Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Методы программирования. Сетка вещания.

Программирование - способ отыскания наиболее прочных, наиболее действенных контактов телеканала и зрителя. Процесс программирования учитывает:

- обращённость телевидения к предельно массовой аудитории с одной стороны,

- и индивидуальное потребление контента (реальный «потребитель» телепрограммы – зритель, отъединенный от массы), с другой стороны

- существенное множество программных элементов (фильмов, передач, трансляций и пр.);

- и единство, логическую целостность всей программы вещательного дня, недели, месяца, сезона.

Таким образом, телевизионная программа, реализуя мгновенную коммуникацию миллионов, обращена к отдельно взятой личности человека.

В то же время, телевизионная программа – единственный уникальный способ каждодневного, систематического влияния на массовую аудиторию не каким либо взятым в отдельности телевизионным или кинопроизведением, а совокупностью этих произведений, объединенных в телевизионную программу вещательного дня, недели, месяца, сезона и т.д. И если программинг – «форма бытия» телевидения в обществе, то телевизионная программа – способ материализации этого бытия.

Телевизионная программа есть органическое слияние отдельных элементов контента в единое целое при учете политических, эстетических, познавательных, образовательных, возрастных запросов и качеств аудитории. Следовательно, создание телевизионной программы есть процесс творческий.

Понятие «телевизионной программ» есть нечто общее по отношению к понятию «сетка вещания».

Методы программирования. Основные термины программирования.

«Рубрика», «цикл». «Серия», «сериал». «Передача», «программа» (в узком смысле). «Рекламный спот», «рекламный сюжет». «Прямой эфир», «программные консервы». «Программная линейка», «канал» (как часть вещательного дня, включающего объединенного чем-то контент). и Понятие «формата» применительно к единице программного продукта. «Межпрограммное пространство» и др.

Понятие верстки. Принципы верстки. Пространственно-временной характер организации вещания. Внутренняя драматургия вещательного дня, недели, месяца… Темпо-ритм программы. Методы дополнения, альтернативы и контрапункта внутри вещательного отрезка времени. Акция канала – действенный метод привлечения внимания аудитории.

Способы размещения контента в структуре вещательного дня: «гамак», «тент», «блок», «лента», «связка», «лед-ин»-подводка». «Безшовная» верстка. Рекламные окна и форматы рекламы. Методы промоушен канала.

Прямое программирование. Контрпрограммирование. Программирование по принципу альтернативы.

Сетка вещания есть некая компоновка программ, учитывающая многоуровневые задачи телевидения. Другими словами, сетка вещания - опредмеченная, конкретизированная в телевизионных произведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки. Под сеткой вещания часто понимают «расписание передач».

Отличие сетки вещания от публикуемой в СМИ Программы (расписания) передач. Построение сетки вещания. Горизонтали и вертикали сетки.

Сетка вещания и мониторинг аудитории.

Понятие стабильности сетки вещания.

Основная литература.

1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»: В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Галядкин Н.А. «Телепрограммирование в США: специфика и приемы». Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.:1997

3. Качкаева А., Кирия И, Либергал Г. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория. Доклад для Европейской аудиовизуальной обсерватории на основании данных по состоянию на декабрь 2005 года. АНО "Интерньюс". 2006 г. Стр. 106 – 108.

4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

5.«Творческий телевизионный менеджмент». Internews. М.:1994 Стр.108-110

6.«Телевизионный менеджмент: пособие для продолжающих обучение». Internews. М.:1994 Стр. 3 -12.

Дополнительная литература.

1.Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при

СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики – М.: Изд-во Московского университета, 1966

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

Тема 4

Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

Перспективное, текущее и оперативное планирование. Планирование по сезонам.

Планирование по разделам вещания.

Программная служба телеканала - основное звено в осуществлении программных задач канала, обеспечении его политического, социального и коммерческого успеха. Место программной службы в структуре телеорганизации.

Основные задачи, решаемые программной службой:

- обеспечение соответствия программной политики требованиям государственной вещательной лицензии;

  • осуществление перспективного, текущего и оперативного планирования вещания;

  • координация деятельности всех продюсерских групп и иных производящих структур в части производства и выдачи в эфир программного продукта;

  • оперативное управление вещанием;

  • анализ вещательной деятельности канала;

  • с помощью социологических замеров повседневный контроль за качеством вещания и его популярностью;

- взаимодействие с печатными и другими СМИ в части информирования аудитории о программах канала;

- обеспечение выполнения обязательств в части размещения в эфире рекламной продукции,

- архивирование материалов эфира.

Работа программной службы по оформлению канала, продвижению в эфире его бренда, анонсированию текущих программ и перспективных проектов.

Работа программной службы по обеспечению выпуска в эфир телевизионного продукта.

Инструментарий оценки качества вещания. Конкретно-социологические исследования – как инструмент формирования и корректирования текущей программной политики канала. Субъективные оценки: летучки, планёрки, линейный и высший менеджмент. Оценки телекритиков в СМИ. Фестивали, конкурсы и т.п.

Основная литература.

1. Лекционный материал.

