Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

Формы организации учебного процесса

Лекционный курс сочетается с практическими занятиями, выполнением студентами письменных работ. Учебный процесс предполагает знакомство с работой программных служб ведущих федеральных радиостанций при участии руководителей их программных служб.

К завершению курса студенты получат возможность самостоятельно проанализировать структуру контента и сетки вещания одной из радиостанций по их выбору, попытаться сформировать собственную модель вещания радиоканала.

Базовые учебники

Базовая учебная литература по настоящему курсу отсутствует. В связи с этим основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.

Основная литература.
  1. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  2. Шерель А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. – М.: Прогресс-традиция, 2004. -576 с., илл. Стр.: 155-175, 284-515.

  3. Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Система средств массовой информации России. М., 1997.

  4. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов./ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с.

  5. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»:

В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

  1. Измерение аудиторий: ТВ. Радио, Интернет. М., Медиакомитет, 2003

Дополнительная литература.
  1. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

  2. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

  3. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  4. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  5. Измерение аудиторий: ТВ. Радио, Интернет. М., Медиакомитет, 2003

  6. Азарх Л.Д. «Маленький принц» и волшебство радио. В сборнике
    «Телерадиоэфир. История и современность». Под ред. д. фил. н. Засурского Я.Н. - М.:Аспект Пресс,. 2005.

  7. Биргер П. Радио в Сети: уже почти бизнес / П. Биргер // Инфобизнес. – 2001. – № 21(165).

  8. Колодкин В.А. Радио в Интернете / В.А. Колодкин // Вестник ВГУ, 2004. – Сер. Филология. Журналистика. – №1 – С. 103-110.

  9. Законодательство о средствах массовой информации: учебно-практические материалы (ред.-сост. А.Г.Рихтер). – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

10. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – М.: ВК 2009

Темы программы.

Тема 1.

Место радиовещания в системе СМИ. Типология вещательных радиоканалов. Опыт классификации радиостанций.

Функциональное предназначение радиовещания в обществе. Радио в структуре современных СМИ как наиболее оперативное и массовое средство распространения информации, самое доступное и удобное («неприхотливое», «комфортное») для восприятия аудиторией. Вездесущность радиовещания и его проникающая способность.

Структура и организация радиовещания в России. Типы и модели радиовещания. Сочетание государственного и негосударственного радиовещания, различных уровней радиостанций, многообразие программ вещания - основные особенности организации радиовещания в России. Федеральное, региональное и местное вещание.

Типологическая характеристика радиовещания. Системные характеристики радиостанций федерального уровня.

Опыт классификации радиостанций.

По типоформирующим признакам:

-форме собственности (государственные, коммерческие, частные);

- типу вещания,

  • формату вещания,

-размеру потенциальной аудитории;

  • охвату территории (общенациональные и центральные, региональные, локальные).

По содержательной стороне вещания:

- радиоканалы «для всех», ориентированные на самую широкую аудиторию;

- «нишевые каналы» (формирующие программный продукт по тематическому принципу, каналы возрастных и социальных групп).

Рейтинг радиостанций. Возможно, наконец, деление по рейтингу радиостанции, который отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей.

Основная литература.
  1. Лекционный материал.

  2. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  1. Дополнительная литература.
  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с.

  3. Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Система средств массовой информации России. М., 1997.

  4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

Тема 2.

Концептуальные основы вещательной политики. Вещательная концепция или программинг как фундамент деятельности радиоорганизации в управлении контентом.

Вещательная концепция (программинг) как составная часть бизнес-плана радиовещательного канала. Вещательная концепция и лицензия на вещание.

Программинг - «форма бытия» радиоканала в обществе и эфире. Подчиненность и нацеленность всех производственных звеньев и управленческих механизмов радиокомпании на реализацию программинга, его программной политики. Основы теории и практики программинга.

Исходные позиции для формирования концепции вещания: социальный заказ, политический заказ, коммерческий интерес (радиовещание как бизнес), потребности аудитории, предложения на рынке радиоканалов, творческий потенциал компании, её технические и финансовые возможности.

Мировой и российский опыт в области программирования современного радио.

Маркетинг рынка радиовещателей и ниша создаваемого канала на нём.

Классификация программного продукта – вопрос теории и практики.

Опыт создания классификатора контента на факультете журналистики МГУ. Понятие «типологии контента».

Основная литература.
  1. Лекционный материал.

  2. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Дополнительная литература.
  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

  3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

  4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

Тема 3.

Понятия формата вещания и контента вещания. Радиопрограмма как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Радиовещание и аудитория. Взаимосвязь и взаимовлияние.

Форматы вещания и его «контент». Понятие «контент вещания». Соотношение понятий «контент», «радиовещательная программа», «программинг».

Понятие формата радиовещания. От «митинга миллионов», радиоканалов, обращённых ко всей массе аудитории (радио для всех) – к узконаправленным, «нишевым», радиоканалам или каналам по интересам, к многообразию радиовещания в сети Интернет.

Формат как концепция радиостанции: содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манера работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории.

Форматные разновидности.

Новостные форматы, главное новости; разговорные форматы большинство передач относится к разговорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммерческой, религиозной, спортивной тематике); музыкальные форматы – основной упор на музыке.

