Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Последовательный контроль и промежуточные оценки после завершения лекций и семинаров по разделам 1, 2, 3 и 4.

Первая контрольная работа в ходе 2 модуля перед завершением курса по разделу 1. Вторая контрольная работа в ходе 3 модуля после завершения курса по разделу 2. Домашнее задание в ходе 5 модуля после завершения курса по разделу 4.

Итоговая оценка - по представлению 2 контрольных работы и 1 домашнее задания.

Зачет – в 5 модуле.

Итоговая оценка (зачет) по дисциплине складывается:

  1. из оценки активности работы / посещаемости студента на занятиях – 30%;

  2. из результатов выполнения практических заданий (адиторных промежуточных контрольных работ и дом. задания, степени участия в работе семинаров) – 40%;

  3. оценки за зачет – 30%.

Раздел 1

Содержание программы

«Управление контентом в печатных СМИ»

Автор: проф. Кравченко Л.П.

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Управление контентом в печатных СМИ» разработана Государственным Университетом- Высшей школой экономики для подготовки магистра по направлению «Журналистика» с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и и полностью отвечает требованиям основных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений

Цели и задачи

Цель дисциплины - познакомить с особенностями организации работы в редакции, системой и методами управления редакционным коллективом печатного издания.

Задачей дисциплины является:

  • Анализ концептуальных основ печатных изданий, их типологии, содержательной модели;

  • Ознакомление с методами и принципами формирования журналистских и издательских, коммерческих служб редакций;

  • Системой и методами управления журналистским коллективом;

  • Изучение экономических основ функционирования редакций, особенностей экономического и производственного менеджмента, маркетинга, организации рекламной деятельности печатных СМИ.

Форма организации учебного процесса

Учебный процесс представляет собой систему лекций и семинарский занятий, позволяющих сочетать полученные знания бакалавра по теории и практики журналистики в печатных СМИ с изучение на конкретных примерах федеральных газет и журналов, творчески реализовать полученные знания для подготовки управленческих предложений, проектов создания новых печатных изданий, формирования редакционных коллективов, организации подготовки и выпуска газет и журналов, закладывания основ экономической работы, в редакции и коммерческой дирекции (генеральные дирекции, издательские дома).

В ходе занятий использовать конкретные газеты и журналы для анализа их типологии, направленности, содержательных моделей, состава редакционного коллектива.

Базовые учебники

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. 2-е изд. М., 2001.

  3. Планирование работы в редакции/ Под ред. С.М. Гуревича. М., 1979.

  4. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

5. Бизнес-моделирование СМИ. В кн. Основы медиабизнеса / Под ред. Е..А. .Вартановой. Аспект-пресс, 2009

Темы программы

Тема 1.

Концептуальные основы печатных СМИ

Теоретическая часть раздела

Издание любой газеты или журнала начинается с разработки их концепции, цели и задачи, определения их основных направлений, содержательной модели. Учредители и издатели печатных изданий должны ясно представлять себе, для кого, для каких читателей они могут быть адресованы, какова их информационная ниша, заполняя которую можно рассчитывать на успех изданий, рост их популярности, тиража.

Концепция и модель изданий во многом в дальнейшем определяют формирование редакционных коллективов, управление контентом в печатных СМИ. Отсюда самые разные типы изданий, рассчитанных на различную читательскую аудиторию.

Практическая часть раздела

Ознакомление студентов с конкретными примерами концепций газет и журналов. Показ визуальный и характеристика ряда газет и журналов разной типологии, различной направленности.

Задание для студентов

Дома отобрать 6-8 различных газет и журналов -общественно-политических, деловых, ведомственных, молодежных, женских, детских, и желтых и т.п. Оценить их концептуальную направленность и типологию.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.200.

  2. Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского М., 2001

Тема 2.

Формирование редакционных структур. Журналистский коллектив. Коммерческая дирекция.

