Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

Управление контентом в телевещании.

Автор: к.и.н., проф. Шевелев Г.А.

Пояснительная записка.

Программа дисциплины «Управление контентом в телевещании» - специальный курс, разработанный автором на кафедре Деловой и политической журналистики отделения Деловой и политической журналистики факультета Прикладной политологии ГУ ВШЭ для подготовки магистра по направлению «Журналистика» с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью соответствует требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

Аналогичный учебный курс изучают и в балаквриате. Однако если для баклавров он носит чисто ознакомительный характер, то для магистратуры характерно более углублённое изучение проблем формирования и управления контентом для вещательных телеканалов, создание и функционирование которых невозможно без специально подготовленного высшего менеджмента, владеющего всеми аспектами управления вещательными процессами.

Для тех же, кто по тем или иным причинам не имел возможности познакомиться с указанным учебным курсом в бакалавриате, содержание тем учебной дисциплины организовано таким образом, чтобы, вместе с углублённым изучение проблем управления контентом, дать представление и о способах его формирования.

Учитывая активное развитие телевидения в сетях Интернета, высокую потребность в специалистов для этого сегмента телевещания, курс предусматривает рассмотрение некоторых проблем и в этой части современного телевидения.

Особое внимание в настоящем курсе уделено также существованию программируемого телевидения в условиях внедрения цифровых технологий как в сфере передачи и доставки видеосигнала, так и при создании вещательного контента. Автор курса считает важным на ступени магистратуры в учебном процессе не только знакомить студентов с существующей практикой, но и обсуждать важнейшие проблемы телевизионного вещания в связи с бурно развивающимися техническими возможностями передачи изображения. Студентам будет предложено совместно с преподавателем и одним из специалистов в области цифрового телевещания поразмышлять о будущем цифрового телевидения в нашей стране.

Особенностью данного курса является его уникальность. При уже значительном количестве учебников, учебных пособий, специальных изданий по теории и практике журналистского труда, за последние годы не вышло ни одной печатной работы по проблемам управления и формирования контента вещательного канала. В стороне от исследовательских интересов по-прежнему находятся формы и методы организации временного пространства телевизионного канала. Вместе с тем, для завоевания аудитории практика вырабатывает всё новые и новые подходы в организации вещания.

Парадокс ситуации заключается и в том, что сегодня, когда на рынке электронных СМИ в конкуренцию вступают не отдельные телепроекты, а вещательные каналы в целом, когда формат вещания, выработанный на основе изучения многих компонентов поведенческой ситуации аудитории, а также реалий рынка, становится определяющим в борьбе за аудиторию, специалистов, способных грамотно, на основе маркетинга на рынке электронных СМИ сконструировать формат будущего телеканала и реализовать его программную политику, образовательные учреждения не готовят. Вместе с тем руководители программных служб на телевидении, как правило, входят в высший эшелон управленцев вещательного канала.

Цели и задачи.

Таким образом, основной целью курса является подготовка специалиста, способного к концептуальной разработке программной политики вещательного телевизионного канала, владеющего методами организации и управления телевизионным контентом.

В этой связи задачами курса являются:

  • углубленное изучение теории и практики управления и формирования вещательной политики телеканала,

  • освоение приемов и методов формирования вещательной сетки,

  • освоение, с точки зрения управления контентом, современных и перспективных видов телевизионного и радиовещания: «нишевого», сетевого, Интернет-вещания.

Формы организации учебного процесса

Лекционный курс сочетается с практическими занятиями, выполнением студентами письменных работ. Учебный процесс предполагает знакомство с работой программных служб телевидения телерадиокомпаний при участии руководителей программных служб.

Студенты самостоятельно анализируют структур контента и сетки вещания одного из телеканалов по их выбору, формируют собственную модель вещания теле-, радиоканала.

Базовые учебники

Как уже говорилось выше, базовая учебная литература по настоящему курсу отсутствует. В связи с этим основным материалом для освоения дисциплины является курс лекций.

Основная литература.

1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»:

В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Галядкин Н.А. «Телепрограммирование в США: специфика и приемы». Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.:1997

3. Галядкин Н.А. Анализ аудитории. М.; 2000

4. Измерение аудиторий: ТВ. Радио, Интернет. М., Медиакомитет, 2003

5. Качкаева А., Кирия И, Либергал Г. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория. Доклад для Европейской аудиовизуальной обсерватории на основании данных по состоянию на декабрь 2005 года. АНО "Интерньюс". 2006 г. Стр.47 -71, 93 – 105, 106 – 108.

6. Бизнес-моделирование СМИ. В кн. Основы медиабизнеса / Под ред. Е..А. .Вартановой. Аспект-пресс, 2009

7. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм. Учебное пособие. М.:ЮНИТА-ДАНА 2004.

7. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов./ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003. -259 с.

8. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

9. «Творческий телевизионный менеджмент». Internews. М.:1994 Стр.108-110

10.«Телевизионный менеджмент: пособие для продолжающих обучение». Internews. М.:1994 Стр. 3 -12.

Дополнительная литература.

1. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

5. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997

6. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации (ред.-сост. А.Г.Рихтер) / Науч.-практ. комм. проф. М.А.Федотова. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

7.Законодательство о средствах массовой информации: учебно-практические материалы (ред.-сост. А.Г.Рихтер). – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

Темы программы.

Тема 1.

