «Природа-Общество-Человек»» 14-15 декабря 2001 г.
  5. Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания». Специальность Филология (зарубежная филология)

    Рабочая программа
    Заведующий кафедрой, профессор Сметанин Е.В. Рабочая программа курса «Концепции современного естествознания» Объяснительная записка Курс предназначен для студентов гуманитарных факультетов и преследует следующие цели: Продемонстрировать
  6. Программа по курсу “концепции современного естествознания”

    Программа
    1.1. Предмет и задачи курса. Основные понятия и определения науки, научных методов познания, истории естествознания и его роли в системе культуры. Место наук о Земле в развитии естествознания Цели и задачи курса в системе подготовки
  7. Программа дисциплины «Концепции современного естествознания»

    Программа
    Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и “Примерной программы дисциплины «Концепции современного естествознания»” Министерства образования Российской Федерации, принятой 08.
  8. Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 030200. 62 «прикладная политология» подготовки бакалавра Автор Столярова О. Е

    Программа дисциплины
    Курс Концепции современного естествознания направлен на то, чтобы сформировать у студентов направления «политология» развернутое представление о естественных науках, которые в наше время определяют характер мировоззрения и технологической цивилизации.
  9. Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 030300. 62 «психология» подготовки бакалавра Автор Столярова О. Е

    Программа дисциплины
    Курс Концепции современного естествознания должен сформировать у студентов направления «психология» развернутое представление о естественных науках, которые в наше время определяют характер мировоззрения и задают «параметры» технологической цивилизации.

Другие похожие документы..