Классификация программного продукта – вопрос теории и практики.

Опыт создания классификатора контента на факультете журналистики МГУ.

Понятие «типологии контента».

Контент (от англ, content содержание) в медиаиндустрии определяется как текст, звук, зрительные образы или совокупность мультимедийных данных, представленных в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких, как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства.

Влияние управления контентом, способов его формирования на деятельность других подразделений радиовещательной компании: журналистов, продюсеров, руководителей технической, финансовой и кадровой служб, коммерческого директора, рекламодателей и рекламных агентств.

Понятие «радиовещательная программа». Радиовещательная программа как единое целое, проявляющее свое содержание через частное. Радиовещательная программа, реализуя мгновенную коммуникацию многих миллионов людей, обращена к отдельно взятой личности человека.

В то же время, радиовещательная программа – единственный уникальный способ каждодневного, систематического влияния на массовую аудиторию не каким либо взятым в отдельности радиопроизведением, а совокупностью этих произведений, объединенных в радиопрограмму вещательного дня, недели, месяца, сезона и т.д.

Если программинг – «форма бытия» радиовещания в обществе, то радиопрограмма – способ материализации этого бытия. Радиопрограмма есть органическое слияние отдельных элементов контента в единое целое при учете политических, эстетических, познавательных, образовательных, возрастных запросов и качеств аудитории.

Радиовещание и аудитория. Понятие радиоаудитории. Структура аудитории: социально-демографические группы (по полу, возрасту, образованию, роду занятий, по уровню доходов, семейному положению, месту жительства), коммуникативные группы (по степени приобщенности к потреблению источников массовой информации). Интересы радиослушателей (диапазон, глубина, степень выраженности). Мотивы слушания передач. Методы изучения радиоаудитории: опросы (анкеты, интервью, интервью по анкете), наблюдение, анализ документов, эксперимент. Изучение рейтинга радиостанций, передач, программ, журналистов как метод определения популярности вещания у слушателей.

Аудиторию той или иной радиостанции условно можно разделить на:

а) целевую - ту, на которую непосредственно обращено вещание целиком или конкретная программа;

б) потенциальную, включающую тех, кто может быть слушателем этой радиостанции при определенных обстоятельствах;

в) заинтересованную, объединяющую тех, кто финансирует деятельность радиостанции и принимает участие в ее работе;

г) случайную, в составе которой те, кто случайно включил передачу радиостанции и остался на этой частоте.

При определении формата станции и программировании необходимо учитывать следующие факторы:

– половозрастные и социальные характеристики населения, проживающего в данной местности (уровень дохода, уровень образования и пр. – нет смысла создавать молодежную радиостанцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

– специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция;

– ситуацию на радиорынке в данной местности.

Основная литература.
  1. Лекционный материал.

  2. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  3. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

  4. Измерение аудиторий: ТВ. Радио, Интернет. М., Медиакомитет, 2003

Дополнительная литература.
  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

  3. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

Тема 4.

Управление контентом на уровне его создания. Организация работы программной службы радиостанции. Система продюссирования контента. Принципы взаимодействия производителя контента и вещателя. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

Источники программного продукта. Структура продюсерских служб на радиостанциях. Типология контента по направлениям вещания. Структура контента внутри вещательных направлений.

Программная служба радиостанции. Место программной службы в структуре радиокомпании. Основные задачи, решаемые программной службой по обеспечению выпуска в эфир радиовещательного продукта, оформлению канала, продвижению в эфире его бренда, анонсированию текущих программ и перспективных проектов.

Ведущая фигура на радиостанции – программный директор.

Программный директор всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции.

Программный директор разрабатывает сетку вещания, или programming wheel («колесо вещания»), подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-компании (акции, способствующие продвижению станции на рынке, или мероприятия, в которых она задействована с целью увеличения числа слушателей), отслеживает аудиторию и изучает конкурентов. Он следит также за наполнением новостных выпусков событиями местного масштаба и спортивными событиями, хотя все это входит в обязанности директора службы информации.

Программный директор участвует и в разработке форматной политики радиостанции, несмотря на то, что первоначально выбирает формат и подбирает кандидатуру на пост программного директора высшее руководство радиостанции (генеральный директор, продюсер). Разрабатывая форматную политику, программный директор «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции должен найти подходящих ведущих эфира и авторов программ, вместе с музыкальным директором подобрать и проанализировать музыкальный материал, приобрести новые музыкальные материалы или пополнить уже существующую фонотеку, нанять звукорежиссеров и саундпродюсеров (персонал, занимающийся производством джинглов, рекламных роликов, анонсов, соответствующих формату данной станции), продумать и записать рекламные ролики, записать или заказать соответствующие джинглы радиостанции, составить бизнес-план вместе с сотрудниками отдела продаж и рекламного отдела, дать указания техническому персоналу (инженерам эфира и др.).

Программному директору приходится также учитывать условия той местности, в которой работает станция: ее аудиторию, распорядок дня жителей, их вкусы, привычки и т.д.

Основная литература.
  1. Лекционный материал.

  2. Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

  3. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

Дополнительная литература.
  1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 2. Основы мастерства: Опыт, практические советы /Под ред. Г.А. Шевелева.­ – М.: Аспект Пресс, 2007.

  3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

  4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..