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятия формата вещания.

Функциональное предназначение телевидения в обществе. Место телевидения в системе СМИ. Телевидение - не только СМИ. Специфика телевидения как возможного средство доставки аудитории любых результатов интеллектуальной деятельности человека, в том числе произведений различных видов искусства, неорганизованных самим телевидением событий и пр.

Телевидение и аудитория. Взаимосвязь и взаимовлияние.

В этой связи актуальность изучаемой темы в условиях активно развивающегося рынка телевизионных каналов, появления новых технологий производства и доставки потребителю вещательного контента.

Даётся представление о том, в какой мере управление контентом, способов его формирования влияют на деятельность всех подразделений телевизионной вещательной компании, в какой мере журналист, продюсеры разного уровня, специалисты финансовой службы, технический руководитель, руководитель кадровой службы, коммерческий директор, представители внешних партнеров вещателя: производители контента, дистрибьюторы кинопродукции, рекламодатели и рекламные агентства, пиар-агентства, пресс-службы и т.п. зависят от сформатированного контента телеорганизации.

. Немого об истории. От однопрограммного телевидения – к двухпрограммному и многопрограммному вещанию, к телевидению в Интернете и цифровому вещанию.

От принципа «дополнительности» в организации телевизионного контента – к принципу «конкуренции» телеканалов.

От «широковещательных», т.е. обращённых ко всей массе аудитории, каналов – к узконаправленным, «нишевым», каналам или каналам по интересам, к многообразию телевидения в сети Интернет.

Понятие формата телевизионного вещания. Опыт классификации вещательных каналов.

По принципу организации и способу вещания:

- по форме собственности,

- по способу финансовых отношений с аудиторией,

- по возможности приема сигнала на территории страны,

- по способу доставки сигнала,

- по организации процесса вещания.

Следующий блок классификации касается содержательной стороны вещания телеканалов:

- каналы, ориентированные в своей программной политике на самую широкую аудиторию,

- «нишевые каналы», которые также можно классифицировать по двум направлениям:

- каналы, формирующие программный продукт по тематическому принципу,

- каналы возрастных и социальных групп.

Основная литература.

1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»:

В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Качкаева А., Кирия И, Либергал Г. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория. Доклад для Европейской аудиовизуальной обсерватории на основании данных по состоянию на декабрь 2005 г. АНО «Интерньюс». 2006 г. Стр.47 -71.

3. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/ Я.Н. Засурский, М.А.Алексеева, Л.Д. Болотова и др.; под ред. Я.Н. Засурского.-М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М.: МГУ, Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.

5. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

Дополнительная литература.

Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. Ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

Тема 2

Вещательная концепция (программинг) и её составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.

Вещательная концепция (программинг) как составная часть бизнес-плана вещательного канала. Вещательная концепция и лицензия на вещание.

Программинг - «форма бытия» телевидения в обществе. Подчиненность и нацеленность всех производственных звеньев и управленческих механизмов телеорганизации на реализацию вещательной концепции канала - программинга, его программной политики.

Исходные позиции для формирования концепции вещания: социальный заказ, политический заказ, коммерческий интерес (телевидение, как бизнес), потребности аудитории, предложения на рынке телеканалов, творческий потенциал компании, её технические и финансовые возможности.

Вопросы, на которые следует дать ответы: для чего нужен этот медиаресурс – коммерция, политика, социальный заказ и пр.? для какой аудитории организуется вещание? каков способдоставки сигнала? где географически будет возможность принимать передачи? каковы источники финансирования?

Маркетинг рынка телевизионных вещателей и ниша создаваемого канала на нём.

«Формат» канала и его «контент»

Понятие «телевизионная программа». Телевизионная программа как единое целое, проявляющее свое содержание через частное. Понятие «контента вещания». Соотношение понятий «контент», «телевизионная программа», «программинг».

Классификация программного продукта – вопрос теории и практики.

Опыт создания классификатора контента на факультете журналистики МГУ. То же самое - в номинациях ТЭФИ. Достижения и поражения на этом пути. Понятие «типологии контента».

Основная литература.

1. Брауна Дж. и Коула У. «Эффективный менеджмент на радио и телевидении»:

В 2-х томах: Т.2. Пер. с англ.- М.: Мир, 2001 Стр. 5-146.

2. Галядкин Н.А. «Телепрограммирование в США: специфика и приемы». Учебное пособие. ИПК Работников телевидения и радио. М.:1997

3. Галядкин Н.А. Анализ аудитории. М.; 2000

4. Качкаева А., Кирия И, Либергал Г. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория. Доклад для Европейской аудиовизуальной обсерватории на основании данных по состоянию на декабрь 2005 года. АНО "Интерньюс". 2006 г. Стр. 93 – 105.

5. «Творческий телевизионный менеджмент». Internews. М.:1994 Стр.108-110

6.«Телевизионный менеджмент: пособие для продолжающих обучение». Internews. М.:1994 Стр. 3 -12.

Дополнительная литература.

1. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М.: Комитет по радио и телевидению при СМ СССР, Редакционно-издательский отдел; МГУ факультет журналистики, кафедра радиовещания и телевидения,1967.

2. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / Сост. и общ. ред. В.П.Коломиец – Международный институт рекламы, 2001

3. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: 1993.

4. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:1996.

5. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России. – М., 1997

.

Тема 3

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..