Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

Тема 5.

Программирование. Методы планирования вещания. Сетка вещания. «Программное колесо».

Программирование - способ отыскания наиболее прочных, наиболее действенных контактов радиоканала и слушателя.

Процесс программирования учитывает:

- обращённость радиостанции к предельно массовой аудитории с одной стороны,

- и индивидуальное потребление контента (реальный «потребитель» радиопрограммы – слушатель, отъединенный от массы), с другой стороны;

- существенное множество программных элементов (передач, трансляций и пр.);

- и единство, логическую целостность всей программы вещательного дня, недели, месяца, сезона.

Современные тенденции программирования.

Горизонтальное и вертикальное планирование. В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы.

Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикального программирования, при котором роль компаньона подразумевает полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Стратегию вертикального программирования многие теоретики радио связывают с понятием «формат».

Методы программирования. Основные термины программирования. Рубрика, цикл, передача, программа (в узком смысле). Перспективное, текущее и оперативное планирование. Планирование по сезонам. Планирование по разделам вещания.

Организация вещательного дня. Выбор времени для каждой передачи. Особенности построения утренних, дневных, вечерних и ночных отрезков вещания, субботних и воскресных передач. Сочетание в программе различных видов вещания, форм передач, жанров.

Понятие верстки. Принципы верстки. Пространственно-временной характер организации вещания. Внутренняя драматургия вещательного дня, недели, месяца. Темпо-ритм программы. Методы дополнения, альтернативы и контрапункта внутри вещательного отрезка времени.

Сетка вещания есть некая компоновка программ, учитывающая многоуровневые задачи радиовещания. Другими словами, сетка вещания - опредмеченная, конкретизированная в радиопроизведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки. Под сеткой вещания часто понимают «расписание передач» на день, неделю, месяц, реже на квартал. В ней обозначены часы и дни определенных жанрово-тематических рубрик.

Построение сетки вещания. Горизонтали и вертикали сетки. Сетка вещания и мониторинг аудитории. Понятие стабильности сетки вещания.

«Программное колесо». Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов в течение одного часа эфира. «Программное колесо» тщательно продумывается и формируется так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15 минут в эфире звучат, например, позывные станции.

Некоторые программные директора разрабатывают несколько «колес», например: одно для «горячих» временных сегментов – раннее утро и ранний вечер, где больше конферанса, динамичнее музыка и много информации, другое – для более спокойных часов – день и поздний вечер.

Среди факторов, влияющих на программирование радиостанции, также можно выделить:

– уровень технической оснащенности станции;

– размеры финансирования.

В процесс программирования входит определение темпа вещания, так как в первую очередь он определяет хронометраж программируемых отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными элементами продолжительностью звучания от 30 до 60 минут. Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более 15–20 минут.

Специфика планирования и формирования новостных программ, музыки и рекламы.

Планирование информационных выпусков. Принцип «перевернутой пирамиды», когда новости в блоке выстраиваются по значимости – от более важных к менее важным и актуальным. Принцип «рубленой строки», когда новости в блоке выстраиваются произвольно: сначала может пойти рассказ о событиях второстепенной важности, затем о самых значительных и т.д.

Тематические выпуски новостей, посвященные только одной теме, например общественно-политическим вопросам или спорту, культуре, шоу-бизнесу и т.д.

Программирование музыки.Музыка на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира».

Если радиостанция компьютеризирована, то информация о песне вводится в компьютер, который затем на основе информации о всей фонотеке составляет плей-лист. Ротация, или частота звучания песни в эфире.

Роль рекламы в программировании. Рекламные услуги оказывают практически все станции. Это социальная и коммерческая реклама, объявления общественных организаций, анонсы разных событий, информационными спонсорами которых может выступать любая станция, даже религиозная.

Реклама на радио существует в виде репортажей и заказных передач, а также в виде роликов – самой распространенной формы подачи рекламы. Существует нескольких типов роликов:

– простой информационный (рекламный текст читается в один голос и накладывается на музыку);

– игровой (рекламный текст раскладывается по ролям и накладывается на музыку);

– музыкальный, или джингл (сочиняется песенка, рекламирующая товар; мелодия к ней или подбирается уже известная, или пишется специально);

– объявление (когда ведущий сам зачитывает в эфир рекламу клиента).