2. Галядкин Н.А. Анализ аудитории. М.; 2000

3. Измерение аудиторий: ТВ. Радио, Интернет. М., Медиакомитет, 2003

4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

5. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

6. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993

Тема 5.

Управление контентом на уровне его создания. Система продюссирования контента. Принципы взаимодействия производителя контента и вещателя.

Источники программного продукта. Собственное производство, продюсерские службы и другие производящие подразделения теле-, радиокомпаний. Производящие компании и заказная продукция. Покупная продукция и работа с дистрибьюторами. Архивные фонды.

Структура продюсерских служб на телеканалах. Типология контента по направлениям вещания. Структура контента внутри вещательных направлений. Специфика кинопоказа.

Основная литература.

Лекционный материал.

Тема 6

Современные способы телевещания и особенности управления и формирования контента: сетевое телевещание, телевидение в Интернете.

Понятие сетевого телевещания. Понятие сетевого бренда. Обзор сетевых каналов. Соотношение централизованного и регионального контента в сетевом вещании. Методы управления контеном в сетевых вещательных каналах. «Пакетное» программирование. Источники пакетного программирования.

Особенности программировния региональных и местных телеканалов.

Специфика телевидения в Интернете.

Основная литература.

Лекционный материал.

Тема 7

Формирование контента в условиях цифрового телевизионного вещания.

Современное состояние подготовки к цифровому вещанию в России. Программные пакеты. Дальнейшие перспективы. Практическое занятие со специалистом по цифровому телевещанию.

Тема 8

Конкретный опыт управления контентом в производящих и вещающих телеорганизациях.

Изучение опыта работы по формированию структуры и сетки вещания одного из телевизионных каналов при участии руководителя программной службы канала.

Встреча с практиком службы программирования даст возможность студентам закрепить изложенный на предыдущих занятиях материал, глубже понять характер работы этих ответственных подразделений крупнейших вещателей страны.

В ходе занятия студенты смогут ознакомиться с перспективными и текущими планами вещания Компании, получат для самостоятельного анализа структуры вещания канала и их вещательные сетки.

  1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Письменный анализ программинга одного из избранных студентом телевизионного канала.

2. Формирование вещательного канала и его «программинг». Понятие «программинга» в телевизионном вещании.

3. Характеристика типов вещательных каналов.

4. Классификация программного продукта. Понятие «контента» вещания.

5. Телевизионная программа и сетка вещания. Цели и задачи, которые они решают в контексте организации вещания на канале.

6. Основные принципы программирования.

7. Основные понятия программирования.

8. Верстка программы. Методы верстки.

9. Особенности программирования на сетевых станциях.

10. Особенности программирования региональных и местных вещательных каналов.

11. Принципиальная новизна телевизионного вещания в сети Интернет.

12. Планирование вещания и его этапы.

13. Программная служба канала. Структура. Решаемые ею задачи.

14. Интернет-телевидение. Методы формирования контента.

Раздел 3.

Содержание программы

Управление контентом в радиовещании.

Автор: ст. преп. Фатеев Е.А.

Пояснительная записка.

Программа дисциплины «Управление контентом в радиовещании» - специальный курс, разработанный на кафедре Деловой и политической журналистики отделения Деловой и политической журналистики факультета Прикладной политологии ГУ ВШЭ для подготовки магистра по направлению «Журналистика» с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью соответствует требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

Основы данного учебного курса начинают изучать в балакавриате. Однако если для бакалавров он носит чисто ознакомительный характер, то для магистратуры характерно более углублённое изучение проблем формирования и управления контентом для радиовещательных станций, создание и функционирование которых невозможно без специально подготовленного высшего менеджмента, владеющего всеми аспектами управления вещательными процессами.

Следует отметить, что специалистов, способных грамотно, на основе маркетинга на рынке электронных СМИ сконструировать формат будущего радиоканала и реализовать его программную политику, образовательные учреждения до сих пор не готовили. А потребность в этом есть. Уже очевидно, что формирование программной политики радиоканала и способов её реализации в современных условиях становятся неотъемлемой частью менеджмента любой радиоорганизации, претендующей на успех и признание аудитории.

В то же время при уже значительном количестве учебников, учебных пособий, специальных изданий по теории и практике журналистского труда, за последние годы не вышло ни одной печатной работы по проблемам управления и формирования контента радиовещательного канала. В стороне от исследовательских интересов по-прежнему находятся формы и методы организации временного пространства радиостанции.

В ходе учебного курса будет сделана попытка дать системное представление будущим специалистам о радиопрограмме как об определенном единстве всех жанровых компонентов, наполняющих вещательный день, неделю, месяц, сезон, о пространственно-временном характере организации контента вещания и его прямой взаимозависимости от аудитории.

Цели и задачи

Основной целью курса является подготовка специалиста, способного к концептуальной разработке программной политики радиоканала, владеющего методами организации и управления контентом радиовещания.

В этой связи задачами курса являются:

  • углубленное изучение теории и практики управления и формирования вещательной политики радиоканала,

  • освоение приемов и методов формирования вещательной сетки,

  • освоение, с точки зрения управления контентом, современных и перспективных видов радиовещания: «нишевого», сетевого, Интернет-вещания.

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..