Теоретическая часть раздела

В соответствии с замыслом, концепцией печатного издания формируются редакционные коллективы для организации выпуска газет и журналов. В центральной прессе, где крупные коллективы, создаются самостоятельные редакции – творческие и коммерческие. Это, во-первых журналистский коллектив, призванный готовить все публикации номеров газет и журналов. И второй- генеральная дирекция или издательский дом, которые берут на себя все коммерческие функции по изданию, подписке, распространению, организации менеджмента и маркетинга в печатных СМИ. Специфика подборка кадров, их подготовки и расстановки являются важнейшей частью управления контентом в печатных СМИ.

В региональной прессе подготовку и выпуск изданий осуществляют, как правило, единые редакционные коллективы. Их формирование имеет свои специфические особенности.

Практическая часть раздела

Ознакомление студентов с принципами и методами формирования редакционных коллективов, структурами и штатными расписаниями редакций, должностными функциями основных редакционных специальностей и профессий.

Задание для студентов

Представить для семинарских занятий свои варианты структур и штатного расписания для районной, областной (краевой) и центральной газеты. Обсудить их в ходе учебного задания. Студенты при этом выступают как бы в роли главных редакторов изданий.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

Дополнительная литература

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002

Тема 3

Правовые основы функционирования печатного издания.

Теоретическая часть раздела

Редакции печатных изданий являются объектом правового регулирования. Система правового регулирования включает юридическое определение правового статуса редакций и самих изданий. Она предполагает процесс учреждения, регистрацию СМИ, определение учредителей и собственников, назначение главного редактора, генерального директора, утверждение Устава редакции. Определяется также правовой статус журналистов и других работников редакции путем разработки должностных инструкций и подписание контрактов. Все редакционные документы юридического характера строго основываются на действующем законодательстве, в том числе на федеральном законодательстве о СМИ.

Практическая часть раздела

Знакомство с конкретными образцами Устава редакции, формами регистрации юридического лица: государственное учреждение, закрытое (ЗАО) или открытое (АО) – акционерное общество, автономия некоммерческая организация и другие.

Задание для студентов

Отобрать несколько центральных газет и журналов, имеющих различные формы регистрации юридического лица, Устава, учредителей, собственников, издателей. Затем использовать в ходе учебных занятий.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации/ Ред.-сост. А.Г.Рихтер. 2-е изд. М., 1999.

  3. А.Г.Рихтер. Правовые основы журналистики. М.: Издательство МГУ, 2002.

Дополнительная литература

Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского М., 2001

Тема 4

Система и методы управления журналистским коллективом.

Теоретическая часть раздела

Основные правила управления редакцией изложены в ее Уставе. В этом документе четко прописаны отношения редакции с учредителем и издателем, их взаимные права и обязанности. Полномочия журналистского коллектива. Внутреннее управление осуществляется непосредственно главным редактором и генеральным директором. Они опираются на редколлегию, руководителей отделов и служб, творческих подразделений.

В основе управление – грамотно организованное перспективное и текущее планирование, системный контроль за исполнением намеченных планов выступлений в газете или журнале, а также за реализацией бизнес-планов.

Важным рычагом управления является также создание гибких систем нормирования, материального и морального стимулирования.

Практическая часть раздела

Знакомство с различными способами, методами и органами управления в редакциях на примерах конкретных газет и журналов. Организация деловой игры, когда студенты могут выступать в роли редактора отдела, ответственного секретаря, зам. главного редактора, главного редактора.

Задание для студентов

Подготовка определенных моделей управления в редакции для деловой игры

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Планирование работы в редакции. Под ред. С.М.Гуревича М., 1979

Дополнительная литература

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002

Тема 5

Маршрутная технология подготовки и выпуска печатного издания.

Теоретическая часть раздела

Главной целью редакции любого печатного издания является подготовка и выпуск в свет очередных номеров газет и журналов. Этой главной цели подчинена работа всех звеньев творческого коллектива и производственного - коммерческих служб. Все они должны быть вовлечены в единую цепочку. Главным документом обеспечивающим непрерывность технологического процесса по выпуску газеты или журнала является «Маршрутная технология; создаваемая в редакциях. Ее разработкой непосредственно занимается секретариат как главный штаб редакции.