Элементы «оформления» эфира в программировании.Заставки к передачам, звуковые послания редакции своим слушателям, анонсы, позывные, слоганы, даже сигналы точного времени – все эти небольшие по продолжительности (не более одной минуты) элементы программирования играют очень важную роль в создании неповторимого лица станции. Они формируют в сознании аудитории устойчивый имидж радиостанции, обусловливают ее стиль и манеру общения. Элементы «оформления» эфира выступают в качестве структурирующих и темпообразующих элементов сетки вещания. Например, с помощью позывных можно ускорять или замедлять ритм вещания.

Стиль ведущего как элемент программирования. Манера ведения эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музыкально-информационный поток, скорость речи – важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ведущий – ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.

Основная литература.
  1. Лекционный материал.

  2. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  3. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

Дополнительная литература.
  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

Тема 6

Современные способы радиовещания и особенности управления и формирования контента: сетевое радиовещание, радиовещание в Интернете.

Понятие сетевого радиовещания. Понятие сетевого бренда. Обзор сетевых каналов. Соотношение централизованного и регионального контента в сетевом вещании. Методы управления контентом в сетевых вещательных каналах. «Пакетное» программирование. Источники пакетного программирования.

Особенности программирования региональных и местных радиокомпаний.

Специфика радиовещания в Интернете.

Общие составляющие для контента всех типов радиостанций в сети:

  • возможность прямой трансляции радиосигнала через Интернет;

  • наличие электронного архива с возможностью привлечения пользователя к реализации основной задачи станции – прослушиванию эфира;

  • возможность просмотра программы передач и всего ресурса; связанного с конкретной деятельностью радиостанции;

  • наличие подкастинга (у большинства радиостанций);

  • общая форма, сопровождающая прямой музыкальный эфир, представляет собой текстовую информацию о транслируемом произведении.

Основная литература.

Лекционный материал.

Дополнительная литература

  1. Биргер П. Радио в Сети: уже почти бизнес / П. Биргер // Инфобизнес. – 2001. – № 21(165).

  2. Колодкин В.А. Радио в Интернете / В.А. Колодкин // Вестник ВГУ, 2004. – Сер. Филология. Журналистика. – №1 – С. 103-110.

Тема 7.

Сопоставление и анализ структуры вещания радиоканалов. Практическое формирование вещательной сетки радиоканала.

Занятие носит практический характер.

В ходе обсуждения в аудитории студенты должны научиться оценивать качество вещания той или ирной радиостанции, определять типологию программного продукта, сопоставлять характер вещания.

Студенты получат задание: на основе опубликованных в Интернете программ передач одной из радиостанций, составить его программную сетку вещания и оценить её особенности и качество. Эта работа подведет итог прослушанному лекционному курсу.

Основная литература.

Лекционный материал.

Тема 8.

Конкретный опыт управления контентом на одной из радиостанций.

Изучение опыта работы по формированию структуры и сетки вещания одной из радиовещательных компаний при участии руководителя программной службы радиостанции.

Встреча со специалистом службы программирования даст возможность студентам закрепить изложенный на предыдущих занятиях материал, глубже понять характер работы этих подразделений на федеральных радиоканалах.

В ходе занятия студенты смогут ознакомиться с перспективными и текущими планами вещания компании, получат для самостоятельного анализа структуры вещания канала и их вещательные сетки.

В форме письменной работы, подготовленной на основе заданий, полученных на предыдущих занятиях, и устного собеседования будет оценена степень освоения студентами изложенного в лекциях учебного курса.

Основная литература.

Лекционный материал.

  1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Письменный анализ программинга одного из избранных студентом радиоканала.

2. Формирование вещательного канала и его «программинг». Понятие «программинга» в радиовещании.

3. Характеристика типов вещательных каналов.

4. Классификация программного продукта. Понятие «контента» вещания.

5. Радиопрограмма и сетка вещания. Цели и задачи, которые они решают в контексте организации вещания на канале.

6. Основные принципы программирования.

7. Основные понятия программирования.

8. Верстка программы. Методы верстки.

9. Особенности программирования на сетевых станциях.

10. Особенности программирования региональных и местных вещательных каналов.

11. Принципиальная новизна телевизионного вещания в сети Интернет.

12. Планирование вещания и его этапы.

13. Программная служба канала. Структура. Решаемые ею задачи.

14. Радио в Интернете и Интернет-радио. Методы формирования контента.

Раздел 4.

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..