Практическая часть раздела

Знакомство студентов с маршрутной технологией подготовки и выпуска печатных изданий во всех ее подробностях

Задание для студентов

Подготовить варианты основных позиций маршрутной технологии для анализа на учебных занятиях.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Планирование работы в редакции. Под ред. С.М.Гуревича М., 1979

Дополнительная литература

Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002

Тема 6

Экономические основы функционирования редакции: Бизнес-план.

Теоретическая часть раздела

Сегодня в условиях коммерциализации СМИ, ростом конкуренции на информационных рынках и непрерывного роста цен на бумагу, типографические расходы, аренду помещений, технические средства и редакционное оборудование резко возросла роль экономической работы, планово-экономического прогноза, организаций менеджмента и маркетинга в редакциях печатных изданий. Основы этой экономической работы в редакции должен знать любой журналист и выпускник магистрата

Практическая часть раздела

Ознакомить студентов с основными направлениями экономической работы, спецификой деятельности отделов и служб, непосредственно занимающихся экономической работой:планово-экономические отделы, бухгалтерия, издательский комплекс, отделы менеджмента и маркетинга, рекламные службы, отделы подписки и распространения печатных изданий.

Задание для студентов

Подготовка вариантов печатных изданий для обсуждения на семинарских занятиях.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. 2-е изд. М., 2001

Тема 7

Основные особенности экономического и производственного менеджмента.

Теоретическая часть раздела

Цели и задачи редакционного менеджмента:

  • Обеспечение экономической базы издания, получение прибыли;

  • Воспитания у всех работников редакции экономического мышления;

  • Четкое разделение функций журналистского коллектива и производственно-технических служб в налаживании экономического менеджмента;

  • Методы гибкой системы оплаты труда журналистов, технических и коммерческих работников;

  • Разработка основ гибкого регулирования экономической работы с помощью бизнес-плана, включающего ставки доходов и расходов.

Практическая часть раздела

Знакомство студентов с основами экономического и производственного менеджмента в редакциях печатного издания

Задание для студентов

Подготовить варианты бизнес-планов по самым основным разделам доходной и расходной частям для коллективного обслуживания в ходе семинарского занятия.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. 2-е изд. М., 2001

Тема 8

Редакционный маркетинг. Реклама в печатных СМИ.

Теоретическая часть раздела

Одной из основ редакционного менеджмента и условием его успеха служит маркетинг. Его главной целью и задачами является: изучение рынка печатных изданий; определение места на нем своей газеты или журнала, методов их продвижения на этот рынок; исследование читательской аудитории, установление обратной связи с читателями; организация подписки и распространения газеты или журнала. Организацией редакционного, издательского маркетинга занимаются специализированные службы редакции и коммерческого дирекции под управлением главного редактора и генерального директора (коммерческого директора)

Рекламно-информационная служба является важнейшим структурным подразделением, обеспечивающим наряду с подпиской на издание главную доходную статью редакции. Грамотный подбор и расстановка кадров в рекламной службе , умелое стимулирование их труда- залог успеха рекламной деятельности.

Практическая часть раздела

Ознакомление студентов с основными задачами и направлениями редакционного и производственного маркетинга, а также с организацией рекламно-информационной деятельностью редакции.

Задание для студентов

Подготовить свои предложения по организации маркетинга и рекламной работы на примере тех редакций, где удалось пройти производственную практику в ходе учебы на младших курсах. Использовать материал на семинарских занятиях в ходе коллективных обсуждений.

Основная литература

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. 2-е изд. М., 2001

  3. Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты. М., 1996

Дополнительная литература

Волкова В.В. Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Волковой М.: Аспект Пресс, 2004 Глава «Реклама в прессе» С.151-160

Раздел 2.

Содержание программы

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..